4 Од Ю 00
IN9
Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам для изменения давления рабочего тела в гидросистемах, и может быть использовано для предотвращения перегрузки фpпкциoн7 b X муфт с г идравлп- ческим управлением.
Целью изобретения является снижение износа фрикционных дисков муфты включенной передачи путем ограничения мощности буксования за счет автоматического подключения муфты соседней передачи
На фиг.1 приведена структурная схема устройства; на фиг.2 - принципиальная схема устройства; на фиг,3
эпюры сигналов.
Устройство управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства содержит датчик 1 давления;, датчик 2 частоты враи1,еипя ведущего вала коробки передач j, датчик 3 частоты вращения ведомого вапа коробки передач, блок 4 вычитания, соединенный инверсным входом с датчиком 2 частоты вращения ведущего вала коробки передач, а выходом с первым входом умножителя 5 второй вход которого подключен к датчику 1 давления,, а выход - к первому входу компарато ра 6, второй вход которого соединен с выходом блока 7 пропорционально- опорного напряжения, вход которого связан с вькодом блока 4 вьтитания блок 8 защитной блокировки, первь Ь5 входом соединенный с выходом компаратора 6 и оптическим индикатором управляемый делитель. 10 напряжения, включенньй между датчиком 3 частоты вращения ведомого вала и прямым вхо дом блока 4 вьгаитания.
Устройство также содержит двухпо зиционньЕй гкдравлическгш распределитель 11 переключения переда с пря
9.
i-jbiM и перекрестньм напраЕлемием капа
лов в положении первой и второй передачи соответственно, фршстдионн;у1о муф- ту 12 первой передачи и фрикцконтгую муфту 13 второй передачи, масляный иасос 14 и предохранительный кла.1тан . 15 выход масляно1 о насоса 14 в положение первой .передачи через канал двухпозиционного гидравлического распрадапктеля 11 связан с полостыо
управления фрикционной муфты 12 пер
вой передачи и через б.пок 8 защитной блокировки с полостыо управления ФРИКП.ИОННОЙ муфты 13 второй нередачи,
,
я 15
и
20
25
30
434282 . 2
а управляемьй делитель 10 через кинематическую связь - с .золотником двух- позиционного гидравлргческого распределителя 1 1 о
З стройство управления фрикционными муфтами коробкм передач транспорт- мого средства работает слвдзтоп5им об разом.
При включении фрикционной муфты 12 частоты вращения ведомых дисков 63а, начинает BoapacfaTbj а ведущих Г0„з,||г уменьшаться вследствие увеличения давления q в полости управления фрикционом (фиг.За,б). Произведение разности частот вращения и давления, определяемое умззожителем 5, определяет удельную мощность трения фрикциона Nr (фиг,3в). Вел11чина N, так же, как и время включения муфты tg.j изменяются в зависимости от величины момента сопротивлег.ля, приложенного к зедомь м дискам. В .результате сравнения.текущей мощности N тре- иия с допустимой Na компаратором 6 вырабатывается сигнал превьяпения Uq (фиг.Зг), по которому происходит подключение второго фрикциона. Давление жидкости в первом фрикционе начинает падать вследствие увеличения объема полости управления. Уменьшение давления до величины в первом фрикционе а также увеличение поверхностей трения за счет подключения второго фрикциона приводит к уменьшению ве- 35 личины мощности трения величины N-. () такой, что она становится меньше значения допустимой мощ45
кости трения N задаваемой блоком 7. пропорционально-опорного напряжения, 40 в этот момент вьфаботка сигнала превышения прекращается. Давление снова пачлна.ет возрастать пока не наст тггит превыпгент-. в М.,- над Нд, Процесс- регулкрованяя давлетгия по сигналу превышения повторяется и продолжается до снижения мощности трения ниже допустимой и вкл.0чения фршсциоIT l о
при переключении передач двухпо- 50 3и.тгнонньп 1 гидравлический распредели- тель 11 изменяет порядок поддспючения фрякционпьш мз фт 12 и 13, а татохе .тюсредст.иом кинематической связи изменяет урояень г йпряжения на выходе 55 управляемого д глителя 10 напряжения величину 5 равную передаточ1{ому числу трансмиссии ня включенной передаче .
Изобретение осуществляет защиту фрикционных муфт с гидравлическим управлением прц перегрузках путем сравнения уровня текущего значения удельной мощности буксования с заданной критической и подключения фрикционной муфты соседней передачи параллельно включенной муфте, что уменьшает износ фрикционных элементов, а также снижает их материалоемкость за счет возможности уменьшения коэффициента запаса фрикционной муфты. Кроме того, изобретение позволяет регулировать момент трения подключаемой муфты пропорционально относительной частоте вращения фрикционных дисков, обеспечивая тем самым разгрузку включенной ранее фрикционной муфты при безразрывнос и потока мощности.
Формулаиз обретения
Устройство управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства, содержащее гидросистему управления фрикционными муфтами, датчик частоты вращения ведомого вала коробки передач, датчик частоты врай(ения ведущего вала коробки передач, подключенный к инверсному входу блока вычитания, выход которого свя зан с входом блока пропорционально- опорного напряжения и первым входом умножителя, второй вход которого соеi динен с датчиком давления, а выход 10
15
4342824
с первым входом компаратора, второй вход которого связан с выходом блока пропорционально-опорного напряжения, а выход - с входом блока защиты, состоящего из регулятора потока с электромагнитным управлелием н оптическим индикатором, о т л и ч а ю щ е- е с я тем, что, с целью снижения износа фрикционных дисков включенной муфты путем ограничения мощности бук- совання за счет разгрузки, оно снаб- -жено двзгхпозшдионным гидравлическим распределителем переключения передач с прямым и перекрестным направлением каналов в положении первой и второй передачи соответственно, npi-гчем в положении первой передачи выход масляного насоса гидросистемы соединен по первому каналу распределителя с полостью управления фрикционной муф- ты первой передачи и по второму каналу через регулятор потока блока защитной блокировки с полостью ттравле- ния фрикционной муфты второй передачи, а также управляемым делителем напряжения, включенным между датчиком частоты вращения ведомого вала коробки передач и прямым входом блока вычитания, выход которого связан с дополнительным входом блока защитной блокировки, причем управляемый делитель кинематически связан с золотником гидравлического распределителя перключения передач,
13
20
25
30
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для защиты от перегрузок фрикционных муфт с гидравлическим управлением | 1986 |
|
SU1310645A1 |
Система управления фрикционной муфтой | 1988 |
|
SU1638040A1 |
Автоматическая система контроля работы фрикционной электромагнитной муфты | 1986 |
|
SU1392271A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1009824A1 |
Стенд для испытания гидравлических фрикционных муфт коробки передач | 1983 |
|
SU1139991A1 |
СИСТЕМА БЕЗУДАРНОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2269709C1 |
Транспортное средство | 1990 |
|
SU1750992A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU1055662A1 |
Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства. Цель изобретения - снижение износа фрикционных дисков муфты включенной передачи путем ограничения мощности буксования за счет автоматического подключения муфты соседней передачи. Измеряя давление управляющей жидкости и разность скорости вращения ведущих и ведомых дисков фрикциона, контролируют удельную мощность буксования. При перегрузке удельная мощность йревышает допустимую и автоматически включается фрикцион соседней передачи, разгружая муфту включенной передачи. 3 ил. i Crt
Фиг.1
Csl
А - b)ps,.gSuz.
Устройство для защиты от перегрузок фрикционных муфт с гидравлическим управлением | 1986 |
|
SU1310645A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1988-10-30—Публикация
1986-12-15—Подача