Устройство для обучения операторов систем передачи информации Советский патент 1988 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1429152A1

Изобретение относится к области учебных моделей, тренажеров и может найти применение при организации обучения технического персонала методам эксплуатации линейных трактов многоканальных цифровых систем передачи информации.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения возможности моделирования ряда повреждений линии и обеспечения возможности проверки преподавателем действий обуча- ю0 егося.

На чертеже показана структурная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит последовательно соединенные генератор 1 (испытательного сигнала), передатчик 2, ими татор 3 участка колебаний линии, выход которого подключен к входу линейного регенератора 4, входящего в состав промежуточной станции 5, имитатор 6 установки кабельной линии, приемник 7, передатчик 8, имитатор 9 участка кабельной линии, линейный регенератор 10, имитатор 11 участка кабельной линии, приемник 12, элемент 13 нагрузки, коммутатор 14, блок 15 предъявления учебной информации, блок- 16 задания производственных ситуаций, пульт 17 управления,- информационное табло 18, пульт 19 преподавателя, блоки 20 и 21 окончания линейного тракта.

Устройство работает следующим образом.

Генератор 1 формирует псевдослучайную импульсную последовательность Период такой последовательности равен 127 тактовым интервалам, причем в составе испытательного сигнала присутствуют все комбинации нулей и единиц, которые могут быть в групповом линейном сигнале. Амплитуда, форма и временные соотношения испыта- ..тельного сигнала также полностью совпадают с аналогичными параметрами линейного сигнала. Поэтому прохождение испытательного сигнала через входящие в состав стенда блоки реальной аппаратуры и имитаторы 3, 6, 9 и 11 участков кабельной линии, представляющие собой искусственные линии, величина и характеристика затухания которых в полосе частот группового линейного сигнала с достаточной степенью точности совпадают с ха10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

рактеристиками линейного кабеля, полностью имитируют прохождение группового линейного сигнала через ряд регенерационных участков линии связи, уплотненной цифровой системой передачи.

Испытательный сигнал с выхода генератора 1 поступает на передатчик 2, блок 20 и далее через блок 16 на имитаторы 3 и 6, регенератор 4, приемник 7, передатчик 8, имитаторы 9 и 11, регенератор 10, приемник 12 и элемент 13 нагрузки. В случае отсутствия команд вводы Вход сигнала и соответствующий ему Выход сигнала соединены между собой и испытательный сигнал проходит через блок 16 без искажений. Наблюдение испытательного сигнала учащимися в разных точках стенда производится при помощи электронного осциллографа блока 15. Каждая из контрольных точек, выведенных на блоки 20 и 21 и регенераторы 4 и 10 (общее число этих точек достигает 40) соединяется с соответствующим входным гнездом коммутатора 14, которьш осуществляет поочередное подключение указанных контрольных точек к входу блока 15. Наблюдаемые на экране блока 15 осциллограммы -напряжений в различных точках стенда сравниваются с эталонными, что позволяет учащимся сделать выводы о состоянии проверяемых узлов.

Для имитации производственных ситуаций преподаватель с пульта 19 подает команды путем производства переключений на пульте 17. Прохождение команд подтверждается включением соответствующих индикаторов на табло 18, Команды вызывают следующие переключения в блоке 16:

обрыв одного провода соединительной линииi

обрьт двух проводов соединительной ЛИНИИ;

увеличение затухания в одном из проводов (асимметрию соединительной линии)i

увеличение затухания соединительной линии в целом;

замыкание на землю одного из проводов ;

короткое замыкание пары проводов соединительной линии.

Учащиеся при помощи блока 15, а также приборов и индикаторов на ячейках, входящих в блоки 20.и 21,

31

обнаруживают неисправность и локализуют ее.

Все переключения, производимые преподавателем, отражаются на табло 18 в виде зажигания соответствующих светодиодов на мнемосхеме-таблице возможных повреждений, Информ.ация, отображенная на табло 18, позволяет исключить ошибочную оценку препо- давателем промоделированной ситуации

Коммутатор 14 представляет собой асинхронное переключающее устройство с ручным управлением, выполненное на базе серийно выпускаемых клавиш- ных или кнопочных переключателей. Возможен вариант выполнения коммутатора 14 в виде коммутационного поля, на котором устанавливаются гнезда для подключения к ним штеккера, соединенного с входом блока 15. Переключение коммутатора 14 производится учащимся в соответствии с программой лабораторной работы.

Ключи блока 16 реализуются на базе логических элементов 2 И-НЕ, Ключи блока 16 служат для коммутации цифрового сигнала со стандартными уровнями О и 1 ТТЛ, составляющим 0,4 и 2,4В, поэтому сами ключи иска- жений в сигнал не вносят. Резисторы блока 16 служат для создания дополнительного затухания в цепи передачи цифрового сигнала в случае запирания ключа блока 16, Это дополнительное затухание имитирует увеличение затухания моделируемой линии передачи цифровой информации. Включение резистора вызывает искажения цифрового сигЯала в виде меньшения его ампли- туды, соответствующее искажениям, возникающим при некоторых аварийных ситуациях, связанных с повреждением линейно-кабельных сооружений.

Коммутатор 14 и блок 15- служат дл наблюдения осциллограмм и измерения основных параметров сигнала в контрольных точках стенда.

Табло 18 служит только для конт- .роля и подтверждения команд, посту- пающих с пульта 17 на блок 16, Команда подается нажатием одной из клавиш на пульте 17, если команда исполняется, то на табло 18 зажигается соответствующий светодиодный индикатор, после чего учащийся при помощи коммутатора 14 и блока 15 может приступат в поиску имитируемой неисправности линейного тракта.

5 0

5 о Q

5

0 g

5

524

Изобретение позволяет ускорить процесс об учеиия технического персонала приемам эксплуатации, контроля и ремонта оборудования линейного тракта цеп. Опыт эксплуатации макета стенда показывает, что учебный процесс может быть в значительной степени интенсифицирован.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов систем передачи информации, содержащее генератор, синхровыход которого соединен с соответствующим входом блока предъявления учебной информации, а информационные выходы - с соответствующими входами первого передатчика, контрольный выход которого подключен к первому входу коммутатора, первый имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствук1щи ш входами первого линейного регенератора, контрольный выход которого подключен к второму входу коммутатора, второй имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующими входами первого приемника, информационные выходы которого подключены к соответствую1цим входам второго передатчика, контрольный выход которого соединен с TpeTbvtM входом коммутатора, выход которого подключен к информационному входу блока предъявления учебной информации, третий имитатор участка кабельной линии, выходы которого соединены с соответствующими входами второго линейного регенератора, контрольньш выход которого подключен к четвертому входу коммутатора, второй приемник, входы которого соединены с соответствзтощими выходами четвертого имитатора участка кабельной линии, а выходы - с соответств ующими входами элемента нагрузки, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены пульт управления, информационное табло и блок задания производственных ситуаций, контрольные входы которого соединены с со- ответств ующими входами информационо- го табло, управляющие входы - с соответствующими выходами пульта управления, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой сигнальные входы - соответ

9

ственно с первым и вторьм информа--вертьй, пятый, шестой, седьмой и

ционными выходами перпого передат-восьмой сигнальные выходы - с первым

чика, первым и вторым информационны-и вторым входами перпого, второго, ми выходами первого линейного регене- третьего и четвертого имитаторов

ратора, первым и вторым информацион-участка кабельной линии соответстньми выходами второго передатчикавенно, пятый и шестой входы коммуи с первым и вторым информационнымитатора подключены к контрольным

выходами второго линейного регенера-выходам соответственно первого и вто- ;тора, а первый, второй, третий, чет- «д рого приемников.

Похожие патенты SU1429152A1

название год авторы номер документа
Автоматизированный класс для обу-чЕНия и КОНТРОля зНАНий учАщиХСя 1979
  • Аванесян Владимир Самвелович
  • Казанский Юрий Михайлович
  • Петров Александр Семенович
SU841018A1
Устройство для отображения учебной информации 1977
  • Нарушевич Виктор Николаевич
  • Игнатов Игорь Александрович
  • Тарасюк Александр Петрович
SU693427A1
Обучающее устройство 1980
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Новиков Владимир Андреевич
  • Федотов Николай Дмитриевич
SU875434A1
Устройство для обучения 1988
  • Гольдфельд Лев Наумович
  • Галиев Анвар Лутфракманович
SU1531124A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Кунцевич Марина Всеволодовна
  • Марковский Александр Петрович
SU982063A1
Устройство телеконтроля для обнаружения неисправного регенерационного участка линии передачи цифровой информации 1974
  • Поляк Марк Урьевич
  • Поляк Любовь Марковна
  • Меккель Андрей Максович
  • Старостин Юрий Николаевич
  • Птичников Марк Матвеевич
SU540387A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU767814A1
Устройство для контроля регенератора цифровой системы передачи 1979
  • Новиков Эдуард Викторович
  • Рубинштейн Этель Наумовна
SU884162A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1990
  • Андронов Виктор Геннадьевич
  • Гокинаев Виктор Александрович
  • Юдин Алексей Алексеевич
  • Филиппов Валерий Николаевич
  • Ткачев Василий Павлович
SU1742785A1
Обучающее устройство 1979
  • Лаврентьев Николай Алексеевич
  • Троицкий Вадим Николаевич
  • Рымашевский Георгий Адольфович
  • Шаринский Арпад Арпадович
  • Макаревич Инна Ивановна
  • Рудик Василий Иванович
SU966724A1

Реферат патента 1988 года Устройство для обучения операторов систем передачи информации

Изобретение отнрсится к области учебных моделей и может найти применение при организации обучения технического персонала методам эксплуатации линейных трактов ДСП. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство представляет собой стенд, состоящий из генератора 1 (испытательного сигнала), имитаторов 3, 6, 9, 11 ; участков кабельной линии, блокэв 20, 21 окончания линейного тракта и линейных регенераторов 4, 10, через которые пропускается испытательньй сигнал коммутатора 14 для наблюдения осциллограмм сигнала в различных точках стенда на экране блока 15 предъявления учебной информации, а также блока 16 задания производственных ситуаций, пульта 17 управления и информационного табло 18. Устройст-„ во позволяет моделировать ряд пов- SS реждений линии связи с контролем действий оператора преподавателем. 1 ил. СЛ

Формула изобретения SU 1 429 152 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1429152A1

Устройство для проведения лабораторных работ по электротехнике 1984
  • Паршинцев Николай Васильевич
  • Бубело Виль Власович
  • Чекаев Ахметриза Гисметович
  • Никулин Игорь Вениаминович
SU1211799A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Вестник связи, 1985, К 8, с
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1

SU 1 429 152 A1

Авторы

Абрамов Георгий Александрович

Гитлиц Габриэль Владимирович

Мурадов Сахат Гургенович

Птичников Марк Матвеевич

Даты

1988-10-07Публикация

1986-06-27Подача