Изобретение относится к машиностроению а более конкретно к коробкам передач транспортных средств.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых дов постоянного зацепления, ведущие тестерни которых установлены на входном валу, две фрикционные муфты дпя связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами к систему управления фрикциоН ными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соот1ветственно связаны магистралями с источником давления и с соответствующими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт управляемого двухпозивдонного гидроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата 1 J
Недостаток этой коробки передач состоит в том, что в ней датчик относительной угловой скорости дисков установлен в основной силовой цепи, передающей полную мощ кость двигателя. Он выполнен в виде косозубой шестерни, установленной в низшей коробке передач перед возможностью осевого перемещения. Сигнал о снижении относительной угловой скорости дисков до нуля датчик дает после возникновения в коробке передач циркуляции мощности, что позже оптимального момента времени подачи сигнала и приводит к увеличению работы буксования фрикционной муфты при разгоне трактора по сравнению с оптимальным вариантом разгона.
Цель изобретения - повышение долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок.
Цель Достигается тем, что коробка передач, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две йары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни ког торых установлены на входном валу, две фрикщюнные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источникам давления и с соответствующими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозиционного гвдроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых
частей фрикционной муфты включения низше передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата, снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая щестерня которого связана с ведомым валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, ОДИНзлемент которой связан с входным валом, а другой - с ведомой шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение кинематоческой связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым .злементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты с вторым элементом датчика.
На фиг. 1 представлена схема коробки передач и системы управления ею; на фиг. 1 вариант выполнения коробки передач.
Коробка передач содержит ведущий вал ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи, 5 и 6 высшей передачи. Кроме того, на валу 1 установлена шестерня 7, .имеющая в ступице резьбу передачи движения. На валу тоже вьшолнена такая же резьба S. Вал 1 с резьбой 8 и шестерня 7 являются соответственно первым и вторым элементами датчика относительной угловой скорости. Шестерня 7, навинчиваясь на резьбу 8 вала или наоборот свинчиваясь с нее, имеет возможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном зацеплении с шестерней закрепленной на валу 2,
Низшая и высшая передачи включаются и выклю аются гидроуправляемыми фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба 8 вала 1 непосредственно связана с ведущими частями муфты 11 низшей передачи, а шестерня 7 через шестерню 9, вал 2 и Пару шестерен 3 и 4 связана с ведомыми частями этой муфTbL Передаточное отношение от ведущих частей муфты 11 к первому элементу (резьбе 8) равно единице, а от ее ведомых частей к второму элементу (к шестерне 7) меньше единицы, т.е. при совместном вращении ведущих и ведомых частей муфты И второй злемент вращается в ту же сторону, что и первый, но быстрее первого.
Рабочая жидкость подается к муфтам 10 и 11 с помощью гидрораспределителя 12, соединенного магистралями 13 и 14 с муфтами. Магистрали 13 и 14 могут быть сообщены между собой с помощью управляемого двухпозиционного гидроаппарата 15 и магистралей 16 и 17. Его золотник 18 связан с помощью рычага 19 с шестерней 7. К рычаГУ 19 присоединена пружина 20 и привод управления 21. Коробка передач работает следующим образом. При трогании с места только на одной низшей передаче водитель устанавливает гидрораспределитепь 12 в положение, при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфтой И низшей передачи. Золотник 18 под действием пружины 20 и привода 21 занимает крайнее правое положение, разобщая магистрали 16 и 17, т.е. отключая магистраль 13 от магистрали 14. Благодаря этому включается только одна муфта 11, «м обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вала и в процессе разгона вала 2 и агрегата не имеет осевого перемещения. При троганин с места на низшей передаче с кратковременным подключением высше передачи водитель перед троганием с места, воздействуя через привод 21 на рычаг 19, перемещает щестерню 7 вправо до контакта резьбы в ступице шестерни 7 с резьбой 8 в ла 1. Шестерня 7, связанная через шестерню с валом 2, до начала разгона не вращается, а вал 1, соединенный с двигателем, вращает ся с минимальной частотой. В результате ко такта шестерни 7с резьбой 8 шестерня 7, наворачиваясь на резьбу 8 вала 1, перемеща ется вправо по валу до схода с резьбы 8. Дальнейшее перемещение шестерни 7 по вал ограничивается действием пружины 20, поджимающей шестерню 7 к резьбе 8. Перемещение шестерни 7 вправо передается через рычаг 19 на золотник 18, что приводит к смещению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с магистралями 16 и 14. В результате этого при сообщении магистрали 13 с насосом {через гидрораспределитель 12) рабочая жидкость поступает в обе муфты 10 и 11. Разгои вала 2 и агрегата осуществляется этими двумя муфтами, что обеспечивает снижение удельной работы буксования, по сравнению с разгоном только из одной 1шзшей передаче. При разгоне ведомого вала до определенной угловой скорости шестерня 7 под. действием шестерни 9 начииа. ет вращаться быстрее вала 1 и поскольку шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружиной 20, то она наворачивается на вал 1, двигаясь вле. во по валу и перемещая вправо золотник 18. Сойдя с резьбы влево, шестерня 7 занимает под действием пружины 20 исходное фиксированное положение. При зтом золошик 18 разобщает магистрали 13 и 14, что обеспечивает выключение муфты 10 высшей передачи. Подбор передаточного отношения кшематической связи (детали 3, 4, 2 в 9) от ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет подобрать оптимальный момент отключения муфты 10 высшей передачи. При этом выполняющее роль датчика резьбовое соединение шестерни 7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена возникиовением циркуляции мощности в силовой передаче. Изобретение позволит повысить надежность коробки передач за счет уменьшения буксования фрикционных муфт при разгоне транспортного средства.
)6
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU901089A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU1008020A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства | 1980 |
|
SU901090A1 |
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1393666A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1136973A1 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1987 |
|
SU1428605A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Система управления коробкой передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1039750A1 |
Самоходная машина для внесения минеральных удобрений | 1987 |
|
SU1653582A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЩ1СТВА, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых установлены на входном валу, две фракционные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспредепителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магнстраляма источником давления и с соответствующими,. полостями силовых лщлиндровфрикцио1шых муфт, управляемого двухпозиционного гидроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого связана с ведомы1у1 валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которой связан с входным валом, а другой - с ведомой шестерней дополнительI ного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение (Л кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым элементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты с вторым элементом датчика. ел ел О)
Фиг. г
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Авторы
Даты
1983-11-23—Публикация
1980-06-18—Подача