Подшипниковый узел скольжения Советский патент 1988 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU1439310A1

О9 С«9

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения, например, испытывающих повьшенную нагрузку.

Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипникового узла скольжения.

Подшипниковый узел скольжения со- держит втулку 1, охватывающую цапфу 2 вала, в полости 3 которой размещен твердосмазочный брикет 4. На втулке 1 закреплен корпус гидроцилиндра 5 с выведенными из него двумя соосными штоками 6 и 7. На конце штока 6 смонтирован твердосмазочный брикет 4, а на поверхности штока 7, выведенного за пределы корпуса гидроцилиндра 5, нанесена линейная шкала 8. Поршень 9. с двумя штоками 6 и 7 расположен в корпусе гидроцилиндра 5, нагнетательная полость 10 которого с помощью канала 11 соединена с рабочей зоной подшипникового узла. Контакт твердо- смазочного брикета 4 с цапфой 2 осуществляется через шток 6 соединенный с поршнем 9, на который воздействует пружина 12. Во втулке 1 выполнен канал 13, предназначенный для подачи масла в рабочую зону подшипникового узла.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

В начальный момент времени, когда машина, содержащая данный подшипнико вый узел скольжения, функционирует на этапе неустановившегося режима работы, цапфа 2 контактирует непосредственно с втулкой 1. Вызвано это тем что давление масла в начальный период работы ниже номинального, подача масла по смазочным магистралям в пусковой период затруднена из-за загустения масла, кроме того, при пуске масло поступает в смазочные точки с запозданием через промежуток времени необходимый для заполнения каналов, с другой стороны низкая частота вращения вала на этом периоде работы не создает благоприятных условий для ре ализации эффекта гидродинамической смазки.

На этом периоде работы подшипникового узла наиболее рационально обеспечить смазывание поверхностей за счет нанесения на трущиеся поверхности твердой смазки. Это осуществляется путем прижатия твердосмазочного

.

д5 20 2530

.Q , -

35

55

102

брикета 4, размещенного в полости 3, втулки 1 к поверхности цапфы 2. Контакт твердосмазочного брикета с цапфой , 2 поддерживается воздействием пружины 12 сжатия на поршень 9 и шток 6.

По мере выхода машины на стационарный режим работы увеличивается давление масла, поступающего из системы подачи масла (не показана) в межконтактное пространство через канал 13. За счет этого возникает гидродинамический эффект, вызывающий наведение масляного клина, разделяющего трущиеся поверхности. Контактирование цапфы 2 с брикетом 4 при этом не обязательно, более того оно не желательно, так как вызывает изнашивание брикета 4.

Отвод брикета 4 осуществляется за счет того, что нагнетательная полость 10 корпуса гидрогшлиндра 5, сообщается с рабочей зоной подшипникового узла каналом 11. По мере наростания и стабилизации давления масла в рабочей зоне (при выходе машины на стационарный режим работы) заполняется нагнетательная полость 10 и поршень 9 перемещается от цапфы 2 вала, преодолевая усилие пружины 12. Брикет 4 выходит из контакта с цапфой 2 - подшипниковый узел скольжения работает за счет гидродинамической смазки.

При остановке машины частота вращения Всша уменьшается, гвдродинами- ческий клин исчезает. Одновременно снижается давление масла, что нарушает равновесие в гидроидпиндре 5: поршень 9 под действием пружины 12 через шток 6 прижимает брикет 4 к цапфе 2.

Для контроля процесса износа твердосмазочного брикета 4 шток 7 оснащен отсчетным устройством в виде линейной шкалы 8. Контроль производят при неработающем узле трения: под действием пружины 12 вкладыш прижимается к цапфе 2 и чем больше износ брикета, тем на большую глубину шток 7 перемещается в корпус гидроцилиндра 5. Операцию контроля износа брикета 4 можно автоматизировать, оснастив шток 7 концевым предельным выключателем (не показан), срабатывающим при достижении брикета 4 предельного износа.

Использование предлагаемого устройства обеспечивает реапизацию рационального, комбинированного режима

31/43931

смазки в соответствии с режимом работы машины. Это значительно повышает долговечность и надежность подшипникового узла скольжения.

Формула изобретения

Подшипниковый узел скольжения, содержащий охватывающую цапфу вала -JQ втулку с каналом подвода рабочей среды, а также твердосмазочный брикет и средство его поджатия к рабочей поверхности цапфы вала, о т л и ч а юо4

It и и с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, средство поджатня брикета вьтолнено в виде гидрощшнндра одностороннего действия, с подпружиненным в сторону цапфы зала поршнем и с двумя соосно расположенным штоками, на одном из которых смонтирован твердосмазочный брикет, а другой выведен за пределы корпуса гидроцилиндра, при этом нагнетательная полость гидроцилиндра соединена С рабочей зоной подпшпниково- го узла.

Похожие патенты SU1439310A1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел скольжения 1989
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Шпак Мирон Васильевич
SU1682662A1
Подшипниковый узел скольжения 1990
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Криль Петр Антонович
SU1739104A1
Подшипниковый узел опор гребных валов судовых валопроводов 2022
  • Дидов Владимир Викторович
RU2785392C1
Подшипниковый узел опор гребных валов судовых валопроводов 2022
  • Дидов Владимир Викторович
RU2785377C1
Подшипниковый узел скольжения 1991
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Василечко Зенон Дмитриевич
  • Филипенко Виктор Михайлович
  • Парайко Юрий Иванович
SU1810639A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юриевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2346192C1
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО С ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ ОПОРЫ 2010
  • Симисинов Иван Леонидович
  • Симисинов Денис Иванович
RU2453675C1
СПОСОБ СМАЗКИ РОТОРНОЙ МАШИНЫ С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ И РОТОРНАЯ МАШИНА С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Пятов Иван Соломонович
  • Перельман Олег Михайлович
  • Рабинович Александр Исаакович
  • Мельников Михаил Юрьевич
  • Иванов Олег Евгеньевич
  • Куприн Павел Борисович
  • Дорогокупец Геннадий Леонидович
  • Кожевников Юрий Дмитриевич
  • Сергиенко Анатолий Васильевич
  • Орлов Юрий Сергеевич
RU2286461C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Коченов В.А.
  • Жолобов Л.А.
RU2079013C1
Радиальная опора вала с самокомпенсацией износа 1989
  • Замятин Юрий Павлович
  • Замятина Лариса Александровна
  • Телегин Геннадий Николаевич
SU1612130A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 439 310 A1

Реферат патента 1988 года Подшипниковый узел скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах подшипников скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. При низкой частоте вращения вала в подшипниковом узле создаются неблагоприятные условия для реализации эффекта гидродинамической смазки. В этом случае рационально обеспечить смазывание поверхностей за счет нанесения на трущиеся поверхности твердой смазки. Это осуществляется путем прижатия твердо- смазочного брикета (ТВ). Контакт ТБ с цапфой поддерживается воздействием пружины сжатия на поршень и шток. Отвод ТБ осуществляется за счет того, что нагнетательная полость корпуса гидроцилиндра сообщается с рабочей зоной подшипникового узла 1 ил. 2

Формула изобретения SU 1 439 310 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1439310A1

УСТРОЙСТВО для СМАЗКИ подшипников СКОЛЬЖЕНИЯ 0
SU360515A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 439 310 A1

Авторы

Бурда Мирослав Иосифович

Белоусов Виталий Янович

Богатчук Иван Михайлович

Гладий Игорь Юрьевич

Даты

1988-11-23Публикация

1987-04-27Подача