Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K41/28 

Описание патента на изобретение SU1449379A1

11

Изобретение относится к устройствам комбигафованного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам управления подачей топлива в двигатель и фрикционны многодисковым вариатором транспортного средства.

Целью изобретения является повышение топливной экономичности двигателя транспортного средства при работе на включенной в коробке передач прямой передаче.

На фиг.1 показана кинематическая схема устройства управления Ном подачи топлива и фрикционным мно годисковым вариатором, установленным за выходным валом ступенчатой коробки передач транспортного средства; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - вид Б на фиг.1; на фиг.4 - вид В на фиг.1.

Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором состоит из корпу са 1 устройства, гидравлического сервомотора 2 без обратной связи, орган 3 управления вариатором, центробежного регулятора 4 угловой скорости, пружины 5, толкателя 6 пружины, тяги 7 подачи топлива, гидравлического насоса 8 с редукционным и обратным клапанами, емкости 9 для рабочей жидкости, привода 10 центробежного регулятора угловой скорости и гидравлического насоса, механизма 11 блокировки вариатора, механизма 12 подачи топлива, кулачкового программирующего устройства 13, механизма управления устройством, механизма 14 блокировки управления устройством, механизма 15 регулирования скорости движения рабочей жидкости во впускном трубопроводе гидравлическог

закреплены: упор 25 механизма блокировки управлений устройством, подвиж ный электрический контакт 26 сигнали заторов включения блокировки и макси мального вдвижения подвижных дисков вариатора и клинообразный кулачок 27 с рабочей поверхностью которого сопряжен ролик 28 органа 3 управления вариатором. Рабочая поверхность кула ка 27 выполнена прямолинейного профиля. Орган 3 управления вариатором содержит шток 29, жестко соединенный со .-ступицей которой размещены опоры 31 выходного вала 32 вариатора. Ступица имеет подпружинен ные направляющие 33. Чувствительные элементы центробежного регулятора 4 угловой скорости жестко связаны с полым валом 34 гидравлического насоса 8, который имеет привод 10, связанный с входным валом 35 вариатора. Центробежный регулятор 4 угловой скорости сопряжен через упорный подшипник 36 с подвижной в осевом направлении полой осью 37, свободный конец 38 которой кинематически связа с рычагом 24 управления гидравлическим сервомотором. Пружина 5 одним концом упирается в упорный подшипник 36 центробежного регулятора 4 угловой скорости, а другим - в торцовую часть подвижной в осевом направлении муфты 39, кинематически связанной с толкателем 6 пружины. Тяга 7 подачи топлива установлена в направляющих, причем один ее конец шарнирно соединен с рычагом 40 ускорителя мехаииз- ма 12 подачи топлива. Механизм 12 по дачи топлива состоит из рычага 40 ускорителя, второй конец которого шарнирно соединен с толкателем 41, имеющим направляющие, и жестко свя- заннь№1 с рьпагом 24 управления гидра

сервомотора, сигнализатора 16 включе- лическим сервомотором. Средняя часть

ния блокировки вариатора1 и сигнализатора 17 максимального вдвижения подвижных дисков вариатора. Корпус устройства выполнен составным. Гидравлический сервомотор 2 без обратной связи, соединенный с корпусом 1 устройства, включает силовой цилиндр 18 со штоком 19, золотниковое устройство 20 со штоком 2I и подводящим 22 и отводящим 23 трубопроводами и рычаг 24 управления гидравлическим сервомотором, жестко соединенный со штоком 21 золотникового устройства 20. На штоке 19 силового цилиндра 18 жестко

50

55

рычага 40 ускорителя шарнирно связана с толкателем 42, установленным в направляющих, и неподвижно с рычагом

43управления дрос.сельной заслонкой

44карбюратора 45. Гидравлический насос 8 с редукционным и обратным клапанами (не показаны) выполнен, например, шестеренчатого типа. Его ведущее зубчатое колесо 46 неподвижно закреплено на полом валу 34, которьш охватывает входной вал 35 вариатора и приводится от него в движение приводом 10, Корпус 47 гидравлического насоса

0

5

0

5

0

5

0

закреплены: упор 25 механизма блокировки управлений устройством, подвижный электрический контакт 26 сигнализаторов включения блокировки и максимального вдвижения подвижных дисков вариатора и клинообразный кулачок 27, с рабочей поверхностью которого сопряжен ролик 28 органа 3 управления вариатором. Рабочая поверхность кулачка 27 выполнена прямолинейного профиля. Орган 3 управления вариатором содержит шток 29, жестко соединенный со .-ступицей которой размещены опоры 31 выходного вала 32 вариатора. Ступица имеет подпружиненные направляющие 33. Чувствительные элементы центробежного регулятора 4 угловой скорости жестко связаны с полым валом 34 гидравлического насоса 8, который имеет привод 10, связанный с входным валом 35 вариатора. Центробежный регулятор 4 угловой скорости сопряжен через упорный подшипник 36 с подвижной в осевом направлении полой осью 37, свободный конец 38 которой кинематически связан с рычагом 24 управления гидравлическим сервомотором. Пружина 5 одним концом упирается в упорный подшипник 36 центробежного регулятора 4 угловой скорости, а другим - в торцовую часть подвижной в осевом направлении муфты 39, кинематически связанной с толкателем 6 пружины. Тяга 7 подачи топлива установлена в направляющих, причем один ее конец шарнирно соединен с рычагом 40 ускорителя мехаииз- ма 12 подачи топлива. Механизм 12 подачи топлива состоит из рычага 40 ускорителя, второй конец которого шарнирно соединен с толкателем 41, имеющим направляющие, и жестко свя- заннь№1 с рьпагом 24 управления гидрав лическим сервомотором. Средняя часть

лическим сервомотором. Средняя часть

рычага 40 ускорителя шарнирно связана с толкателем 42, установленным в направляющих, и неподвижно с рычагом

43управления дрос.сельной заслонкой

44карбюратора 45. Гидравлический насос 8 с редукционным и обратным клапанами (не показаны) выполнен, например, шестеренчатого типа. Его ведущее зубчатое колесо 46 неподвижно закреплено на полом валу 34, которьш охватывает входной вал 35 вариатора и приводится от него в движение приводом 10, Корпус 47 гидравлического насоса

жестко связан с корпусом I устройства. Насос 8 соединен всасывающим трубопроводом 48 (показан штриховой линией) с емкостью 9 для рабочей жидкости, а ПОДВОДЯ1ДИМ трубопроводом 22, параллельно которому подключен гидроаккумулятор 49, с гидравлическим сервомотором 2. Емкость 9 для рабочей жидкости соединена отводящим трубопроводом 23 с гидравлическим сервомо- 2,

Привод 10 центробежного регулятора угловой скорости и гидравлического насоса включает два зубчатых колеса, жестко насаженных одно 50 - на входном валу 35 вариатора, а другое 51 - на полом валу 34 гидравлического насоса 8, и зубчатую полумуфту 52, выполненную с возможностью взаимодействия с зубчатыми колесами 50 и 51 и-снабженную вилкой 53 включения-вы- ключения, которая жестко связана с подпружиненным рычагом 54 управления

а также кулачковое программирующее устройство, содержа1 1ее плоский кулачок 69 подачи топлива, рабочая поверхность которого сопряжена с тягой 7 подачи топлива (при заблокированном состоянии вариатора)или с толкателем 6 пружины (при разблокированном состоянии вариатора), переходной про10 филь 70 поверхности и плоский кулачок 71 (рабочая поверхность которого спрофилирована для обеспечения минимального расхода топлива), обеспечивающий открытие дроссельной заслон15 ки 44 карбюратора 45 двигателя.

Механизм 14 блокировки управления устройством включает также двуплечий рычаг 72, шарнирно закрепленный средней частью к корпусу I. Один конец

20 двуплечего рычага 72 имеет возможность сопрягаться с упором 25 штока 19 силового цилиндра 18 при разблокированном состоянии вариатора, а второй конец - шарнирно соединен с подприводом гидравлического насоса и ме- 25 пружиненным толкателем 73, имеющим ханизмом блокировки вариатора. Меха- направляющие. Свободный конец под- низм 1 1 блокировки вариатора включает пружиненного толкателя 73 выполнен зубчатое колесо 55 жестко закреплен- с возможностью взаимодействия с пряное на выходном валу 32 вариатора, и моугольным пазом 74 блокирующего ку- несколько штифтов 56, свободно входя- 30 лачка 65 винтовой пары при разблоки- щих в отверстия ведущего барабана рованном состоянии вариатора с целью -57 вариатора. На концах последних установлены: с одной стороны - зубчатая полумуфта 58, входящая в зацепление с зубчатыми колесом 55 выходного .jg вала 32 вариатора, и с другой стороны - муфта 59, сопряженная одним концом вилки 60 включения-выключения механизма, которая вьтолнена в виде

предотвращения процесса выключения устройства при разблокированном вариаторе. Механизм 15 регулирования скорости движения рабочей жидкости в подводящем канале золотника 20 гидравлического сервомотора 2 включает конусообразный плунжер 75 (спрофилированный согласно экспериментальным

а также кулачковое программирующее устройство, содержа1 1ее плоский кулачок 69 подачи топлива, рабочая поверхность которого сопряжена с тягой 7 подачи топлива (при заблокированном состоянии вариатора)или с толкателем 6 пружины (при разблокированном состоянии вариатора), переходной профиль 70 поверхности и плоский кулачок 71 (рабочая поверхность которого спрофилирована для обеспечения минимального расхода топлива), обеспечивающий открытие дроссельной заслонки 44 карбюратора 45 двигателя.

Механизм 14 блокировки управления устройством включает также двуплечий рычаг 72, шарнирно закрепленный средней частью к корпусу I. Один конец

двуплечего рычага 72 имеет возможность сопрягаться с упором 25 штока 19 силового цилиндра 18 при разблокированном состоянии вариатора, а второй конец - шарнирно соединен с подпружиненным толкателем 73, имеющим направляющие. Свободный конец под- пружиненного толкателя 73 выполнен с возможностью взаимодействия с прямоугольным пазом 74 блокирующего ку- лачка 65 винтовой пары при разблоки- рованном состоянии вариатора с целью

предотвращения процесса выключения устройства при разблокированном вариаторе. Механизм 15 регулирования скорости движения рабочей жидкости в подводящем канале золотника 20 гидравлического сервомотора 2 включает конусообразный плунжер 75 (спрофилированный согласно экспериментальным

Похожие патенты SU1449379A1

название год авторы номер документа
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства 1989
  • Бендас Иван Маркович
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Бендас Сергей Иванович
SU1708669A1
Устройство для управления коробкой передач с плавным регулированием скорости вращения и механизмом подачи топлива транспортного средства 1984
  • Морозов Михаил Владимирович
  • Бендас Иван Маркович
  • Бендас Сергей Иванович
SU1286446A1
Привод независимого вала отбора мощности транспортного средства 1977
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Солонский Александр Степанович
  • Назаров Сергей Иванович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Вагин Валерий Анатольевич
SU747746A1
Автоматическое устройство управления реверсивным двигателем 1962
  • Седнев Владимир Ананьевич
  • Васильев Алексей Георгиевич
  • Долгов Анатолий Александрович
  • Силивохин Николай Никифорович
SU493553A1
РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1991
  • Леонов И.В.
  • Леонов Д.И.
  • Михальский Л.Л.
RU2008486C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧАМИ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Крайнюков Андрей Викторович
  • Цыбизов Евгений Иванович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Афанасенков Роман Васильевич
RU2294847C2
Система дистанционного управления судовым реверсивным двигателем 1986
  • Горелкин Виктор Иванович
  • Петухов Сергей Васильевич
  • Пономарев Василий Львович
  • Калинин Александр Иванович
SU1423764A1
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ПУСКА И РЕВЕРСИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1973
  • Автор Изобретени Витель Иностранец Эрик Георг Фридольф Брелен Швеци
SU394979A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДИЗЕЛЯ С НАДДУВОМ 1992
  • Шапран В.Н.
  • Жигин В.И.
  • Петухов С.В.
  • Абанин С.Н.
RU2038500C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗМЕНЯЕМОЙ ТАКТНОСТИ 1994
  • Бородастов Николай Иванович
RU2090767C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 449 379 A1

Реферат патента 1989 года Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства

Изобретение относится к устройствам комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам управления подачей топлива в двигатель и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства. Целью изобретения является повьш1ение топливной экономичности двигателя транспортного средства при работе на включенной в коробке передач прямой передаче. Устройство управления механизмом подачи топлива и многодисковым вариатором транспортного средства содержит корпус,, в котором размеп;ены гидравлический сервомотор, орган управления вариатором, центробежный регулятор угловой скорости, гидравлический насос с приводом и емкостью для рабочей жидкости. Механизм управления устройством включает ось, на которой неподвижно закреплены конусообразный кулачок, педаль управления устройством и кулачковое программирующее устройство, а также винтовой вал, на котором жестко закреплены рукоятка включения и кулачок механизма блокировки управления с пазом. При движении транспортного средства на прямой передаче необходимо с помо11ц.ю винтовой пары и рукоятки включения переместить ось влево, при этом конусообразный кулачок выключает механизм блокировки вариатора и включает привод гидравлического насоса и центробежного регулятора, а кулачковое программирующее устройство создает необходимое поджатие пружины центробежного регулятора и открывает дроссельную заслонку карбюратора, обеспечивая минимальнь й расход топлива. 4 ил. «е (Л 4 СО СО )

Формула изобретения SU 1 449 379 A1

двуплечего рычага с опорой посредине, 40 данным по величине приращения мощности двигателя и потребной мощности /для движения транспортного средства, зависящей от приращения частоты вращения его коленчатого вала) и толпричем второй конец вилки 60 шарнирно соединен с рычагом 54 управления приводом гидравлического насоса и механизмом блокировки вариатора.

Механизм 61 управления устройством включает механизм осейого перемещения оси, выполненный в виде винтового механизма (вал 62 с винтовой резьбой и неподвижная гайка 63) с рукояткой 64 включения устройства и блокирующим кулачком 65 механизма 14 блокировки управления устройством и ось 66, на которой жестко насажены педаль 67 управления устройством, объемный конусообразный кулачок 68, выполненный с возможностью взаимодействия с концом рычага 54 управления приводом гидравлического насоса и механизма блокировки вариатора.

ти двигателя и потребной мощности /для движения транспортного средства, зависящей от приращения частоты вращения его коленчатого вала) и толкатель 76 кулачка, один конец которого жестко соединен с кулачком, а дру гой конец кинематически связан с подвижной в осевом направлении муфтой 39. Сигнализатор 16 включения блокировки вариатора включает подвижный 26 и неподвижный 77 (установленный на изоляторе) электрические контакты, а также сигнализирующую лампочку 78, включенные в электрическую цепь с источником 79 питания. Сигнализатор 17 максимального вдвижения подвижных дисков вариатора имеет неподвижный электрический контакт 80 и сигнализирующую лампочку 81, включенные в

электрическую цепь с тем же источником питания. Сигнализатор 17 имеет возможность фиксировать максимальное вдвижение дисков 82 вариатора.

Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором работает следующим образом.

При движении транспортного срад- ю ства на любой (кроме прямой) передаче ступенчатой коробки вариатор находится в заблокированном состоянии с помощью механизма 11 блокировки вариасплошной стрелкой на фиг.З и f . Тогда винтовая пара перемещает ось 6 влево таким образом, что объемный ко нусообразный кулачок 68, сопряженный с подпружиненным рычагом 54 управления приводом гидравлического насоса и механизмом блокировки вариатора, в ключает механизм 11 блокировки вариа тора и включает привод 10 центробежного регулятора и гидравлического на соса. Плоский кулачок 69 через толка тель 6 пружины создает необходимое усилие поджатия пружины 5, а с покулачок 71, сопрягаясь с тягой 7 подачи топлива через механизм 12 подачи топлива, открывает дроссельную засло ку 44 карбюратора 45 до положения

30

тора и вращается как одно целое вмес-|5 ощью переходного профиля 70 плоский те с входным 35 и вькодным 32 валами. Механизм управления устройством находится в исходном положении (фиг.1).

Педаль 67 управления устройством с , .., .„ „„ помощью плоского кулачка 69 воздейст- 20 обеспечивающего минимальный расход вует через систему тяг и рычагов 7, 40, 42 и 43 на положение дроссельной заслонки 44 карбюратора 45, которое соответствует заданному режиму движения транспортного средства. Так как привод 10 центробежного регулятора угловой скорости и гидравлического насоса выключен, центробежный регулятор 4 угловой скорости и гидравлический иасос 8 не работают. Пружина 5 имеет незначительное поджатие, вследствие того что подвижная в осевом направлении муфта 39 упирается в корпус 1 устройства. Поджатие пружины 5 необходимо для того, чтобы при выключенном устройстве за счет остаточного давления гидроаккумулятора 49 рабочая жидкость могла нагне таться в полость возврата штока 19 силового цилиндра 18 гидравлического сервомотора 2 в исходное положение, т.е. в такое положение, когда вариатор можно заблокировать. Ролик 28 органа управления вариатором не взаимодействует с рабочей поверхностью кулачка 27, а электрические контакты 26 и 77 замыкаются и горит сигнализирующая лампочка 78 сигнализатора 16 блокировки вариатора. Устройство подготовлено к работе.

Когда транспортное средство двигается на прямой передаче, устройство необходимо включить в работу. Для этого необходимо, после включения прямой передачи в коробке передач и

при установлении минимальной устойчи-55 вой частоты вращения коленчатого вала двигателя, повернуть рукоятку 64 включения устройства (показано

топлива. Поджатие пружины 5, созда- ваемое рабочей поверхностью цилиндрического кулачка 69 через толкатель 6 пружины и подвижную в осевом направ 25 лении муфту 39, должно уравновешивать ся усилием, создаваемым вращающимся центробежньм регулятором 4 угловой скорости и передаваемым через упорный по/цпипник 36. При наступлении это го равновесия, что соответствует конкретной величине частоты вращения коленчатого вала двигателя, упорный ПОДШИПНИК 36, воздействуя на подвижную в осевом направлении полую .ось 37, рычаг 24 управления гидравлическим сервомотором и щток 21, устанавли вает золотниковое устройство 20 в такое положение, что рабочая жидкость ие поступает в полости силового цилиндра 18. При увеличении частоты вращения центробежного регулятора 4 угловой скорости усилие от центробежных сил превьщ1ает усилие предварительного поджатия пружины 5, созданного рабочей поверхностью плоского кулачка 69 через толкатель 6 пружины и подвижную в осевом направлении муфту 39. При этом упорный подшипник 36 вместе со свободным концом 38, подвижной полой осью 37 перемещается вниз. В этом же направлении перемещается и рычаг 24 управления гидравлическим сервомотором, и шток 21 золотникового устройства. Рабочая жидкость по подводящему трубопроводу 22 нагнета35

40

45

50

ется в полость силового цилиндра 18 гидравлического сервомотора 2, обеспечивая перемещение штокл 19 вверх. В этом случае сиг пали тирующая лампочсплошной стрелкой на фиг.З и f . Тогда винтовая пара перемещает ось 66 влево таким образом, что объемный конусообразный кулачок 68, сопряженный с подпружиненным рычагом 54 управления приводом гидравлического насоса и механизмом блокировки вариатора, выключает механизм 11 блокировки вариатора и включает привод 10 центробежного регулятора и гидравлического насоса. Плоский кулачок 69 через толкатель 6 пружины создает необходимое усилие поджатия пружины 5, а с покулачок 71, сопрягаясь с тягой 7 подачи топлива через механизм 12 подачи топлива, открывает дроссельную заслонку 44 карбюратора 45 до положения

ощью переходного профиля 70 плоский

, .., .„ „„ обеспечивающего минимальный расход

0

, .., .„ „„ 0 обеспечивающего минимальный расход

5

топлива. Поджатие пружины 5, созда- ваемое рабочей поверхностью цилиндрического кулачка 69 через толкатель 6 пружины и подвижную в осевом направ- 5 лении муфту 39, должно уравновешиваться усилием, создаваемым вращающимся центробежньм регулятором 4 угловой скорости и передаваемым через упорный по/цпипник 36. При наступлении этого равновесия, что соответствует конкретной величине частоты вращения коленчатого вала двигателя, упорный ПОДШИПНИК 36, воздействуя на подвижную в осевом направлении полую .ось 37, рычаг 24 управления гидравлическим сервомотором и щток 21, устанавливает золотниковое устройство 20 в такое положение, что рабочая жидкость ие поступает в полости силового цилиндра 18. При увеличении частоты вращения центробежного регулятора 4 угловой скорости усилие от центробежных сил превьщ1ает усилие предварительного поджатия пружины 5, созданного рабочей поверхностью плоского кулачка 69 через толкатель 6 пружины и подвижную в осевом направлении муфту 39. При этом упорный подшипник 36 вместе со свободным концом 38, подвижной полой осью 37 перемещается вниз. В этом же направлении перемещается и рычаг 24 управления гидравлическим сервомотором, и шток 21 золотникового устройства. Рабочая жидкость по подводящему трубопроводу 22 нагнета5

0

5

0

ется в полость силового цилиндра 18 гидравлического сервомотора 2, обеспечивая перемещение штокл 19 вверх. В этом случае сиг пали тирующая лампоч714

ка гаснет и рабочая поверхность iuiHHOo6pa3Horo кулачка 27, взаимодействуя с роликом 28 органа 3 управления вариатором, начинает перемещать последний, вдвигая при этом подвижные диски 82 и уменьшая передаточное число вариатора. При этом увеличивается скорость и потребная для движе

уменьшает потребную дд1я движения мощность транспортного средства и повышает мощность двигателя. Полученный избыток мощности двигателя приводит к разгону транспортного средства, который прекращается как только частота вращения коленчатого вала двигателя уравновешивается силой упругос15

ния мощность транспортного средства. Ю ти пружины 5 центробежного регулятора

4 угловой скорости. Гидравлический насос 8 с редукционным клапаном подает рабочую жидкость из емкости 9 по всасывающему трубопроводу 48 через подводящий трубопровод 22 в гидравлический сервомотор 2, Параллельно подводящему трубопроводу 22 подключен гидроаккумулятор 49. Обратный клапан установлен в подводящем трубопроводу 22 перед гидроаккумулятором 49. Рабочая жидкость отводится от гидравлического сервомотора 2 к емкости 9 рабочей жидкости с помощью отводящего трубопровода 23. При небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя (что соответствует небольшому поджатию пружины 5) приращение мощности двигателя и потребной дпя движения транспортного средства мощПоследняя превьш1ает мощность двигателя, соответствующую минимальному расходу топлива при установленной поджатием пружины 5 частоте вращения коленчатого вала. Поэтому частота вращения коленчатого вала двигателя и, следовательно, усилие нажатия на пружину 5 со стороны центробежного регулятора 4 угловой скорости уменьшаются. Упорньй подшипник 36 вновь занимает такое положение, при котором рабочая жидкость не поступает в полости силового цилиндра 18 гидравлического сервомотора 2. Одновременно при увеличении частоты вращения цент- 25 робежного регулятора 4 угловой ско- . рости толкатель 41 через рычаг 40 ускорителя и толкатель 42 с рычагом 43 управления механизма подачи топли20

ва воздействует на дроссельную заслон-зо по отношению к приращению час35

ку карбюратора, уменьшая ее открытие и снижая мощность двигателя. При уменьшении частотЫ вращения центробежного регулятора 4 угловой скорости все описанные операции выполняются в обратном порядке, что приводит к увеличению передаточного числа вариатора. При этом уменьшается скорость и потребная для движения мощность транспортного средства. Последняя будет АП меньше, чем мощность двигателя, соответствующая минимальному расходу топлива при определенном поджатии пружины 5 и частоте вращения колентоты вращения коленчатого вала будет большим. Поэтому кулачок механизма регулирования скорости движения жидкости, установленный во впускном трубопроводе 22 гидравлического сервомотора 2 и связанный толкателем 76 кулачка с пружиной 5, почти полностью открывает отверстие впускного трубопровода 22. В этом случае при попадании рабочей жидкости в полость силового цилиндра 18 его шток 19 перемещается. При средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (что соответствует среднему и

чатого вала. Поэтому частота вращения . максимальному поджатию прудины 5)

коленчатого вала двигателя и усилие нажатия на пружину 5 со стороны центробежного регулятора 4 угловой скорости увеличивается. В итоге упорный подшипник 36 занимает положение, со-.

уменьшается отношение приращения мощности двигателя и потребной для движения транспортного средства мощности к приращению частоты вращения коленчатого вала. Отверстие впускного

i.v/j,iLurnirT-riJ j .ciiTni icic i iivyji vy/ndmc I j . vyj 1 i П- c i. Ji j DOJia. t J i a 1 rXt; ЪИуЧлНиг

ответствующее равновесию усилий, дей- трубопровода 22 и скорость перемеществующих на пружину 5. Дпя увеличения скорости движения транспортного средства необходимо сильнее нажать на педаль 67 управления устройством, увеличивая при этом поджатие пружины 5 и передаточное число вариатора. В результате скорость транспортного средства несколько снижается, что

55

ния штока 19 силового цилиндра 18 гидравлического сервомотора 2 также уменьшается. При максимальном вдвиже- нии подвижных дисков 82 вариатора срабатывает сигнализатор 17 максимального вдвижения дисков, зажигая сигнализирующую лампочку 81. Это состояние работы устройства необходимо

уменьшает потребную дд1я движения мощность транспортного средства и повышает мощность двигателя. Полученный избыток мощности двигателя приводит к разгону транспортного средства, который прекращается как только частота вращения коленчатого вала двигателя уравновешивается силой упругос

тоты вращения коленчатого вала будет большим. Поэтому кулачок механизма регулирования скорости движения жидкости, установленный во впускном трубопроводе 22 гидравлического сервомотора 2 и связанный толкателем 76 кулачка с пружиной 5, почти полностью открывает отверстие впускного трубопровода 22. В этом случае при попадании рабочей жидкости в полость силового цилиндра 18 его шток 19 перемещается. При средней и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (что соответствует среднему и

максимальному поджатию прудины 5)

максимальному поджатию прудины 5)

уменьшается отношение приращения мощности двигателя и потребной для движения транспортного средства мощности к приращению частоты вращения коленчатого вала. Отверстие впускного

vyj 1 i П- c i. Ji j DOJia. t J i a 1 rXt; ЪИуЧлНиг

ния штока 19 силового цилиндра 18 гидравлического сервомотора 2 также уменьшается. При максимальном вдвиже- нии подвижных дисков 82 вариатора срабатывает сигнализатор 17 максимального вдвижения дисков, зажигая сигнализирующую лампочку 81. Это состояние работы устройства необходимо

знать водителю транспортного средства для того, чтобы при необходимости можно было изменить режим движения транспортного средства. Для выключения устройства необходимо повернуть рукоятку 64 включения устройства (показано штриховой стрелкой на фиг.З и 4) после того как механизм блокировки вариатора срабатывает и включается сигнализирующая лампочка 78 блокировки вариатора,при этом свободный конец подпружиненного толкателя 73 выходит из прямоугольного паза 74 блокирующего кулачка 65,

Формула и.з о б ре тения

Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным много- дисковым вариатором транспортного средства, содержащее корпус, емкость дпя рабочей жидкйсти, гидравлический сервомотор с золотником, имеющим подводящий и отводящий каналы, и с сило- вым цилиндром, шток которого связан с органом управления устройством, привод с центробежным регулятором угловой скорости, связанным через упорный подшипник, и пружину с толкателем с подвижной в осевом направлении полой осью, кулачковое программирующее устройство, педаль управления устройством и подачей топлива, карбюратор с дроссельной заслонкой и кулачком ее управления, о тличающееся тем, что, с целью повышения топливной экономичности двигателя транспортного средства при работе на включенной в коробке передач прямой передаче, оно снабжено вариатором, содержащим подвижные в радиальном направлении диски ведущий барабан, установленный в корпусе с возможностью вращения, входной вал, размещенный в корпусе на подшил- никах качения, на котором жестко закреплено ведущее колесо привода гидравлического насоса и подвижно установлена муфта включения-выключения вариатора, выходной вал, на конце которого жестко закреплено зубчатое кот песо, связанное с помощью зубчатой полумуфты и жестко установленных в ней штифтов, входящих с зазором в отверстия, вьшолненные в ведущем барабане, с муфтой включения-выключе- ния вариатора, выполненной с возможностью взаимодействия с одним концом дву глечего рычага, имеющего по

Q с

0 5 Q Q с 5

5

средине опору, и другой конец которого шарнирно свЯ зан с рычагом управления приводом гидравлического насоса и механизмом блокировки вариатора, органом управления вариатором, включающим установленную на опорах на выходном валу вариатора ступицу, имеющую направляющие, подпружиненные относительно корпуса, причем со ступицей жестко связан шток, на конце которого закреплен ролик, выполнен- ный с возможностью взаимодействия с клинообразным кулачком, неподвижно связанным со штоком силового цилиндра, гидравлическим насосом шестеренчатого типа, корпус которого жестко связан с корпусом устройства, причем на полом ведущем валу насоса, охватывающем входной вал вариатора, жестко закреплены внутри корпуса ведущая шестерня насоса и снаружи с одного конца - чувствительные элементы центробежного регулятора, а с другой - шестерня привода насоса, связанная при помощи зубчатой полумуфты с вилкой включения, жестко закрепленной на рычаге управления приводом насоса и механизмом блокировки вариатора, всасывающим трубопроводом, связанным с емкостью для рабочей жидкости и насосом, подводящим трубопроводом, соединенным с насосом и с подводящим каналом золотника, параллельно кото-г рому установлен гидроаккумулятор, отводящим трубопроводом, соединенным с отводящим каналом золотника и с емкостью для рабочей жидкости, механизмом регулирования скорости движения рабочей жидкости в подводящем трубопроводе, содержащим в подводящем канале золотника конусообразный плунжер, выполненный с возможностью взаимодействия с впускным отверстием, причем шток плунжера жестко связан с толкателем, вьтолненным с возможностью взаимодействия с муфтой, неподвижно связанной с полой осью центробежного рег улятора, механизмом блокировки управления устройством, содержащим установленный в опорах толкатель с пружиной возврата его в исходное положение, с одним концом которого связан двуплечий рычаг, имеющий в средней части шарнирную опору в корпусе устройства и выполненный с возможностью взаимодействия свободным концом с упором штока силового цилиндра, сигнализатором

Г

sy JJ 7f ег S3 Шиг.ч

Si SU

Вид в

faz.Z

fae.J

ал

)УЛ

7J

Bad В

65

f лг 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1449379A1

Петров В.А
Автоматическое удравленне бесступенчатых передач самоходных машин.- М.: Машиностроение, 1968, с.384, с.194, рис.78, а.

SU 1 449 379 A1

Авторы

Морозов Михаил Владимирович

Бендас Иван Маркович

Даты

1989-01-07Публикация

1987-05-19Подача