(54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Зубчатая передача | 1986 | 
 | SU1449753A1 | 
| Зубчатое колесо | 1987 | 
 | SU1421933A1 | 
| ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2009 | 
 | RU2401958C1 | 
| Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора | 2022 | 
 | RU2793981C1 | 
| СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ЧУГУННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2012 | 
 | RU2516955C1 | 
| ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1995 | 
 | RU2115848C1 | 
| СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТИХОХОДНЫХ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ | 2012 | 
 | RU2509937C1 | 
| ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 | 
 | RU2422689C1 | 
| Способ упрочнения зубчатой пары | 1987 | 
 | SU1507811A1 | 
| ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1999 | 
 | RU2188973C2 | 
 
		
         
         
             
            
Изобретение относится к зубчатым передачам, применяемым в машиностроении и приборостроении. Известно зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маелоудерживаюшие канавки равномерной глубины 1. Недостатком известного колеса является невозможность перетекания жидкой смазки по поверхности зубьев, что приводит к сниж нию долговечности зубчатого колеса. Цель изобретения - повышение долговечности. Поставленная цель достигается тем, что в зубчатом колесе, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки равномерной глубины, отношени площади канавок к номинальной площади ра чих поверхностей зубьев выбрано в пределах 30-33%, угол наклона канавок относительно вектораскольжения 0-47°, а отношение глубины канавок к величине модуля  колеса (4,7-0,33)-10На чертеже показано одно из зубьев колеса. На рабочей поверхности I зуба нанесены маслоудерживающие канавки 2, отношение площади которых к площади поверхности 1 выбрано в пределах 30-33%, угол f наклона канавок относительно вектора скольжения VCK 0-47°, а отнощенне глубины канавок к величине модуля колеса (4,7-0,33)-10 . При работе зубчатого колеса в передаче масло, удерживаемое в канавках, способствует действию гидродинамических микроэффектов равномерно по всей поверхности контакта. С увеличением толщины масляной пленки между контактирующими поверхностями зубчатых колес уменьшаются потери на трение и теплонапряженность в зоне контакта, что способствует увеличению срока службы зубчатой передачи. Кроме зтого, канавки служат ловущками инородных частиц, попадающих в зону контакта (продукты износа, абразивные частицы и т.п.). При работе зубчатых колес с консистентной смазкой канавки выполняют функцию резервуара, из которого смазывающие вещест ва вытягиваются в зону контакта  колеса. Применение предлагаемых зубчатых колес позволяет повыснть срок их службы, а также может быть эффективным при применении антнфрикщгонных покрытий, присадок, м нитной смазки. Формула изобретения Зубчатое колесо, на рабочих поверхностях зубьев которого выполнены маслоудерживающие канавки равномерной глубины, отличающееся тем, что, с целью повышешш долговечности, отношение площади канавок к номинальной площади рабочих поверхностей зубьев выбрано в пределах 30-33%, угол наклона канавок относительно вектора скольжения 0-47, а отношение глубины канавок к величине модуля колеса (4,70,33). 10Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 528410, кл. F 16 Н 57/04, 1973 (прототип).
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1978-01-03—Подача