Изобретение относится к области учебных моделей, тренажеров и может найти применение при организации обучения технического персонала методам эксплуатации линейных трактов многоканальных цифровых систем передачи информации.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения возможности моделирования ряда повреждений линии и обеспечения возможности проверки преподавателем действий обуча- ю0 егося.
На чертеже показана структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит последовательно соединенные генератор 1 (испытательного сигнала), передатчик 2, ими татор 3 участка колебаний линии, выход которого подключен к входу линейного регенератора 4, входящего в состав промежуточной станции 5, имитатор 6 установки кабельной линии, приемник 7, передатчик 8, имитатор 9 участка кабельной линии, линейный регенератор 10, имитатор 11 участка кабельной линии, приемник 12, элемент 13 нагрузки, коммутатор 14, блок 15 предъявления учебной информации, блок- 16 задания производственных ситуаций, пульт 17 управления,- информационное табло 18, пульт 19 преподавателя, блоки 20 и 21 окончания линейного тракта.
Устройство работает следующим образом.
Генератор 1 формирует псевдослучайную импульсную последовательность Период такой последовательности равен 127 тактовым интервалам, причем в составе испытательного сигнала присутствуют все комбинации нулей и единиц, которые могут быть в групповом линейном сигнале. Амплитуда, форма и временные соотношения испыта- ..тельного сигнала также полностью совпадают с аналогичными параметрами линейного сигнала. Поэтому прохождение испытательного сигнала через входящие в состав стенда блоки реальной аппаратуры и имитаторы 3, 6, 9 и 11 участков кабельной линии, представляющие собой искусственные линии, величина и характеристика затухания которых в полосе частот группового линейного сигнала с достаточной степенью точности совпадают с ха10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
рактеристиками линейного кабеля, полностью имитируют прохождение группового линейного сигнала через ряд регенерационных участков линии связи, уплотненной цифровой системой передачи.
Испытательный сигнал с выхода генератора 1 поступает на передатчик 2, блок 20 и далее через блок 16 на имитаторы 3 и 6, регенератор 4, приемник 7, передатчик 8, имитаторы 9 и 11, регенератор 10, приемник 12 и элемент 13 нагрузки. В случае отсутствия команд вводы Вход сигнала и соответствующий ему Выход сигнала соединены между собой и испытательный сигнал проходит через блок 16 без искажений. Наблюдение испытательного сигнала учащимися в разных точках стенда производится при помощи электронного осциллографа блока 15. Каждая из контрольных точек, выведенных на блоки 20 и 21 и регенераторы 4 и 10 (общее число этих точек достигает 40) соединяется с соответствующим входным гнездом коммутатора 14, которьш осуществляет поочередное подключение указанных контрольных точек к входу блока 15. Наблюдаемые на экране блока 15 осциллограммы -напряжений в различных точках стенда сравниваются с эталонными, что позволяет учащимся сделать выводы о состоянии проверяемых узлов.
Для имитации производственных ситуаций преподаватель с пульта 19 подает команды путем производства переключений на пульте 17. Прохождение команд подтверждается включением соответствующих индикаторов на табло 18, Команды вызывают следующие переключения в блоке 16:
обрыв одного провода соединительной линииi
обрьт двух проводов соединительной ЛИНИИ;
увеличение затухания в одном из проводов (асимметрию соединительной линии)i
увеличение затухания соединительной линии в целом;
замыкание на землю одного из проводов ;
короткое замыкание пары проводов соединительной линии.
Учащиеся при помощи блока 15, а также приборов и индикаторов на ячейках, входящих в блоки 20.и 21,
31
обнаруживают неисправность и локализуют ее.
Все переключения, производимые преподавателем, отражаются на табло 18 в виде зажигания соответствующих светодиодов на мнемосхеме-таблице возможных повреждений, Информ.ация, отображенная на табло 18, позволяет исключить ошибочную оценку препо- давателем промоделированной ситуации
Коммутатор 14 представляет собой асинхронное переключающее устройство с ручным управлением, выполненное на базе серийно выпускаемых клавиш- ных или кнопочных переключателей. Возможен вариант выполнения коммутатора 14 в виде коммутационного поля, на котором устанавливаются гнезда для подключения к ним штеккера, соединенного с входом блока 15. Переключение коммутатора 14 производится учащимся в соответствии с программой лабораторной работы.
Ключи блока 16 реализуются на базе логических элементов 2 И-НЕ, Ключи блока 16 служат для коммутации цифрового сигнала со стандартными уровнями О и 1 ТТЛ, составляющим 0,4 и 2,4В, поэтому сами ключи иска- жений в сигнал не вносят. Резисторы блока 16 служат для создания дополнительного затухания в цепи передачи цифрового сигнала в случае запирания ключа блока 16, Это дополнительное затухание имитирует увеличение затухания моделируемой линии передачи цифровой информации. Включение резистора вызывает искажения цифрового сигЯала в виде меньшения его ампли- туды, соответствующее искажениям, возникающим при некоторых аварийных ситуациях, связанных с повреждением линейно-кабельных сооружений.
Коммутатор 14 и блок 15- служат дл наблюдения осциллограмм и измерения основных параметров сигнала в контрольных точках стенда.
Табло 18 служит только для конт- .роля и подтверждения команд, посту- пающих с пульта 17 на блок 16, Команда подается нажатием одной из клавиш на пульте 17, если команда исполняется, то на табло 18 зажигается соответствующий светодиодный индикатор, после чего учащийся при помощи коммутатора 14 и блока 15 может приступат в поиску имитируемой неисправности линейного тракта.
5 0
5 о Q
5
0 g
5
524
Изобретение позволяет ускорить процесс об учеиия технического персонала приемам эксплуатации, контроля и ремонта оборудования линейного тракта цеп. Опыт эксплуатации макета стенда показывает, что учебный процесс может быть в значительной степени интенсифицирован.
Формула изобретения
Устройство для обучения операторов систем передачи информации, содержащее генератор, синхровыход которого соединен с соответствующим входом блока предъявления учебной информации, а информационные выходы - с соответствующими входами первого передатчика, контрольный выход которого подключен к первому входу коммутатора, первый имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствук1щи ш входами первого линейного регенератора, контрольный выход которого подключен к второму входу коммутатора, второй имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующими входами первого приемника, информационные выходы которого подключены к соответствую1цим входам второго передатчика, контрольный выход которого соединен с TpeTbvtM входом коммутатора, выход которого подключен к информационному входу блока предъявления учебной информации, третий имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующими входами второго линейного регенератора, контрольньш выход которого подключен к четвертому входу коммутатора, второй приемник, входы которого соединены с соответствзтощими выходами четвертого имитатора участка кабельной линии, а выходы - с соответств ующими входами элемента нагрузки, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены пульт управления, информационное табло и блок задания производственных ситуаций, контрольные входы которого соединены с со- ответств ующими входами информационо- го табло, управляющие входы - с соответствующими выходами пульта управления, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой сигнальные входы - соответ
9
ственно с первым и вторьм информа--вертьй, пятый, шестой, седьмой и
ционными выходами перпого передат-восьмой сигнальные выходы - с первым
чика, первым и вторым информационны-и вторым входами перпого, второго, ми выходами первого линейного регене- третьего и четвертого имитаторов
ратора, первым и вторым информацион-участка кабельной линии соответстньми выходами второго передатчикавенно, пятый и шестой входы коммуи с первым и вторым информационнымитатора подключены к контрольным
выходами второго линейного регенера-выходам соответственно первого и вто- ;тора, а первый, второй, третий, чет- «д рого приемников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя | 1979 |
|
SU841018A1 |
Устройство для отображения учебной информации | 1977 |
|
SU693427A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Устройство для обучения | 1988 |
|
SU1531124A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982063A1 |
Устройство телеконтроля для обнаружения неисправного регенерационного участка линии передачи цифровой информации | 1974 |
|
SU540387A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU767814A1 |
Устройство для контроля регенератора цифровой системы передачи | 1979 |
|
SU884162A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1742785A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU966724A1 |
Изобретение отнрсится к области учебных моделей и может найти применение при организации обучения технического персонала методам эксплуатации линейных трактов ДСП. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство представляет собой стенд, состоящий из генератора 1 (испытательного сигнала), имитаторов 3, 6, 9, 11 ; участков кабельной линии, блокэв 20, 21 окончания линейного тракта и линейных регенераторов 4, 10, через которые пропускается испытательньй сигнал коммутатора 14 для наблюдения осциллограмм сигнала в различных точках стенда на экране блока 15 предъявления учебной информации, а также блока 16 задания производственных ситуаций, пульта 17 управления и информационного табло 18. Устройст-„ во позволяет моделировать ряд пов- SS реждений линии связи с контролем действий оператора преподавателем. 1 ил. СЛ
Устройство для проведения лабораторных работ по электротехнике | 1984 |
|
SU1211799A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Вестник связи, 1985, К 8, с | |||
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Авторы
Даты
1988-10-07—Публикация
1986-06-27—Подача