Изобретение относится к горным машинам, в конструкции которых применяются цепные тяговые органы, а именно к приводам струговых установок и скребковых конвейеров.
Целью изобретения является повышение эффективности эксплуатации и надежности.
На фиг. 1 изображен предлагаемый привод с приводной звездой и тяговым органом, обший вид; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2 (узел установки средства для перемещения предохр ани- тельного срезного элемента); на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2 (узел установки предохранительного срезного элемента и средст- ва для его перемещения); на фиг. 5 - то же, после разгона привода до скорости вращения, близкой к номинальной.
Привод имеет цепной тяговый орган 1
приводную звезду 2, редуктор 3, электродви- : гатель 4, проставку 5 с окном 6, внутри ко- ; торой установлена ведущая полумуфта 7 с промежуточной муфтой 8 и ведомая полумуфта 9. В ведущей полумуфте 7 разме- , щены упругие элементы 10, которые средней частью введены в прорези 11 на промежуточной муфте 8. Промежуточная муфта 8 на подшипниках скольжения 12 установлена на ступице 13 ведомой полумуфты 9. Полости подшипников скольжения 12 закрыты манжетами 14. В промежуточной муфте 8 и ведомой полумуфте 9 выполнены радиаль- но расположенные соосные отверстия с закаленными втулками 15, в которых подвижно установлен срезной элемент 16. На промежуточной муфте 8 установлены на болтах 17 направляющие элементы 18, охватывающие груз 19. Между грузом 19 и направляющими элементами 18 установлены пружины 20. В центральном отверстии груза 19 не резьбе установлена резьбовая муфта 21 с пазом, в который заведена головка 22 предохрани- тельного срезного элемента 16. Ведущая полумуфта 7 на валу 23 электродвигателя 4 и ведомая полумуфта 9 на входном валу 24 редуктора 3 установлены известным способом, например на шпонках 25, и закреплены торцовыми шайбами 26 с болтами 27. Срезной элемент 16 имеет проточки 28 и 29, по которым проходят срезные сечеиия, соответствующие нагрузкам пускового момента (проточка 28) приведенным к срезному элементу предельным нагрузкам в тяговом ор- гане 1 (проточка 29). Для предотвращения возникновения дисбаланса при разгоне привода промежуточная муфта 8 выполнена симметричной относительно оси вращения с двумя противоположно расположенными гру.- зами 19 с муфтами 21, установленными на пружинах 20 в направляющих 18. Для удаления остатков разрушенных срезных эле5
0
5 ,
ментов в соединительной муфте предусмотрены окна 30.
Привод работает следующим образом. В исходном положении при выключенном электродвигателе 4 груз 19 пружинами 20 прижимается в направлении оси вращения муфты и. удерживает предохранительный срезной элемент в положении, соответствующем режиму запуска привода, когда в плоскости среза на стыке втулок 15 расположено сечение предохранительного срезного элемента 16 по проточке 28. После включения привода пусковой момент электродвигателя 4 с вала 23 через ведущую полумуфту 7 с упругими элементами 10 передается на промежуточную муфту 8. Под действием этого момента промежуточная муфта 8 стремится повернуться вокруг ведомой полумуфты 9, нагружая срезной элемент 16 перерезывающим усилием и защемляя его во втулках 15 в исходном положении. По мере нарастания скорости вращения вала 23 электродвигателя 4 величина вращательного момента на нем падает, следовательно, уменьшается и усилие защемления срезного элемента 16. В то же время с возрастанием скорости вращения растут инерционные силы от нормального ускорения массы груза 19, резьбовой муфты 21 и самого предохранительного срезного элемента 16. В конце периода разгона при вода скорость вращения двигателя 4 становится близкой к номинальной, а величина инерционных сил достаточной для преодоления жесткости пружин 20 и сил трения срезного элемента 16 о втулки 15 и груза 19 о направляющие 18. Наступает момент, когда груз 19 под действием инерционных сил, преодолевая жесткость пружин 20 и силы трения, перемещается в направляющих 18 и переводит предохранительный срезной элемент 16 в рабочее положение, когда в плоскости среза расположено сечение предохрани тельного срезного элемента по проточке 29, величина которого соответствует приведенным к срезному элементу предельным усилиям на тяговом органе 1. В таком положении предохранительный срезной эле.мент 16 находится на протяжении всего времени работы привода после его разгона. Перемещение предохранительного срезного элемента 16 в исходное положение возможно только при отключенном электродвигателе 4, поскольку жесткости пружин 20 недостаточно для преодоления инерционных сил и сил трения от усилия защемления срезного элемента 16 во втулках 15 при работающем приводе. При .возникновении в тяговом органе 1 усилий, превышающих-предельные, возрастает крутящий момент на валу 23 электродвигателя 4, а следовательно, и перерезывающее усилие на предохранительном срезном элементе 16 становится достаточным для его разрушения. Таким образом, при внезапной перегрузке привода предохранительный срезной элемент 16 разрушается по проточке 29 (или 28 при запуске привода) и электродвигатель 4 отключается от редуктора 3, чем придотвращается выход из строя элементов привода. Для замены разрушенного срезного элемента 16 резьбовая муфта 21, в пазу которой находится головка 22 предохранительного срезного элемента 16, вывинчивается из груза 19, и вместе с резьбовой муфтой 21 извлекается верхняя часть предохранительного срезного элемента 16, который затем заменяется на новый. Остатки разрушенных предохранительных срезных элементов 16 во втулках 15 ведомой полумуфты 9 проталкиваются внутрь муфты вновь устанавливаемым предохранительным срезным элементом 16 и извлекаются оттуда через окно 30 в соединительной муфте и окно 6 в про- ставке 5.
0
5
Формула изобретения Привод горной машины, включающий электродвигатель и редуктор, между которыми установлена соединительная муфта, содержащая ведущую полумуфту, ведомую полумуфту, упругие элементы и предохранительный срезной элемент, отличающийся тем что, с целью повышения эффективности эксплуатации и надежности, привод снабжен механизмом для возвратно-поступательного перемещения предохранительного срезного элемента, выполненным в виде резьбовой муфты и груза, установленного на пружинах в направляющих элементах муфты с возможностью радиального перемещения и связанного со, срезным пальцем посредством резьбовой муфты, установленной в центральном отверстии груза, причем предохранительный срезной элемент выполнен с двумя различными по площади сечениями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Почвообрабатывающая фреза | 1988 |
|
SU1639444A1 |
Планетарный редуктор лебедки | 1980 |
|
SU922051A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД (ВАРИАНТЫ) И ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА К НЕМУ | 2002 |
|
RU2222860C1 |
Предохранительная муфта | 1977 |
|
SU708084A1 |
ПОВЕРХНОСТНЫЙ ПРИВОД ШТАНГОВОГО ВИНТОВОГО НАСОСА | 2005 |
|
RU2291319C2 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2331803C1 |
Приводная станция струговой установки | 1989 |
|
SU1701908A1 |
Конвейерный гусеничный привод | 1990 |
|
SU1778047A1 |
Предохранительная муфта | 1976 |
|
SU590523A1 |
КЛЮЧ С ЭЛЕКТРОИНЕРЦИОННЫМ ПРИВОДОМ | 1992 |
|
RU2049906C1 |
Изобретение относится к горным машинам, а именно к приводам струговых установок и скребковых конвейеров. Цель - повышение эффективности эксплуатации и надежности. Привод включает электродвигатель и редуктор, между которыми установ25 лена соединительная муфта. Последняя включает ведущую полумуфту (ПМ) 7 с промежуточной муфтой 8 и ведомую ПМ 9. В ведущей ПМ 7 размещены упругие элементы 10. В промежуточной муфте 8 и ведомой ПМ 9 выполнены радиальные отверстия с закаленными втулками 15, в которых подвижно установлен предохранительный срезной элемент (СЭ) 16. На промежуточной муфте 8 на болтах установлены направляющие элементы 18, охватывающие груз 19. В центральном отверстии груза 19 установлена резьбовая муфта 21 с пазом, в который заведена головка 22 СЭ 16. При возникновении в тягово.м органе усилий, превышающих предельные, возрастает крутящий момент на валу 23 электродвигателя и, следовательно, перерезывающее усилие на СЭ 16 становится достаточным для его разрушения. При внезапной перегрузке привода СЭ 16 разру- щается по проточке и электродвигатель-отключается от редуктора 5 ил. I сл 4 сд 00 сд О5 ОО
Фаз.1
I 8 30 9
6
/
фиг.з
s-s
и п
га
21 13
Авторское свидетельство СССР № 1150365, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Привод горной машины | 1980 |
|
SU905451A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1989-02-15—Публикация
1986-05-26—Подача