со со со
оо со
Фиг
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим устройствам для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств.
Цель изобретения - повышение надежности работы.
На фиг. 1 изображена гидравлическая схема устройства для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортной машины; на фиг. 2 - закон изменения давления в рабочих полостях исполнительных гидроцилиндров фрикционных муфт при включении высших передач; на фиг. 3 -- то же, при включении низц1их передач.
Устройство для управления фрикционными элементами содержит селекторный механизм 1 (не показан), имеюший основной 2 и допо;1нительный 3 поворотные золотники со сливньгми отверстиями 4 и 5. Поворотные золотники 2 и 3 выполнены с возможностью сообщения исполнительных гидроцилиндров 6-9 фрикционных муфт 10 13 включаемых передач с устройством 14 для изменения времени перекрытия передач с помощью гидролиний 15-18 и 19-22 в зависи- мости от номера включаемой передачи с по- мошью селекторно1 о механизма. Устройство для из.менения времени перекрытия передач состоит из гидроакку.муляторов 23 и 24, каждый из которых имеет поршень 25, 26 основной упругий элемент 27 и 28, и гидрорас- пределителей 29, 30, связанных соответственно с поршнями 25, 26 посредством упругих элементов 27 и 28. При включении селекторным .механиз.мом 1 низших передач основной 2 и дополнительный 3 поворотные золотники выполнены так, что исполнительные гидроцилиндры 6-9 и гидроаккумуляторы 23, 24 включаемой передачи сообщаются каналом 31 с нагнетательной полостью гидронасоса (не показан), а исполнительные гидроцилиндры 6-9 и гидроаккумуляторы 23, 24 выключаемой передачи независимо друг от друга - соответственно со сливными отверстиями 4 и 5. При этом в канале сливного отверстия 4 выполнен дроссель 32.
При включении селекторным механизмом 1 высщих передач основной 2 и допол- нительный 3 поворотные золотники выполнены с возможностью сообщения исполнительных гидроцилиндров 6-9 и гидроаккумуляторов 23, 24 включаемой передачи с нагнетательной полостью насоса каналом 31. При этом рабочие полости исполнительного гидроцилиндра и гидроаккумулятора выключаемой передачи выполнены с возможностью сообщения со сливным каналом 33, 34 во второй позиции духпозиционного гидрораспределителя 29, 30 посредством гидролиний 35, 36 соответственно.
Устройство для управления фрикционными элементами работает следующим образом.
5
0
5
Q
5 0 0
5 е
5
0
При переключении передач, напри.мер со второй на третью, селекторный механизм 1 занимает положение, соответствующее включению третьей передачи. Рабочая жидкость из кана. ш 31 через основной 2 и дополнительный 3 поворотные золотники по каналам 17, 19 и 21 поступает в рабочие полости исполнительного гидроцилиндра 8 третьей передачи и гидроаккумулятора 23. Давление рабочей жидкости в гидроцилиндре 7 фрикционной муфты 11 выключаемой второй передачи определяется центробежной силой вращающейся жидкости и усилием сжатия упругого элемента 28 гидроаккумулятора 24, которое по мере нарастания давления в гидроцилипдре 8 сжимает фрикционные на- к.чадки .муфты, преодолевай усилие отжимных пружин. При это.м за счет положительного перекрытия передач мощность к ведущим э, 1ементам трансмиссии передается двумя 11а1)алле:11.ными потоками. При дальней- HieM увеличении дав,1ения в поршневой полости гидроаккумулятора 23 поршень 25 начинает перемещаться, сжимая упругий элемент 27, и пере.меп1ает зо.чотник гидрораспределителя 29. В .момент времени, когда давление в поршневой но,чости гидроаккумулятора 23 достигнет заданной величины, происходит включение гидрораспределителя 29. Рабочая жидкость из пор1пневых полостей исполнительного гидроцилиндра 7 и гидроаккумулятора 24 соединяется с гидробаком по гидролиниям 16, 20, 22, 35 и 33 через основной 2 и дополнительный 3 поворотные гидрораспределители. В результате по мере нарастания дав, 1ения в поршневой полости гидроцилиндра 8 включаемой передачи достигается плавное снижение давления в поршневой полости фрикционного элемента 11 вы- ключае.мой передачи за счет дросселирования расхода рабочей жидкости между золотником и корпусо.м гидрораспределителя 29. Это обеспечивает оптимальное перекрытие передач. ДальнеЙ1пее увеличение давления приводит к полному выключению фрикционной муфты 1 1 выключаемой передачи и включению фрикционной муфты 12 включаемой передачи.
При переключении с третьей передачи на вторую селекторный механиз.м 1 устанавливают в положение, соответствуюп1ее включению второй передачи. Рабочая жидкость из канала 31 через основной 2 и дополнительный 3 поворотные золотники по гидролиниям 16, 20 и 22 поступает в рабочие полости исполнительного гидроцилиндра 7 второй передачи и гидроаккумулятора 24. При этом рабочая жидкость из пopпJнeвoй полости гидроцилиндра 8 выключаемой т)етьей передачи через основной поворотный золотник 2 с помощью гидролинии 17 и сливных отверстий 4, в которых установлены дроссели 32, соединяется с гидробаком. Включение ф)икционного элемента включаемой низшей передачи аналогично процессу включения фрикционного элемента высшей
передачи. Рабочая жидкость из гидроаккумулятора 23 выключаемой передачи с помощью гидролиний 21, 19 и 15, а также основного и поворотного золотников сообщается с гидробаком через рабочую полость исполнительного гидроцилиндра 6 первой передачи.
Переключение с третьей на четвертую передачу производится аналогично.
Формула изобретения
Устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства, содержащее селекторный механизм, имеющий основной и
0
5
дополнительные поворотные золотники, посредством которых исполнительные гидроцилиндры фрикционных муфт соединены с устройствами изменения времени перекрытия передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, устройство изменения перекрытия передач включает в себя два не связанных один с другим аккумулятора, с подпружиненными поршням и которых связаны щтоки золотников двухпози- ционных распределителей, при этом во второй позиции распределителей рабочие полости исполнительного гидроцилиндра фрикционного элемента и гидроаккумулятора выключаемой передачи соединены с гидробаком.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1065257A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1720906A1 |
Система приводов трактора | 1983 |
|
SU1131686A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства | 1979 |
|
SU874403A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач трансмиссии транспортного средства | 1976 |
|
SU697361A1 |
Система переключения передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1079488A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Изобретение относится к транспортному .viaHJMHOCTpoeHHro, в частности к гидравлическим устройствам д. 1я управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортны.х средств. Цель изобретения - поБЫН ение надежности работы. Уст|)ойство содержит селекторный ме.ханизм I с основным 2 и дополнительным 3 поворотными золотниками. вып().ненными с воз.можностью сообщения исполнительных гидроцилиндров 6-9 фрикционных муфт 10-13 передач с устройством 14 изменения времени перекрытия передач каналами 15-18 или 19-22. Устройство 14 состоит из двух гидроаккумуляторов 23 и 24 с подпружиненными поршнями 25 и 26, к которым примыкают штоки гидрораспределителей 29 и 30. При включении высших передач через поворотные золотники 2 и 3 гидроцилиид- ры 6-9 и гидроаккумуляторы 23 и 24 сообщаются с нагнетательной полостью насоса каналом 31. При это.м рабочие полости гидроцилиндра и гидроакку.мулятора выключаемой передачи сообщаются со сливным каналом 33 или 34 во второй позиции гидрораспределителей 29 и 30 каналами 35 или 36. Применение устройства позволяет включать высшие передачи без разрыва потока мощности при оптимальном перекрытии передач и низшие передачи с соответствующим разрывом потока мощности. 3 ил. с S сл
Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1065257A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-05-30—Публикация
1986-08-01—Подача