Ё
О)
faz. 2
Ю
СО
00 со
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения износостойкости зубча- тьсх: колес.
Целью изобретения является повышение износостойкости за счет повьше- ния эффективности использования мас- лоудерживающих канавок.
На фиг. 1 изображен зуб зубчатого колеса, вид в плане; на фиг. .2 - сечение по оси маслоудерживающей канавки ; на фиг. 3 - график изменения глубины маслоудерживающей канавки.
Колесо содержит зубья 1, на рабо- чих поверхностях 2 которых вьшолнены синусоидальные маслоудерживающие канавки 3. Глубина Н канавок 3 переменна по длине: меньшая на оси 4 симметрии синусоиды и большая в вершинах синусоиды.
При работе колеса в передаче (не показана) происходит взаимное перемещение зубьев колес со скоростью V. При этом происходит и принудительное перемещение масла в маслоудерживаю- щих канавках 3 вдоль них и по вектору скорости V. Последнее вызывает выброс масла из канавок 3 на рабочую поверхность 2 зубьев 1 и смазку пере- дачи.
При этом величина перемещения масла по направлению вектора скорости V не одинакова по всей протяженности L маслоудерживающей канавки 3, Она боль- ше в точках А и С и меньше в точке В, причем это изменение происходит плавно в зависимости от формы в плане канавки 3. Такое изменение величины смещения масла вдоль канавок Зин
о
5
0
направлении вектора скорости V определяется разложением силы трения, действующей на рабочую поверхность 2 при зацеплении зубчатых колес. В точ- ках А и С вектор этой силы полностью совпадает с направлением вектора скорости V и его велияние (вектора силы) на масло, находящееся в канавке 3 максимально, т.е. масло вытесняется из канавки на поверхность 2. При смещении от точки А к точке К происходит разложение вектора силы - вдоль вектора скорости V и вдоль канавки 3, т.е. на участке от точки А к точке В увеличивается смещение вдоль канавки 3 (для масла). Смещение вдоль канавки 3 максимально в точке В. В направлении от точки В к точке С - процесс обратный. Поэтому на участках канавки 3, где идет интенсивное вытеснение масла на поверхность 2, необходимо создавать увеличенный запас масла. Это и достигается тем, что глубина Н канавок 3 вьшолнена неравномерной, по длине об канавок. Она меньше на оси 4 симметрии синусоид и увеличивается от минимума до максимума в обе стороны от этой оси.
Формула изобретения
Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого вьшолнены маслоудерживаюш 1е канавки синусоидальной в плане формы, отличающееся тем, что, с целью повышения износостойкости, глубина канавок переменна по длине, меньшая - на оси симметрии синусоиды и большая - в вершинах синусоиды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2009 |
|
RU2401958C1 |
Зубчатое колесо | 1978 |
|
SU898191A1 |
Притир | 1982 |
|
SU1049238A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ КАРМАНОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛИ | 2010 |
|
RU2458776C2 |
Планетарный механизм | 1982 |
|
SU1044868A1 |
ПОРШЕНЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1999 |
|
RU2167326C2 |
Резец | 1983 |
|
SU1115856A1 |
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2012 |
|
RU2508463C2 |
ПРИТИР | 1997 |
|
RU2119422C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ШИНА | 2016 |
|
RU2662584C1 |
ipae. /
H,L
f ue.J
Изобретение относится к машиностроению | |||
Целью изобретения является повьшение износостойкости зубчатых колес | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
При этом созданы зоны с большим запасом масла в канавках, компенсирующие изменение их направления относительно вектора скорости взаимного перемещения зубьев колес | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1988-09-07—Публикация
1987-03-25—Подача