Коробка передач транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B60K17/08 B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1055662A1

Изобретение относится к машиностроению а более конкретно к коробкам передач транспортных средств.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых дов постоянного зацепления, ведущие тестерни которых установлены на входном валу, две фрикционные муфты дпя связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами к систему управления фрикциоН ными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соот1ветственно связаны магистралями с источником давления и с соответствующими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт управляемого двухпозивдонного гидроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата 1 J

Недостаток этой коробки передач состоит в том, что в ней датчик относительной угловой скорости дисков установлен в основной силовой цепи, передающей полную мощ кость двигателя. Он выполнен в виде косозубой шестерни, установленной в низшей коробке передач перед возможностью осевого перемещения. Сигнал о снижении относительной угловой скорости дисков до нуля датчик дает после возникновения в коробке передач циркуляции мощности, что позже оптимального момента времени подачи сигнала и приводит к увеличению работы буксования фрикционной муфты при разгоне трактора по сравнению с оптимальным вариантом разгона.

Цель изобретения - повышение долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок.

Цель Достигается тем, что коробка передач, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две йары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни ког торых установлены на входном валу, две фрикщюнные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспределителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магистралями с источникам давления и с соответствующими полостями силовых цилиндров фрикционных муфт, управляемого двухпозиционного гвдроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых

частей фрикционной муфты включения низше передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата, снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая щестерня которого связана с ведомым валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, ОДИНзлемент которой связан с входным валом, а другой - с ведомой шестерней дополнительного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение кинематоческой связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым .злементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты с вторым элементом датчика.

На фиг. 1 представлена схема коробки передач и системы управления ею; на фиг. 1 вариант выполнения коробки передач.

Коробка передач содержит ведущий вал ведомый вал 2, а также пары шестерен постоянного зацепления 3 и 4 низшей передачи, 5 и 6 высшей передачи. Кроме того, на валу 1 установлена шестерня 7, .имеющая в ступице резьбу передачи движения. На валу тоже вьшолнена такая же резьба S. Вал 1 с резьбой 8 и шестерня 7 являются соответственно первым и вторым элементами датчика относительной угловой скорости. Шестерня 7, навинчиваясь на резьбу 8 вала или наоборот свинчиваясь с нее, имеет возможность ограниченного осевого перемещения, но находится в постоянном зацеплении с шестерней закрепленной на валу 2,

Низшая и высшая передачи включаются и выклю аются гидроуправляемыми фрикционными муфтами 10 и 11. Резьба 8 вала 1 непосредственно связана с ведущими частями муфты 11 низшей передачи, а шестерня 7 через шестерню 9, вал 2 и Пару шестерен 3 и 4 связана с ведомыми частями этой муфTbL Передаточное отношение от ведущих частей муфты 11 к первому элементу (резьбе 8) равно единице, а от ее ведомых частей к второму элементу (к шестерне 7) меньше единицы, т.е. при совместном вращении ведущих и ведомых частей муфты И второй злемент вращается в ту же сторону, что и первый, но быстрее первого.

Рабочая жидкость подается к муфтам 10 и 11 с помощью гидрораспределителя 12, соединенного магистралями 13 и 14 с муфтами. Магистрали 13 и 14 могут быть сообщены между собой с помощью управляемого двухпозиционного гидроаппарата 15 и магистралей 16 и 17. Его золотник 18 связан с помощью рычага 19 с шестерней 7. К рычаГУ 19 присоединена пружина 20 и привод управления 21. Коробка передач работает следующим образом. При трогании с места только на одной низшей передаче водитель устанавливает гидрораспределитепь 12 в положение, при котором насос сообщен с магистралью 13 и муфтой И низшей передачи. Золотник 18 под действием пружины 20 и привода 21 занимает крайнее правое положение, разобщая магистрали 16 и 17, т.е. отключая магистраль 13 от магистрали 14. Благодаря этому включается только одна муфта 11, «м обеспечивается разгон агрегата. При этом шестерня 7 находится левее резьбы 8 вала и в процессе разгона вала 2 и агрегата не имеет осевого перемещения. При троганин с места на низшей передаче с кратковременным подключением высше передачи водитель перед троганием с места, воздействуя через привод 21 на рычаг 19, перемещает щестерню 7 вправо до контакта резьбы в ступице шестерни 7 с резьбой 8 в ла 1. Шестерня 7, связанная через шестерню с валом 2, до начала разгона не вращается, а вал 1, соединенный с двигателем, вращает ся с минимальной частотой. В результате ко такта шестерни 7с резьбой 8 шестерня 7, наворачиваясь на резьбу 8 вала 1, перемеща ется вправо по валу до схода с резьбы 8. Дальнейшее перемещение шестерни 7 по вал ограничивается действием пружины 20, поджимающей шестерню 7 к резьбе 8. Перемещение шестерни 7 вправо передается через рычаг 19 на золотник 18, что приводит к смещению последнего влево и сообщению магистралей 13 и 17 с магистралями 16 и 14. В результате этого при сообщении магистрали 13 с насосом {через гидрораспределитель 12) рабочая жидкость поступает в обе муфты 10 и 11. Разгои вала 2 и агрегата осуществляется этими двумя муфтами, что обеспечивает снижение удельной работы буксования, по сравнению с разгоном только из одной 1шзшей передаче. При разгоне ведомого вала до определенной угловой скорости шестерня 7 под. действием шестерни 9 начииа. ет вращаться быстрее вала 1 и поскольку шестерня 7 прижата к резьбе 8 пружиной 20, то она наворачивается на вал 1, двигаясь вле. во по валу и перемещая вправо золотник 18. Сойдя с резьбы влево, шестерня 7 занимает под действием пружины 20 исходное фиксированное положение. При зтом золошик 18 разобщает магистрали 13 и 14, что обеспечивает выключение муфты 10 высшей передачи. Подбор передаточного отношения кшематической связи (детали 3, 4, 2 в 9) от ведомых частей муфты 11 к шестерне 7 позволяет подобрать оптимальный момент отключения муфты 10 высшей передачи. При этом выполняющее роль датчика резьбовое соединение шестерни 7 и вала 1 не передает мощность двигателя и его работа не обусловлена возникиовением циркуляции мощности в силовой передаче. Изобретение позволит повысить надежность коробки передач за счет уменьшения буксования фрикционных муфт при разгоне транспортного средства.

)6

Похожие патенты SU1055662A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU901089A1
Коробка передач транспортного средства 1980
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Якименко Иван Александрович
SU1008020A1
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА 1976
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Щельцын Николай Александрович
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Кащуба Борис Павлович
  • Якименко Иван Александрович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Тепляков Анатолий Андреевич
  • Гречушников Виталий Иванович
SU797920A1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1980
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Шестопалов Владимир Васильевич
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU901090A1
Способ трогания и разгона самоходной машины на нескольких ступенях коробки передач и устройство для его осуществления 1986
  • Саенко Геннадий Викторович
SU1393666A1
Коробка передач транспортного средства 1983
  • Амельченко Петр Адамович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Стецко Петр Александрович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Черкас Александр Адамович
SU1136973A1
Транспортное средство повышенной проходимости 1987
  • Войтешонок Владимир Станиславович
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Скуртул Анатолий Иванович
SU1428605A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1521621A1
Система управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1039750A1
Самоходная машина для внесения минеральных удобрений 1987
  • Кушель Вадим Юрьевич
  • Чешун Владимир Степанович
  • Сочивко Гарий Семенович
  • Кацнельсон Анатолий Меерович
SU1653582A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 055 662 A1

Реферат патента 1983 года Коробка передач транспортного средства

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЩ1СТВА, содержащая входной и параллельный ему выходной валы, две пары зубчатых рядов постоянного зацепления, ведущие шестерни которых установлены на входном валу, две фракционные муфты для связи соответствующих шестерен постоянного зацепления с валами и систему управления фрикционными муфтами, состоящую из гидрораспредепителя, вход и два выхода которого соответственно связаны магнстраляма источником давления и с соответствующими,. полостями силовых лщлиндровфрикцио1шых муфт, управляемого двухпозиционного гидроаппарата, два входа которого связаны с соответствующими выходами гидрораспределителя, и датчика относительной угловой скорости ведущих и ведомых частей фрикционной муфты включения низшей передачи с органом управления, кинематически связанным с органом управления гидроаппарата, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем исключения воздействия на датчик нагрузок, она снабжена дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого связана с ведомы1у1 валом, а датчик выполнен в виде винтовой пары, один элемент которой связан с входным валом, а другой - с ведомой шестерней дополнительI ного зубчатого ряда и органом управления датчика, при этом передаточное отношение (Л кинематической связи ведущих частей фрикционной муфты первой передачи с первым элементом датчика больше, чем передаточное отношение кинематической связи ведомых частей той же муфты с вторым элементом датчика. ел ел О)

Формула изобретения SU 1 055 662 A1

Фиг. г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1055662A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА 1976
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Щельцын Николай Александрович
  • Ромашат Владимир Алексеевич
  • Кащуба Борис Павлович
  • Якименко Иван Александрович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Пантюхин Михаил Григорьевич
  • Савин Александр Михайлович
  • Тепляков Анатолий Андреевич
  • Гречушников Виталий Иванович
SU797920A1

SU 1 055 662 A1

Авторы

Львовский Кива Яковлевич

Савин Александр Михайлович

Якименко Иван Александрович

Даты

1983-11-23Публикация

1980-06-18Подача