Гидравлическая система управления фрикционной муфтой транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K23/02 

Описание патента на изобретение SU1463532A1

Изобретение относится к транспортному Машиностроению и может быть использо- ано, например, для управления муфтой Оцепления транспортного средства.

Цель изобретения - повышение эффективности путем ускорения процесса управле- ния муфтой.

На фиг. 1 приведена гидравлическая Принципиальная схема системы управления рикционной муфтой транспортного средст- а; на фиг. 2 - то же, вариант с 10 шектромагнитным управлением двухпози- ikHOHHbiM распределителем; на фиг. 3 - сече- 1(ие А-А на фиг. 2.

I Гидравлическая система управления фиг. 1) содержит источник 1 давления, (Связанный гидролинией с управляемым Клапаном 2 давления, к которому подклю: jieH гидроаккумулятор 3 и вход двухпози- ионного гидрораспределителя 4, выход ко- foporo связан гидролинией 5 с гидроци- Линдром 6, имеющим два поршня; пор- 20 Шень 7 и поршень 8, связанный с меха- йизмом 9 выключения фрикционной муфты 10 Установка гидроаккумулятора позволяет (Снизить производительность насоса. На |}иарнирной опоре закреплена педаль 11 упДля выключения фрикционной муфты необходимо нажать на ,педаль по направлению стрелки. При этом рабочая жидкость из гидроцилиндра 13 перетекает по гидролинии 15 через дроссель 16 в полость 26 гидроцилиндра 6 и перемещает по рщень 7 влево в пределах зазора Д между ним и порщнем 8. Гидравлическое сопротивление, создаваемое дросселем 16, обеспечивает разность давлений в гидролиниях 17 и 18, под действием которой двухпозиционный распределитель переключается в левое положение и сообщает гидроаккумулятор с гидролинией 5. Жидкость из гидроаккумулятора через сверление 27 в поршне 8 заполняет полость 25 и перемещает поршень в левое крайнее положение, полностью выключая муфту 10. Величина перемещения поршня 7 пропорциональна ходу педали и может изменяться от минимальной, равной зазору Д, до максимальной, равной сумме зазора Д и хода поршня 8. Для выключения муфты необходимо отпустить педаль. Поршень 12 под действием пружины 14 пере.местится вправо, при этом жидкость из полости 26 начнет перетекать по гидролинии 15 через

равления, связанная с поршнем 12 гидро- 25 дроссель 16 обратно в гидроцилиндр 13. цилиндра 13, в котором установлена воз-Давление в гидролинии 17 станет больше

18

йратная пружина 14. Гидроцилиндр 13 свя- фан гидролинией 15 с гидроцилиндром 6. В гидролинии 15 установлен дроссель 16, Ьход и выход которого связаны гидролиниями 17 и 18 с управляющими полос- Гями двухпозиционного распределителя 4. При исполнении двухпозиционного распределителя с электромагнитным управлением (фиг. 2 и 3) на оси педали 11 установлена фрикционная муфта 19, на ведомом диске .20 которой закреплен поводок 21, а двухпозиционный распредели- |гель имеет возвратную пружину 22 и электромагнит 23, электрически связанный с Электропереключателем 24.

Гидроцилиндр 6 имеет полость 25, образованную перегородкой и поршнем 8, и полость 26, образованную поршнем 7 и торцовой стенкой гидроцилиндра 6. В поршне 8 выполнено отверстие для сообщения гидролинии 5 с полостью 25.

30

давления в гидролинии 18 на величину гидравлических потерь в дросселе, поэтому распределитель 4 возвратится в исходное положение, соединив гидролинию 5 и связанную с ней СЕзерлением 27 полость 25 с баком. Давление в полости 25 начнет снижаться и поршень 8 под действием усилия пружин муфты 10 начнет перемещаться вправо до соприкосновения с поршнем 7, который перекроет сверление 27. Это период быстрого и нерегулируемого включения муфты. Его длительность может изменяться в зависимости от величины хода педали (в цикле выключения муфты) от нуля до полного, соответствующего макси- 40 мальному ходу поршня 7, т. е. пропорционально перемещению педали.

Таким образом, выключение фрикционной муфты происходит независимо от хода педали быстро и полностью, т. е. ускоряется процесс выключения муфты и, кроме того, снижается буксование дисков трения и гарантируется чистота выключения муфты. Включение муфты происходит в два этапа: на первом этапе муфта включается быстро и нерегулируемо, на втором этапе

Таким образом, выключение фрикционной муфты происходит независимо от хода педали быстро и полностью, т. е. ускоряется процесс выключения муфты и, кроме того, снижается буксование дисков трения и гарантируется чистота выключения муфты. Включение муфты происходит в два этапа: на первом этапе муфта включается быстро и нерегулируемо, на втором этапе

Гидросистема для варианта с гидравлическим управлением распределителем (фиг. 1) работает следующим образом.

В исходном положении распределитель 4

соединяет гидролинию 5 с баком, поэтомусп с темпом, который задает водитель. Причем

давление в полости 25 отсутствует, и пор-полнота включения муфты в конце первого

шень 8 под действием усилия от пружинэтапа определяется ходом педали в цикле

фрикционной муфты 10 занимает крайнеевыключения и может изменяться водиправое положение. Вход двухпозиционноготелем в зависимости от режима движераспределителя заперт и гидроаккумуляторния машины от нуля до максимальной.

3 заряжен до номинального давления,55 что соответствует полному ходу педали

и минимальному, пропорциональному зазору Д. Это позволяет уменьшать ход педали, что ускоряет процесс управления муфонределяемого регулировкой клапана 2. Под действием усилия пружины 14 поршни 7 и 12 занимают крайние правые положения.

Для выключения фрикционной муфты необходимо нажать на ,педаль по направлению стрелки. При этом рабочая жидкость из гидроцилиндра 13 перетекает по гидролинии 15 через дроссель 16 в полость 26 гидроцилиндра 6 и перемещает по рщень 7 влево в пределах зазора Д между ним и порщнем 8. Гидравлическое сопротивление, создаваемое дросселем 16, обеспечивает разность давлений в гидролиниях 17 и 18, под действием которой двухпозиционный распределитель переключается в левое положение и сообщает гидроаккумулятор с гидролинией 5. Жидкость из гидроаккумулятора через сверление 27 в поршне 8 заполняет полость 25 и перемещает поршень в левое крайнее положение, полностью выключая муфту 10. Величина перемещения поршня 7 пропорциональна ходу педали и может изменяться от минимальной, равной зазору Д, до максимальной, равной сумме зазора Д и хода поршня 8. Для выключения муфты необходимо отпустить педаль. Поршень 12 под действием пружины 14 пере.местится вправо, при этом жидкость из полости 26 начнет перетекать по гидролинии 15 через

дроссель 16 обратно в гидроцилиндр 13. Давление в гидролинии 17 станет больше

18

0

давления в гидролинии 18 на величину гидравлических потерь в дросселе, поэтому распределитель 4 возвратится в исходное положение, соединив гидролинию 5 и связанную с ней СЕзерлением 27 полость 25 с баком. Давление в полости 25 начнет снижаться и поршень 8 под действием усилия пружин муфты 10 начнет перемещаться вправо до соприкосновения с поршнем 7, который перекроет сверление 27. Это период быстрого и нерегулируемого включения муфты. Его длительность может изменяться в зависимости от величины хода педали (в цикле выключения муфты) от нуля до полного, соответствующего макси- 0 мальному ходу поршня 7, т. е. пропорционально перемещению педали.

Таким образом, выключение фрикционной муфты происходит независимо от хода педали быстро и полностью, т. е. ускоряется процесс выключения муфты и, кроме того, снижается буксование дисков трения и гарантируется чистота выключения муфты. Включение муфты происходит в два этапа: на первом этапе муфта включается быстро и нерегулируемо, на втором этапе

п с темпом, который задает водитель. Причем

той и улучшает условия труда водителя. Работа гидросистемы для варианта с электромагнитным управлением двухпозицион- ным распределителем (фиг. 2 и 3) отличается тем, что переключение распределителя происходит не под действием разности давлений на входе и выходе дросселя, а под действием электромагнита 23 (перемещение в левое положение) и пружины 22 (перемещение в исходное положемуфтой, гидроцилиндр снабжен дополнительным порщнем и перегородкой с отверстием, в котором размещен шток дополнительного поршня с зазором относительно поршня гидрцилиндра, при этом полость между перегородкой и поршнем цилиндра выполнена с возможностью сообщения с источником давления рабочей жидкости и со сливом через отверстие, выполненное в поршне гидроцилиндра посредством клапана

ние). Включение электромагнита происходит включения, выполненного в виде двухпози- при замыкании электропереключателя 24 по-ционного управляемого гидрораспределителя

устройство управления которым связано с органом управления фрикционной муфтой.

причем связь органа управления с гидроводком 21, когда педаль нажимают по направлению стрелки (момент трения муфты 19 выбран таким, что превышает усилие, необходимое для срабатывания электропере- 5 цилиндром включает исполнительный гидро- ютючателя). При дальнейшем ходе педалицилиндр, сообщенный гидролинией с поповодок 21 остается неподвижным за счетлостью между торцовой стенкой гидроципробуксовки муфты 19. При отпускании пе-линдра и дополнительным поршнем,

дали поводок перемещается в исходное2. Система по п. 1, отличающаяся тем,

положение до упора 28, освобождая кнопкучто устройство управления управляемого

электропереключателя, который .разрывает 20 гидрораспределителя выполнено гидравли- цепь питания электромагнита и распреде-ческим и снабжено дросселем, установленным в гидролиниях, сообщающих управ- ляющие полости гидрораспределителя, при этом одна из последних сообщена с гидро- 25 цилиндром, связанным с органом управления, а другая - с полостью гидроцилиндра между торцовой стенкой и дополнительным поршнем.

3. Система по п. 1, отличающаяся

литель 4 возвращается в исходное положение пружиной 22.

Формула изобретения

1. Гидравлическая систе.1: управления фрикционной муфтой транспортного средства, содержащая источник давления рабочей жидкости, сообщенный через управляемый клапан давления с гидроаккумулятором и 30 мого распределителя выполнено электрогид- через клапан включения - с гидроцилинд-равлическим и включает в себя электрором, порщень которого связан с механизмом включения фрикционной муфты, а также орган управления, связанный с гидроцилиндром, отличающаяся тем, что, с

целью повышения эффективности путем уско- 35 ляющая полость которого снабжена пру- рения процесса управления фрикционнойжиной.

тем, что устройство управления управляепереключатель, связанный с органом управления и подключенный к электромагниту управления одной из управляющих полостей управляемого распределителя, другая управмуфтой, гидроцилиндр снабжен дополнительным порщнем и перегородкой с отверстием, в котором размещен шток дополнительного поршня с зазором относительно поршня гидрцилиндра, при этом полость между перегородкой и поршнем цилиндра выполнена с возможностью сообщения с источником давления рабочей жидкости и со сливом через отверстие, выполненное в поршне гидроцилиндра посредством клапана

включения, выполненного в виде двухпози- ционного управляемого гидрораспределителя

причем связь органа управления с гидро цилиндром включает исполнительный гидро- цилиндр, сообщенный гидролинией с помого распределителя выполнено электрогид- равлическим и включает в себя электротем, что устройство управления управляемого распределителя выполнено электрогид- равлическим и включает в себя электро ляющая полость которого снабжена пру- жиной.

переключатель, связанный с органом управления и подключенный к электромагниту управления одной из управляющих полостей управляемого распределителя, другая управ13

f 13 п Т

А-А

Похожие патенты SU1463532A1

название год авторы номер документа
Гидрообъемный привод транспортного средства 1987
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Можаров Игорь Владиславович
  • Подрез Вячеслав Владимирович
SU1414665A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1562166A1
Протаскивающий механизм сучкорезной машины 1985
  • Безносиков Юрий Николаевич
  • Броваров Владислав Владимирович
SU1344603A1
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства 1989
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Горбатенко Николай Николаевич
  • Крутолевич Сергей Константинович
SU1678659A1
Гидрообъемная трансмиссия транспортного средства с рекуперативным приводом 1978
  • Меланьин Александр Николаевич
SU779105A1
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства 1984
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Савельев Геннадий Степанович
SU1276534A1
Гидравлическое устройство для рекуперации энергии торможения транспортного средства 1986
  • Разин Поликарп Панфилович
SU1357259A1
СИСТЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОЙ МУФТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Абасов Эльнур Исмаилович
RU2761962C1
Устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства 1986
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Долинин Игорь Васильевич
SU1399189A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 463 532 A1

Реферат патента 1989 года Гидравлическая система управления фрикционной муфтой транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности путем ускорения процесса управления фрикционной муфтой. Гидросистема управления содержит источник 1 давления с управляемым клапаном 2 давления, двухпозиционный управляемый гидрораспределитель 4, гидроцилиндр 6 включения фрикционной муфты 10, педаль 11 управления и линии связи. 2 з. п. ф-лы, 3 ил. 26 / (Л а 00 ел САЭ 1чЭ Ф//г./

Формула изобретения SU 1 463 532 A1

Фи.2

Фаг.5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1463532A1

Патент США № 3710909, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 463 532 A1

Авторы

Селькин Валерий Николаевич

Даты

1989-03-07Публикация

1986-12-02Подача