гч
Изобретение относится к телеграфии и может использоваться для обучения операторов.
Цель изобретения - повышение точ- ности результирующих оценок путем исключения грубых ошибок.
На чертеже представлена структурная электрическая схема тренажера радиотелеграфиста.
Тренажер радиотелеграфиста содержит пульт оператора, включающий ключ 2 и триггер 3 режима работы, триггер 4, блок 5 злементов И, включающий первый 6 и второй 7 элементы И, элемент ИЛИ 8, электроакустический преобразователь 9,генератор 10 фиксированных частот, элемент И 11, первый 12 и второй 13 счетчики и блок 1А предъявления учебной программы, сое- тоящий из узла 15 регистрации и индикатора 16 первого режима работы, а также дешифратор 17, коммутатор 18, элемент ИЛИ-НЕ 19, дополнительный элемент И 20, элемент НЕ 21 и дополни- тельный блок 22 элементов И.
Тренажер радиотелеграфиста работает следующим образом.
При включении питания устанавливаются в исходное состояние узел 15 ре- гистрации, триггеры 3 и А и запускается генератор 10 фиксированных частот. В первом режиме работы оператор прослушивает одиночный имаульс, для чего он нажимает ключ 2 пульта one- ратора. Сигнал с выхода ключа 2 поступает на счетный вход триггера 3 режима работы и на единичный вход триггера 4. Триггер 3 режима работы переходит в состояние, при котором на его выходе, соединенном с первым элементом И 6, появляется высокий потенциал. На другой вход первого элемента И 6 поступает высокий потенциал с единичного выхода триггера 4. Через открытый элемент И 6 сигнал поступает на вход индикатора 16 первого режима работы, засвечивая его, а через элемент ИЛИ 8 - на выход электроакустического преобразователя 9 и на входы элемеН;Та И П и элемента НЕ 21.
Обучаемый прослушивает звуковой образ импульса. Длительность одиночного импульса задается изменением частоты генератора 10 фиксированных частот. Импульс с выхода генератора 10 фиксированных частот через открытый элемент И I1 поступают на вход первого счетчика 12. Импульс переноса с выхода первого счетчика 12 поступает на нулевой вход триггера 4 и переводит его в состояние, при котором на его единичном выходе появляется низкий потенциал. Элемент И 6 блока 5 злементов И закрывается, что вызывает формирование заднего фронта прослушиваемого одиночного импульса в первом режиме. При зтом индикатор 16 гаснет.
Во втором режиме обучаемый нажимает ключ 2, выдерживая длительность нажатия пГ. Число п 1, 2, 3,... задается в соответствии с методикой тренажа и инструкцией обучаемому. Предварительно инструктор с помощью коммутатора 18 устанавливает нижнюю (п - k)C и верхнюю границы (п k) допустимой ошибки, где k - I, 2,3,.. Это значит, что пределы допустимой ошибки определяются в общем случае величиной ± k , Если оператор выполняет ответное действие с ошибкой большей, чем : kT, то такое действие блокируется .
При нажатии ключа 2 пульта 1 оператора сигнал с его выхода поступает на счетный вход триггера 3 режима работы, единичный вход триггера 4 и вход второго элемента И 7 блока 5 элементов И. Кроме того, с вторых контактов ключа 2, соединенных с вторыми входами счетчиков 12 и 13, подается короткий импульс для установки их в исходное состояние. Триггер 3 режима работы переходит в состояние работы, при котором на его выходе, соединенном с элементом И 7, появляется высокий потенциал. На другой вход элемента И 7 поступает высокий потенциал с ключа 2 и через открытый элемент И 7 и элемент ИЛИ 8 сигнал поступает на вход электроакустического преобразователя 9, вход элемента И 11 и вход элемента НЕ 21. Обучаемый может на слух контролировать длительность формируемого импульса.
Импульсы с выхода генератора 10 фиксированных частот поступают через открытый элемент И 11 на вход первого счетчика 12. С вьосода первого счетчика 1 2 импульсы переноса поступают на вход второго счетчика 13. С момента выключения ключа 2 закрывается элемент И 11, подается низкий потенциал на вход элемента НЕ 21 и прекращается поступление импульсов с генератора 10 фиксированных частот на вход счетчи
ка 12. Обучаемый выполнил ответное действие, при этом ошибка может быть хшбо допустимой, либо превышать допустимые пределы.
Если ошибка является допустимой, ЧУ1СЛО импулвсов переноса, подсчитанное вторым счетчиком 13, таково что на выходах дешифратора 17 и коммутатора 18 имеются нули. При этом на выходе элемента ИЛИ-НЕ 19 присутствует потенциал, который подается на вход дополнительного элемента И 20, на другой вход которого подается высокий потенциал с выхода элемента НЕ 21. На выходе дополнительного элемента И 20 появляется сигнал, который поступает на соответствующий вход дополнительного блока 22 элементов И, открывает его, разрешая считьгаание информации с первого счетчика 12 в узел 15 регистрации блока 14 предъявления учебной информации.
Если ошибка превышает допустимые пределы, число импульсов переноса, подсчитанное вторым счетчиком 13, таково, что на одном из выходов дешифратора 17 и коммутатора 18 появляетс высокий потенциал, поступающий на вход элемента ИЛИ-НЕ 19. При этом на его выходе появляется низкий потенциал, который подается на вход дополнительного элемента И 20, на другой вход которого подается высокий потенциал с выхода элемента НЕ 21. Элемент И 18 остается закрытым, соответственно закрыт и дополнительный блок 22 элементов И, поэтому считывание иформации с первого счетчика. 12 не происходит.
Таким образом, в узле 15 регистрации регистрируются только те результаты испытаний, ошибка которых не превышает установленных экспериментатором пределов.
Использование изобретения позволяет повысить эффективность тренажера за счет получения более высокой точности результирующей оценки по сравнению с известными тренажерами. При ограниченном числе испытаний большие ошибки, вызванные случайными факторами, как бы маскируют истинный результат преобразований, что снижает качество тренажа в целом. В предлагаемом тренс1жере результирующая оценка более точна, что позволяет инструктору повысить качество управления тренажем, сделает его более эффективным. В целом это способствует сокращению времени тренажей, а также сроков подготовки радиооператоров.
20 Формула изобретения
Тренажер радиотелеграфиста по авт. св. N 1068977, отличающий- с я тем, что, с целью повышения точности результирующих оценок за счет исключения грубых оптбок, в него введены дешифратор, коммутатор, элемент ИПИ-НЕ, дополнительный элемент И,Jлe- мент НЕ и дополнительный блок элементов И, через который выходы первого счетчика соединены с соответствующими входами блока предъявления учебной программы, причем выходы второго счетчика через дешифратор соединены с входами коммутатора, выходы которого подключены к входам элемента ИЛИ- НЕ, выход которого соединен с первым входом дополнительного элемента И, второй вход которого через элемент НЕ подключен к выходу элемента ИЛИ, при этом выход дополнительного элемента И соединен с соответствующим входом дополнительного блока элементов И, а второй вход элемента И подключен к
выходу элемента ИЛИ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1987 |
|
SU1429154A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1589303A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1980 |
|
SU896666A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1176369A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU938299A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1166166A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1987 |
|
SU1441447A1 |
Изобретение относится к телеграфии, модет использоваться для обучения операторов. Цель изобретения - повышение точности результирующих оценок за счет исключения грубых ошибок. Тренажер содержит пульт I оператора, включающий ключ 2 и триггер 3 режима работы, триггер 4, блок 5 элементов И, элемент ИЛИ 8, электроакустический преобразователь 9, г-р 10 фиксированных частот, элемент И 11, счетчики 12 и 13, блок 14 предъявления учебной программы, включающий узел 15 регистрации и индикатор 16. Введены дешифратор 17, коммутатор 18, элемент ИЛИ-НЕ 19, элемент И 20, элемент НЕ 21 и дополнительный блок 22 элементов И. В узле 15 регистрации будут регистрироваться только те результаты испытаний, ошибка которых не превышает установленных экспериментатором пределов. В предлагаемом тренажере результирующая оценка будет более точной, что позво;шт инструктору повысить качество управления тренажем, сделает его более эффективным. В целом это будет способствовать сокращению времени тренажей, а также сроков подготовки радиооператоров. 1 ил. (Л
Тренажер радиотелеграфиста | 1982 |
|
SU1068977A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-09-15—Публикация
1987-02-24—Подача