Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, например, в станкостроении при сто- порении резьбовых соединений.
Цель изобретения - повьшение дол говечности путем повышения износостойкости гайки при многократном стопорении.
На фиг. 1 показано резьбовое со- единение гайки с винтом; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1.
Гайка 1 навинчена на винт 2 На периферийной части корпуса гайки выполнены с одинаковым шагом продоль- ные шлицы 3, предназначенные для захвата зубом ключа, обеспечиванщёго вращение гайки. Между соседними шпицами 3. со стороны наружной боковой поверхности корпуса гайки выполнено глухое радиальное резьбовое отверстие 4, симметричное относительно шлицов 3, в котором установлен стопор ньй винт 5. Со стороны торца резьбового корпуса гайки 1 между те- ми же -шлицами вьтолнена сквозная радиусная прорезь 6, сопряженная с резьбовым отверстием 14 и симметричная относительно него Часть 7 прорези 6 в зоне размещения стопорного винта 5 вьтолнена большим радиусом. На концах прорези б касательно к ее внутренней поверхности 8 выполнены сквозные осевые отверстия 9 и 10. В зонах перехода прОрези с меньшего радиуса на больший касательно к внутренней поверхности 8 части прорези меньшего радиуса и наружной поверхности 11 части прорези большего радиуса вьтолнены сквозные осевые от- верстия 12 и 13, Сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13 размещены на одном от центра гайкд 1 радиусе.
Толщина стенки 14, образованной частью радиусной прорези 6 и перифе рией корпуса гайки, выбирается такой,, чтобы в радиальном резьбовом отверстии было не менее 4,5 витков резьбы установки стопорного винта 5 Стенки 15, образованные радиусной прорезью 6 и резьбовой частью гайки 1, являются упругими элементами, обеспечиваюшЕими параллельное перемещение жесткой стенки 16, образованной частью 7 радиусной прорези и резьбовой частью гайки 1. Межцентровое расстояние 1 между отверстиями и 12 равно межцентровому расстоянию между отверстиями 10 и 13 о Радиальное резьбовое отверстие 4 размещено на одинаковом расстоянии k о,т сквозных осевых отверстий 12 и 13, равном 0,5-1,0 межцентрового расстояния между осями сквозных осевых отверстий 9 и 12, а также отверстий 10 и 13. ,
Ширина Д радиусной прорези 6 выполнена от 0,15 до 0,5 диаметра d, сквозных осевых отверстий. Радиус размещения сквозных осевых отверстий выбирают из соотношения Рг + Dp R . dji + ,5dp 4 . 12
где Dg- диаметр габарита гайки; Dp- диаметр резь бы гайки.
Все сквозные осевые отверстия размеЕ(ены между соседними шлицами гайкио
Из технологических и конструктивных соображений толщину. М упругих стенок 15 без учета высоты резьбы выполняют толщиной от 0,5 до-О,7 мм. Сама прорезь 6 может быть вьтолнена шириной от 0,35 до 0,5 мм. Сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13 могу иметь диаметры dfi от 2,0 до 4,0 мм, при этом радиус размещения отверстий обеспечивает необходимую толщину стенки 14, в которой вьшолнено резьбовое отверстие 4 под стопорнь й винт 5 с таким расчетом, чтобы диаметр dj. этого отверстия по крайней мере превьш1ал в 1,5 раза диаметр d, сквозных осевых отверстий с обеспе- чением размещения не менее 4,5 витков резьбы.по глубине отверстия
Устройство работает следующим. образом.
При завинчивании стопорного винта 5 стенка 15 упруго деформируется, обеспечивая перемещение стенки 16, которая, перемещаясь, выбирает зазор S в резьбе гайки. Так как контакт перемещающийся части гайки 1 с резьбой винта 2 происходит по площади, что это приводит к снижению удельного давления на витки резьбы, а следовательно, к снижению их-износа, Для демонтажа гайки 1 отвинчивают стопорньй винт 5, после чего гайка свободно свинчивается с винта 2, Так как зазоры в резьбах гаек редко пре- вьш1ают 0,2 мм, то и стопорный винт 5 достаточно вывинтить на 2-2,5 оборота (в зависимости от допуска на зазор в резьбе это колгг ество оборотов может быть иным).
Предлагаемое устройство при достаточной надежности стопорения не вызьшает повреждения резьбы, на которую навинчивают и стопорят гайки, и обеспечивает стабильность усилия затягивания гайки.
Формула изобретения
Стопорная гайка, содержащая резьбовой корпус I со сквозной радиусной прорезью со стороны его торца и стопорный винт, установленный в радиальном отверстии, выполненном со стороны наружной боковой поверхности корпуса, сопряженном с прорезью, расположенной симметрично оси радиального отверстия, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем повьшения износостойкости, часть прорези в зоне размещения стопорного винта выполнена большим
радиусом, на концах лрорези касательно к ее внутренней поверхности и в зонах перехода прорези с меньшего радиуса на больший касательно к внутренней поверхности части прорези
меньшего радиуса и наружной поверхности ее части большего радиуса выполнены сквозные осевые отверстия
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винтовой механизм | 1986 |
|
SU1428847A1 |
Кодовый замок бесступенчатого кодирования | 1986 |
|
SU1509497A1 |
Микрометрический механизм | 1987 |
|
SU1506262A1 |
Стопорное резьбовое соединение, в том числе для групповых соединений | 2024 |
|
RU2820745C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743320C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2021 |
|
RU2755107C1 |
Расточной патрон | 1987 |
|
SU1484453A1 |
САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ ГАЙКА | 1992 |
|
RU2062915C1 |
Фотосчитывающая головка | 1982 |
|
SU1068954A1 |
МОДУЛЬ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ОБЛУЧАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2621804C2 |
Изобретение относится к маиино-. строению, а именно к стопорению резьбовых соединенийо Цель - повышение долговечности путем повышения износостойкости. В резьбовом корпусе гайки 1 выполнены сквозная радиусная прорезь 6 и сопряженное с ней радиальное резьбовое отверстие 4. Винт 5 размещен в резьбовом отверстии 4. Прорезь в зоне размещения винта.выполнена большим радиусом. На концах прорези и в зонах перехода прорези .с меньшего радиуса на больший выполнены сквозные осевые отверстия 9, 10, 12 и 13. Стенки 15 являются упругими элементами, обеспечивающими параллельное перемещение жесткой стенки 16 винтом 5, что не вызывает повреж дения резьбы при стопорении гайки на стержне. 2 ил. 12 / а $ (Л i4 Од 00
о-г
Несъёмная опалубочная система для крупноблочного строительства сооружений | 2019 |
|
RU2720548C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-02-23—Публикация
1987-04-01—Подача