ел
:о
ю
САЭ
Изобретение относится к трибологии и может быть использовано для экспериментального исследования уз- lOB трения.
Цель изобретения - упрощение моделирования за счет минимизации необходимого объема информации о функционировании реального узла трения.
На фиг. 1 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа , на фиг. 2 - схема системы управления , на фиг. 3 - восстановленная эксплуатационная зависимость от времени мощности Q тепловыделения в узле трения (сплошные линии) и зависимость Q от времени, воспроизведенная согласно способу на физической модели (штриховые линии).
Устройство для осуществления способа содержит внешнюю обойму 1, расположенную в корпусе 2. В расточке внешней обоймы 1 установлен шарикоподшипник 3, на внутреннем кольце 4 которого крепится втулка 5 испытываемого подшипника скольжения, контактирующая с валом 6. Внешняя обойма нагружается посредством электромагнита 7 рычагом 8, установленным на корпусе. На внутренней обойме жестко закреплена планка 9, предназначенная для взаимодействия с упругим элементом 10, оснащенным тензорезистором 11. Внутри вала 6 установлен нагреватель 12. Электромагнит 7 и нагреватель 12 подключены к системе управления (фиг. 2), которая содержит измерители 13 и 14 соответственно температуры и момента трения физической модели, усилитель 15, управляемый коммутатор 16 аналоговьрс сигналов, соединенный с аналого-цифровым преобразователем 17, подключенным к компьютеру 18, управляющему через цифроакалоговые преобразователи 19 и 20 источниками напряжения, соединеннымис исполнительными механизмами 21 и 22 электрмагнита 7 и нагревателя 12.
Способ осуществляется следующим образом.
С помощью термочувствительных элментов регистрируют в заданной точке температуру Т исследуемого подшипникового узла трения в рабочем режиме. По результатам температурных измерений, решая обратную задачу теплопроводности, восстанавливают зависимость во времени мощно
0
5
0
5
0
5
50
5
сти тепловыделения в контакте и определяют изменение момента М трения во времени по формуле:
M(t) |-Q(t),
где К - известный коэффициент;
О - угловая скорость вращения
вала.
Далее проводят испытания на физической модели. Найденные эксплуата- 1щонкые зависимости T(t) и M(t) вводят в компьютер 18 в качестве числовых данных для алгоритма управления, приводят вал 6 во вращение и передают управление компьютеру. Момент трений, возникающий при вращении вала, поворачивает обойму, и планка 9 давит на упругий элемент 10. Возникающее при этом усилие фиксируют измерителем 14 -и через коммутатор 16 передают компьютеру 18. Аналогичным образом в компьютер поступают данные по температуре модели узла.
Сравнивая полученные данные с эксплуатационными зависимостями T(t) и M(t) этих величин, компьютер в со-., ответствии с алгоритмом управления производит коррекцию параметров исполнительных механизмов 21 и 22.
П р и м е.р. Исследовался полимерный подшипник скольжения размерами 4 32 ф 26 20 мм,. диаметр -вала 25,5 мм, материал подшипника Ф4К20, материал вала ст. 45, скорость скольжения 0,39 м/с.
Рабочий режим подшипника реализовался на машине трения СМТ-1. На фиг.З сплошными лини;ями показана восстановленная эксплуатационная зависимость Q(t), штриховыми линиями показана зависимость Q(t), воспроизведенная в управляемом эксперименте. Варианты а и б (фиг. 3) соответствуют замерам температуры Т для определения Q в том и другом случаях на глубине h 1,2 мм и 1,8 мм от зоны трения.
Близость сплошных и штриховых линий (фиг. 3) свидетельствует о близости температурно-нагрузочных условий функционирования модели и исследуемого узла трения.
Формула изобретения
Способ моделирования эксплуатационных условий при испытании подшипникового узла трения, заключаюГ2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2343450C2 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ОСЦИЛЛЯЦИЙ ПРЕРЫВИСТОГО СКОЛЬЖЕНИЯ В СКВАЖИННОМ ОБОРУДОВАНИИ И УСТРОЙСТВО И ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЛЕР ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОГО СПОСОБА | 2012 |
|
RU2616032C9 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ВЫСОКОМОБИЛЬНЫХ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2745382C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПАРАМЕТРОВ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПРИ ИСПЫТАНИИ В СТЕНДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2015 |
|
RU2647338C2 |
Способ испытания гидродинамического подшипника скольжения | 1987 |
|
SU1530970A2 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ УЗЛОВ ТРЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 2020 |
|
RU2748933C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АНАЛИЗА ХЕМИ- И БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ ЖИДКИХ СРЕД | 2011 |
|
RU2452937C1 |
ТЕРМОГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2017 |
|
RU2659617C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕПЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДОМ ПЛОСКОГО ИМПУЛЬСНОГО ИСТОЧНИКА ТЕПЛОТЫ | 2015 |
|
RU2601234C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СУХОГО ТРЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ПАР ПРИ БЫСТРО ОСЦИЛЛИРУЮЩИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯХ | 2012 |
|
RU2491531C1 |
Изобретение может быть использовано для экспериментального исследования узлов трения. Целью изобретения является упрощение моделирования за счет минимизации необходимого объема информации о функционировании реального узла трения. Измеряют температуру Т исследуемого узла трения в заданной точке, по которой определяют изменение момента М трения во времени. Найденные зависимости T(t) и M(t) с помощью компьютера и посредством узла нагру- жения и нагревателя воспроизводят на физической модели узла трения. 3 ил.
Фиг.1
13
/5
17
IS
Фиг.2
ZQ ЦО ВО i.nuH
Фиг.
й,Лп
А- IB мм
го ffo
60 t, ftt/H
Способ определения эксплуатационных условий при испытании узлов трения | 1982 |
|
SU1133498A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1989-01-23—Публикация
1987-03-23—Подача