Обучающее устройство Советский патент 1982 года по МПК G09B9/00 G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU966724A1

(54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Похожие патенты SU966724A1

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1981
  • Лаврентьев Николай Алексеевич
  • Троицкий Вадим Николаевич
  • Рымашевский Георгий Адольфович
  • Шаринский Арпад Арпадович
  • Ладыжин Игорь Михайлович
  • Макаревич Инна Ивановна
  • Рудик Василий Иванович
SU997078A1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА 1973
SU395888A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1981
  • Рожков Станислав Михайлович
SU1112387A2
Обучающее устройство 1982
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1024964A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1977
  • Паутов Василий Петрович
  • Ноздрин Николай Семенович
  • Карпель Станислав Михайлович
  • Карманов Валентин Федорович
  • Кругликов Игорь Александрович
  • Арансон Ефим Рувимович
  • Кривоносов Алерий Иванович
  • Орловская Сарра Шмильевна
SU734791A1
Обучающее устройство 1984
  • Галиев Анвар Лутфрахманович
  • Гольдфельд Лев Наумович
SU1246126A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ «ДИГОЛ\И-1». 1972
SU453728A1
Обучающая машина для изучения иностранных языков 1970
  • Бобков А.В.
  • Подкопаев Б.И.
  • Червякова Л.Д.
SU380192A1
Устройство для контроля знанийОбучАЕМыХ 1979
  • Рожков Станислав Михайлович
  • Гайдук Виктор Иванович
  • Ферчук Евгений Ефремович
SU830502A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1981
  • Кишинец Алексей Моисеевич
  • Еремеев Сергей Матвеевич
  • Иванова Татьяна Владимировна
  • Сурин Борис Сергеевич
  • Кобылин Анатолий Михайлович
SU1012318A1

Иллюстрации к изобретению SU 966 724 A1

Реферат патента 1982 года Обучающее устройство

Формула изобретения SU 966 724 A1

Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение в качестве тренажера водителей автотанспорта. Известно обучающее устройство, содержащее пульт преподавателя и пульты обучаемых, каждый из которых состоит из блока индикации, клавиатур ного блока, кодирующего блока, запоминающего блока и датчика количества ошибок 1 . Недостатком известного устройства является невысокая эффективность обучения. Цель изобретения - повышение эффективности обучения. Поставленная цель достигается тем что обучающее устройство, содержащее пульт преподавателя и пульты обучаемых, каждый из которых состоит из блока индикации, клавиатурного блока, кодирующего блока, запоминающего блока и датчика количества ошибок, имеет согласно изобретению логичесКИЙ блок, кольцевой коммутатор и блок запрета ошибки, переключатель режимов, размещенный на пульте преподавателя, а каждый пульт обучаемого снабжен индивидуальным переключателем, при этом логический блок связан с пультом преподавателя, переключатель режимов которого, через кольцевой коммутатор подключен к соответствующим блокам индикации, индивидуальным переключателям, кодирующим блоком, запоминающим блокам и датчиком количества ошибок, причем в каждом пульте обучаемого индивидуальный переключатель соединен с клавиатурным блоком и блоком индикации , а выходы кодирующего блока и датчика количества ошибок .через блок запрета ошибки подключены к одному из входов запоминающего блока. На фиг. 1 представлено обучающее устройство, общий вид; на фиг. 2 функциональная схема устройства. Обучающее устройство Содержит пульт преподавателя, кольцевой ком мутатор 2, пульты 3 обучаемых, клавиатурные блоки. Ц, световой информатор ответов 5 звуковой информатор нарушений 6, световой информатор нарушений 7, компостер 8, выключатель пульта обучаемого 9, кнопки Компостер - сброс 10, Запрос 11, переключатель режимов 12, переключатель временных интервалов 13, счетчик ошибок k, кнопки запроса ответов и ошибок 15, световой информатор результата ответа Сдал 16, Не сдал 17, переключатель кодов 18, индивидуальный переключатель 19, кнопки аппарата учащегося 20, кнопки кнопочной стадии 21, информаторы резуль татов ответа .Отвечайте 22, Повторите 23, Сдал 2, Не сдал 25, Вруемя 26, световой предъявитель во просов билета 27, логическийблок 28 Функциональная схема обучающего устройства состоит из блоков управле ний 29 и блоков индикации 30 пульта преподавателя, связанного через коль цевой коммутатор 2 с управлением пул та обучаемого, состоящего из коммутатора 31 кодирующего блока 32, бло ка 33 предъявления очередного вопрос запоминающего блока 3, датчика .врем ни экзамена 35. анализатора правильности ответа 36, блока индикации оценки и ошибок 37, датчика количест ва ошибок 38, блока запрета ошибки 3 блока управления вводом информации k Блок индикации пульта обучаемого содержит информатор.результатов ответа соответственно Отвечайте 22, Повторите 23, Сдал 2, Не сдал 25, Время 26. Устройство работает в шести режимах обучения, которые обозначаются , в коммутирующем блоке 32 символами в соответствии с режимами обучения: О - опрос, Л - логика, Н - навык, Р - репетитор, Т - тренировка, Э - экзамен, на основании которых дано название обучающему устройству ЭЛТРОН. Работа устройства в каждом режиме описывается функциональной схемой на фиг. 2. Направление информации через коммутирующий блок 32 для каждого режима обозначено .стрелкой под его символом, от-, сутствие информации - знаком X. Переключение режимов осуществляется следующим образом. 3 4 Преподаватель включает переключатель режимов 12 на соответствующий режим в соответствии с символом и предлагает выполнить эту операцию учащимся с индивидульным переключателем 19 на каждом пульте 3- Несоответствие установок переключателей сигнализируется звуковым 6 и световым 7 информаторами нарушений, которые включаются посредством кольцевого коммутатора 2, запрашивающего последовательно каждый из переключателей 19. Преподаватель работает с ЭЛТРОНом во всех режимах, но объем его трудозатрат различен. В режиме Опрос он должен предъявить вопрос с пятью предполагаемыми ответами, один из которых правильный, и .подсчитать с помощью обучающего устройства количество ответов под каждый номер нажатых кнопок. При необходимости преподаватель запрашивает какой-либо из пультов обучаемого или клавиатурный блок для индивидуальной беседы с учащимся по результатам ответа на вопрос и сбрасывает результаты ответов для того, чтобы задавать следующий вопрос. В режимах Репетитор, Навык, Тренировка преподаватель меняет билеть в пультах обучаемого, переключает их на соответствующую программу и задает режим обучения, переключив в соответствующую позицию переключатель 12. Преподаватель конт- ролирует по световому и звуковому информаторам нарушений 7 и 6 установку переключателя 19 в соответствующие режимы. При сигналах Сдал или Не сдал он проверяет, нажав кнопку Запрос, по свету ламп 5 количество правильных ответов в любом из пультов 3. Кроме того, в режиме Экзамен кнопки Сброс 11 преподаватель включает первый вопрос билета и снимает предыдущую информацию на каждом пульте обучаемого. Переключателем 13 временных интервалов он ограничивает время экзамена. Одновременным нажатИем кнопок 10 и 11 компостером 8 ставит оценку на личной карте учащегося. Кольцевой коммутатор 2 представляет собой устройство, состоящее из генератора импульсов и шагового искателя . Работает такой кольцевой коммутатор следующим образом. Генератор импульсов выдает сигналы каждой на один шаг шагового искателя, а шаговы искатель на каждом шагу соединяет каналы связи для одного из пультов обучаемого. Одной из кнопок Запрос 11 можно остановить шаговый искатель на соответствующей ее номеру позиции и получить необходимую информацию о работе данного аппарата учащегося, работающего под этим нбмером: в режиме Опрос - об номере выбранного ответа, учащимся; в режимах Навык, Тренировка, Репетитор , Экзамен - об ошибках на десять вопросов билета по свету ламп световой информации ответов 5- Кнопкой 15 запроса количества ответов и ошибок шаговый искатель в каждой позиции от ячейки памяти, соответствующей нажатой кнопке 20 и 21 каждого пульта 3 и клавиатурного блока Ц, передает сигналы на счетчики Н, где под считываются все ответы. Когда кнопки 15 и 11 запросов не нажаты,, кольцевой коммутатор 2 работает в непрерывном режиме и на каждом шагу вы являет нарушения, т.е. несоответствия заданного режима обучения по пе реключателю 12 с переключателями 19, сопровождающиеся световым сигналом нарушений от лампь 7 соответствующей номеру пульта .обучаемого, и звуком от динамика, вмонтированного в звуковой информатор нарушения 6. . В предложенном обучающем устройст ве имеется возможность подсоединения для передачи сигналов от кнопок пуль тов 3- Эти сигналы должны быть обработаны соответствующим образом для того, чтобы логический блок мог их сравнить со своей программой, предна значенной для анализа выдаваемой сиг нальной информации от кнопок 20 и 21 Возможность подключения автономных ло гических блоков 28, включая ЭВМ, не ограничивает типа ЭВМ..После включения обучающего устройства с ним производятся следующие действия. В режиме Опрос, при установке переключателей режимов в положение, обозна ченное символом О, устройство работает следующим образом. Преподаватель с помощью информационных средств, например, диапроекто ра , на экране всему классу задает вопрос и к нему предлагает не более пяти ответов, один из которых - правильный. Учащийся выбирает цифровое обозначение правильного ответа и нажимает соответствующую кнопку 20 или 21 пульта обучаемого 3 или клавиатурного блока А. Информация от блока 0 при нажатой одной из кнопок 20 или 21 , поступает в запоминающий блок, откуда посредством кнопки запроса ответов и ошибок 15 через кольцевой коммутатор 2 подсчитывается количество различных ответов (т.е. количество нажатых кнопок) по всему классу. При нажатии кнопки запроса 11 на пампах светового информатора 5 высвечиваются номера нажатых кнопок 20 или 21 соответствующих пульта 3 и клавиатурного блока . Повторным нажатием кнопки 15 осуществляется сброс ответов из запоминающего блока режиме Логика функции запоминающего блока З, кодирующего блока 32 и анализатора.Зб выполняет логический блок 28, например ЭВМ с большой памятью. Информация от кнопок 20 или 21 блока управления Цй через кольцевой коммутатор 2 и пульт преподавателя 1 поступает в логический блок Р этом контролируется блоком индикации оценки и ошибок 37В режимах Навык устройство с помощью светового информатора 27 предъявляет десять вопросов билета. Каждый вопрос освещается до тех пор пока не будет найден ответ посредством нажатой кнопки/ соответствующей правильному из пяти предложенных к вопросу ответов. При этом подсвечивается один из вопросов билета наложенного на гнезда светового предъявителя вопросов 27- В случае неправильного ответа остается подсветка на заданном вопросе, при правильном ответе подсветка с этого вопроса снимается и подсвечивается следующий вопрос. При каждой нажатой кнопке 20 сигнал поступает от блока управления вводом информации kQ в анализатор правильности ответа 36, где он сравнивается с кодом ответа, поступающим от кодирующего блока 32, и далее дает разрешение блоку 33 предъявить следующий вопрос. Сигнал от кнопок 20 поступает через блок управления 0 в анализатор правильности ответа 36, а от него через кольцевой коммутатор 2 и блок индикации 30 к световым информаторам 16 Сдал или 17 Не сдал. В момент отпускания кнопок 20 световая информация Сдал - Не сдал снимается. В режиме Тренировка устройство через световой информатор 27 предъявляет учащемуся последовательно десять вьпррсов билета. При нажатии одной из кнопок 20 сигнал поступает в блок предъявления очередного вопроса 33 и в блок анализа правильнос ти ответа 36, откуда после сравнения с кодом ответа от блока 32 передается в запоминающий блок По окончании ответа на билет через блок индикации оценки и ошибок 37.включается информация в пульте 3 обучаемого. При превышении допустимой норм количества ошибок,ограниченной блоком 38, включается сигнализация 23 Повторите на пульте 3 и Не сдал в пульте 1 преподавателя в случае превышения нормы ошибок, или сигналы 16 и 2Ц Сдал при норме ошибок. В этом режиме включается световой предъявитель 27 всех вопросов, на ко торые даны ответь. Учащийся обязан изучить учебный материал по этим вопробам и повторить ответы на билет пока не добьется сигнализации Сдал По ходу работы в этом режиме препода- з ватель может, нажав кнопку запроса 1 через кольцевой коммутатор 2 и блок индикации 30 от запоминающего блока 3 получить информацию на световом информаторе ответов 5 об ответах, на которые дан правильный (сигнал есть) или неправильный ответ (сигнал нет) В режиме Репетитор устройство работает также как и в режиме Тренировка за исключением освещения световым предъявителем 27 вопросов, на которые дан правильный ответ по окончании работы в данном режиме. Учащийся в этом режиме перед повторным циклом otBeTOB обязан повторить всю тему билета. В режиме Тренировка и Репетитор учащийся может повторять количество попыток ответов на билет неограничено без вмешательства препода вателя, так как датчик количества ош бок 38 не блокирует включение предъя вителя очередного вопроса 33 при любом результате ответа на билет. В режиме Экзамен устройство работает аналогично режиму Тренировка за исключением ограничения времени ответа на билет и ограничения ответа при превышении допустимой нормы ошибок. При превышении допустимой нормы ошибок по сигналу от запоминающего блока 3 блок 38 дает сигнал запрета на предъявление следующего вопроса .блоком сигнал блоку 37 на включение информации оценки 25 -Не сдал в пульте 3 обучаемого информации 17 и Не сдал в пульте преподавателя 1. Если учащийся не успел ответить на билет за установленное на экзамен время, то по сигналу от датчика времени экзамена 35 поступают запрет на предъявление очередного вопроса в блок 33, сигналы в пульт 1 преподавателя на информатор 17 Не сдал по тем пультам 3, которые не. успели ответить на билет, и в блок индикации оценки и ошибок 37, который включает в пультах 3 сигнализацию 25 Не сдал и 26 Время, если ответ на билет успешно не завершен. В режиме Экзамен введен блок запрета ошибки 39, который анализирует ошибку, поступившую в запоминающий блок 3, и при недопустимости такой ошибки (т.е. недопустимости незнаний элементарных сведений, необходимых для професси водителя автотранспорта) передает сигнал в блок 38, откуда поступает запрет на предъявление очередного вопроса и сигнал в блок 37 на включение информации 25 Не сдал в пульте 3 обучаемого и в пульт 1 преподавателя . При нажатии кнопки 11- Запрос и затем кнопки 10 Сброс - компостер срабатывает компостер 8 и на личной карточке учащегося, который работал на соответствующем аппарате, отпечатывается результат экзамена. При нажатии одной кнопки 10 Сброскомпостер через кольцевой коммутатор 2 и блок управления 29 сигнал поступает к блокам 0 и 33 на предъявление и решение вопроса билета, заложенного в соответствующий пульт 3. Использование обучающего устройства позволяет повысить эффективность обучения. Формула изобретения Обучающее устройство, содержащее пульт преподавателя и пульты обучаемых, каждый из которых состоит, из блока индикации., клавиатурного блока, кодирующего блока, запоминающего блока и датчика количества ошибок, от л и чающееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно имеет логический блок, кольцевой коммутатор и блок запрета ошибки, пере1 лючатель режимов, раз996672 10 .

мещенный на пульте преподавателя, а чаемого индивидуальный переключатель каждый пульт обучаемого снабжен ин- соединен с клавиатурным блоком и блодивидуальным переключателем, при этом ком индикации, а выходы кодирующего логический блок связан с пультом пре- блока и датчика количества ошибок чеподавателя, переключатель 1эежимов ко- 5 рез блок запрета ошибки подключены к

торого через кольцевой коммутатрр подключен к соответствующим блокам индикации, индивидуальным переключателям, кодирующим блоком, запоминающим блокам и датчикам количества ошибок, причем в каждом пульте обуодному из входов запо «1наюи1его блока.

Источники информациия принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 506905, кл. G 09 В.9/0, 197.

Фиг2

SU 966 724 A1

Авторы

Лаврентьев Николай Алексеевич

Троицкий Вадим Николаевич

Рымашевский Георгий Адольфович

Шаринский Арпад Арпадович

Макаревич Инна Ивановна

Рудик Василий Иванович

Даты

1982-10-15Публикация

1979-11-30Подача