11468780
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями о
Цель изобретения - повьшение надежности работы устройства управления блокировкой гидротрансформатора.
На фиг„1 изображена принципиальная
нако конструктивно он может быть изготовлен в виде рейки с чередуюп и мися профильными впадинами и выступ ми. .
Сигнализатор разблокировки может быть также вьшолнен в виде гидравли ческого подпружиненного кл.апана 23 состоящего из золотника 24, пружин
3с1 Wrl i О I 1 О k Jj- d/IVViriC. 4.. J-f - - --,
схема устройства управления блокиров-ю 2 Р плунжеров 26-28. Полости
Ofi - QO чГ1-ПТТfkuvTci тгпаттягтя 7 ПЛ/ЧЙЛО
15
30
кой гидротрансформатора в случае, когда в качестве сигнализатора разблокировки используется фигурный кулачок; на фиго2 вариант устройства с сигнализатором разблокировки, выполненным в виде гидравлического подпружиненного клапана с составным золотником
Устройство управления блокировкой гидротрансформатора состоит из ис- точника 1 давления рабочей жидкости, клапана 2 блокировки гидротрансформатора 3, механизма 4 разблокировки, электрогидравлического клапана 5 включения блокировки и сигн ализатора 6 разблокировки.
Сигнализатор 6 разблокировки кинематически связан с рычагом 7 переключения передач. Электрогидравлический клапан включается тумблером 8. Клапан 2 блокировки гидротрансформатора 3 выполнен в виде гидравлического клапана с подпрз жиненным золотником. Его .выход соединен с полостью гидроци линдра фрикционного элемента 10 гидротрансформатора 3. Вход клапана 2 соединен с источником 1 давления рабочей жидкости с помощью рабочей гидролинии 11. Полость 12 управления клапана 2 соединена с вьЬсодом 13 механизма 4 разблокировки, который выполнен в виде подпружиненного двух- позиционного клапана. Он состоит из золотника 14s, связанного с одной стороны с пружиной 15, а с другой - с толкателем 16о Кроме того, полость 17 управления клапана 4 посредством канала 18 соединена со сливом 19 а слив 20 перекрыт пояском золотника 14, Вход клапана 4 с помощью гидролинии 21 соединен со сливом 22 электро-50 гидравлического клапана 5, Вход клапана 5 связан с источником 1 давления рабочей жидкости. Клапан 4 разблокировки соединен с сигнализатором 6 разблокировки посредством толкателя 1 6 .
Сигнализатор 6 разблокировки выполнен в виде фигурного кулачка, од29-32 управления клапана 23 разбло кировки, образованные золотником 2 и плунжерами 26-28, соединены гидр линиями 33-36 с магистралями 37-40 управления включением фрикционных элементов коробки передач.
Число полостей управления сигна лизатора разблокировки равно числу фрикционов коробки передач. Вход с 20 нализатора разблокировки с помощью гидролиИии 41 соединен с источнико 1 давления рабочей жидкости, а так связан со сливом 42
Толкатель 16 (фиг.2) вьтолнен в 25 виде плунжера, который взаимодейст вует с золотником 14. Полость 43 у равления толкателя 16 через канал связана с выходом сигнализатора 23 разблокировки. -
Устройство ручного управления блокировкой гидротрансформатора ра тает следующим образом.
Для блокировки гидротрансформат 3 водитель включает тумблер 8. В р зультате золотник электрогидравлического клапана 5 переместится вп
35
40
45
55
во, перекроет сливное отверстие 22 и соединит источник 1 давления раб чей жидкости с гидролинией 21, Жид кость под давлением через клапан 4 разблокировки, гидролинию 13 посту пает в полость 12 управления клапа 2. Возникающее на правом торце зол ника клапана 2 осевое усилие перем щает его влево. При этом полость г роцилиндра фр икционного элемента посредством гидролиний 9 и 11 соед няется с источником 1 давления ра чей жидкрсти. В результате гидротрансформатор 3 блокируется.
Для разблокировки гидротрансфо тора 3 необходимо тумблер 8 перев ти в нейтральное яaлoжeниiв, что п водит к вьпшюченйю электрогидрав ческого клапана 5. -При этом полос 12 управления исполнительного кла на 2 блокировки посредством гидро нии 13 и 21 соединяется со сливом клапана 3, а полость гидроцилиндр
нако конструктивно он может быть изготовлен в виде рейки с чередуюп и- мися профильными впадинами и выступами. .
Сигнализатор разблокировки может быть также вьшолнен в виде гидравлического подпружиненного кл.апана 23, состоящего из золотника 24, пружины
- --,
2 Р плунжеров 26-28. Полости
Ofi - QO чГ1-ПТТfkuvTci тгпаттягтя 7 ПЛ/ЧЙЛО
5
30
50
29-32 управления клапана 23 разблокировки, образованные золотником 24 и плунжерами 26-28, соединены гидролиниями 33-36 с магистралями 37-40 управления включением фрикционных элементов коробки передач.
Число полостей управления сигнализатора разблокировки равно числу фрикционов коробки передач. Вход сиг- 20 нализатора разблокировки с помощью гидролиИии 41 соединен с источником 1 давления рабочей жидкости, а также связан со сливом 42
Толкатель 16 (фиг.2) вьтолнен в 25 виде плунжера, который взаимодействует с золотником 14. Полость 43 управления толкателя 16 через канал 44 связана с выходом сигнализатора 23 разблокировки. -,
Устройство ручного управления блокировкой гидротрансформатора работает следующим образом.
Для блокировки гидротрансформатора 3 водитель включает тумблер 8. В результате золотник электрогидравлического клапана 5 переместится впра35
40
45
55
во, перекроет сливное отверстие 22 и соединит источник 1 давления рабочей жидкости с гидролинией 21, Жидкость под давлением через клапан 4 разблокировки, гидролинию 13 поступает в полость 12 управления клапана . 2. Возникающее на правом торце золотника клапана 2 осевое усилие перемещает его влево. При этом полость гидроцилиндра фр икционного элемента 10 посредством гидролиний 9 и 11 соединяется с источником 1 давления рабочей жидкрсти. В результате гидротрансформатор 3 блокируется.
Для разблокировки гидротрансформатора 3 необходимо тумблер 8 перевести в нейтральное яaлoжeниiв, что приводит к вьпшюченйю электрогидравлического клапана 5. -При этом полость 12 управления исполнительного клапана 2 блокировки посредством гидролинии 13 и 21 соединяется со сливом 22 клапана 3, а полость гидроцилиндра
10
15
31468780
фрикционного элемента 10 опорожняется через сливное отверстие клапана 2, Гидротрансформатор 3 разблокируется. Автоматическая разблокировка гидротрансформатора 3 при переключении передач (фиг.1) происходит следующим образом.
Водитель перемещает рычаг 7 переключения передач в положение нужной передачи. Кинематически связанный с рычагом 7 сигнализатор разблокировки 6 поворачивается. Профильный выступ сигнализатора 6 разблокировки набегает на толкатель 16 клапана 4 раз-i блокировки вызывая его перемещение влево, а вместе с ним и золотника 14 клапана 4. R своем движении золотник 14 сжимает пружину 15, перекрывает слив 19 и соединяет полость 12 управления клапана 2 посредством гидролинии 13 со сливом 20. Полость гидроцилиндра фрикционного элемента 1& гидротрансформатора 3 соединяется со сливом клапана 2. Происходит разблокировка гидротрансформатора 3. Одновременно с этим полость 17 управления клапана 4 разблокировки соединяется через канал 21 и электрогидравлический клапан 5 с источником 1 давления рабочей жидкости. В результате (ле- смотря на то,что после переключения передач толкатель 16 клапана 4 разблокировки вновь займет исходное положение) золотник 14 клапана 4 будет удерживаться в крайнем положении авлением рабочей жидкости в полости 17 управления.
20
25
30
- 35
Таким образом, при переключении передач происходит автоматическая разблокировка гидротрансформатора 3. При дальнейшем движении гидротрансформатор 3 находится в разблокированном состоянии. Если снова возникнет необходимость заблокировать гидротрансформатор 3, необходимо тумблер 8 выключить, а затем опять включить. Выключение тумблера 8 приводит к тому, что полость 17 управления клапана 4 разблокировки соединяется со сливом 22 электрогидравлического клапана 5. Золотник .14 клапана 4 под действием усилия пружины 15 возвращается в положение, изображенное на фиг.1. По
лость 17 посредством канала 18 соединяется со сливом 19о Выключение тумблера 8 обеспечивает блокировку гидротрансформатора 3 аналогично описанному.
10
15
20
25
30
35
Упf)aвлeниe блокировкой гидротрансформатора при вьтолнении сигнализатора разблокировки происходит следующим образом.
При переключении передач давление в полости 29, связанной с. помощью гидролинии 33 с магистралью 37 выключаемого фрикционного элемента, падает о При этом золотник 24 сигнализатора разблокировки под действием усилия пружины 25 перемещается влево до соприкосновения с плунжером 26. Полость 43 управления толкателя 16 клапана 4 разблокировки соединяется посредством гидролиний 41 и 44 с источником 1 давления рабочей жидкости. Толкатель 16, а вместе с ним. и золотник 14 клапана 4 перемещаются влево. Дальнейшая работа клапана 4 и разбло- кировка пздротрансформатора 3 происходит так же как и описано по фиг.1. По мере возрастания давления в исполнительном цилиндре включаемого фрикционного элемента происходит увеличение давления в полости 30 управления сигнализатора 23 разблокировки. Как только давление в полости 30 станет больше усилия пружины 25, плунжер 26 и золотник 24 перемещаются влево и сжимают прзошну 25. При этом полость 43 управления плунжера 16 соединяется . со сливом 42„
Таким образом, сигнализатор разблокировки, вьшолненный в виде гидравлического подпружиненного клапана с составным золотником, обеспечивает
автоматическую разблокировку гидротрансформатора 3 при переключениях передач. При дальнейшем движении гидротрансформатор 3 остается в разблокированном состоянии. Чтобы его заблокировать, необходимо выключить тумблер 8, а затем снова включить.
45 Формула изобретения
; 1. Устройство управления блокиров- , кой гидротрансформатора гидромехани- ческой трансмиссии, содержащее элек- 5Q трогидравлический клапан включения .блокировкиJ входы которого гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и с гидробаком, гид- рощшиндр фрикционнс о элемента гид- 25 ротрансформатора, гидравлически сое диненньй посредством рабочей гидро- линии с источником давления рабочей жидкости, механизм разблокировки и сигнализатор разблокировки, о т л и-
чающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, оно снабжено подпружиненным гид- роуправляемым двухпозиционным клапаном блокировки, установленным в рабочей гидролинии и соединенным с гидробаком с возможностью соединения в одной его позиции гидроцилиндра фрикционного элемента гидротрансформатора с источником давления рабочей жидкости, в другой - с гидробаком, а механизм разблокировки вьтолнен в виде подпружиненного двухпозиционно- го управляемого клапана разблокировки, гидравлически соединенного с полостью управления гидроуправляемого двухпозиционного клапана блокировки со стороны, противоположной действию пружины, с выходом электрогидравли20
ческого клапана включения блокировки и с гидробаком, в одной позиции которого упомянутая полость управления соединена с гидробаком, в другой - с выходом электрогидра:влического кла- 25 ком, а выход - с полостью управления пана включения блокировки, а подпру- ,подпружиненного двухпозиционного уп-,. жиненный двухпозиционный управляемый равляемого клапана разблокировки.
3« Устройство по П.1, о т л и чающееся тем, что сигнализатор разблокировки вьтолнен в виде гидравлического клапана с подпружиненным составным золотником, имеющего полости управления, образованные корпусом клапана и составными элементами золотника, каждая из которых соединена гидролйниями.с фрикционными элементами коробки передач гидромеханической трансмиссии, входы этого клапана гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и гидроба0
5
0
25 ком, а выход - с полостью управления ,подпружиненного двухпозиционного уп-,. равляемого клапана разблокировки.
клапан разблокировки со стороны противоположной действию пружины связан с сигнализатором разблокировки.
2. Устройство по П.1, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что сигнализатор разблокировки выполнен в виде фигурного кулачка, кинематически связанного с рычагом переключения коробки передач гидромеханической трансмиссии и с клапаном разблокировки,
3« Устройство по П.1, о т л и чающееся тем, что сигнализатор разблокировки вьтолнен в виде гидравлического клапана с подпружиненным составным золотником, имеющего полости управления, образованные корпусом клапана и составными элементами золотника, каждая из которых соединена гидролйниями.с фрикционными элементами коробки передач гидромеханической трансмиссии, входы этого клапана гидравлически соединены с источником давления рабочей жидкости и гидроба
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Устройство управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора | 1987 |
|
SU1530498A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1609715A1 |
Система управления гидромеханической многоступенчатой передачей | 1987 |
|
SU1437257A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1682218A1 |
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией | 1987 |
|
SU1556949A1 |
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1981 |
|
SU1008022A1 |
Изобретение относится к транспортной технике, повьшает надежность устройства управления блокировкой гидротрансформатора (ГТ) и упрощает его управление. Механизм 4 разблокировки -вьтолнен в виде двухпози1 онного клапана (К), полость 17 которого в первой позиции соединена со сливом, а во второй - с выходом электрогидравлического клапана 5„Золотник 14 К связан с сигнализатором 6 разблокировки (С) с помощью толкателя 16. С 6 вьтолнен в виде фигурного кулачка и кинематически связан с рычагом 7 переключения передач. При ручной блокировке ГТЗ водитель включает клапан 5, а при разблокировке выключает его с помощью тумблера 8.. При переключении передач с разблокированным ГТЗ С 6 набегает на толкатель 16 К и перемещает его, а вместе с ним и золотник 14 влево. При этом полость 17 К соединяется чер§з клапан 5 с источником 1 питания, а полость 12 клапана 2 - со сливом 20 К. Полость гйдро- цилиндра фрикционного элемента 10 соединяется со сливом клапана 2. ГТЗ раэблокировывается. 2 з,п«ф-лы, 2 шт. W 00 00
itO,
39
Устройство управления гидроцилиндром включения блокировки гидротрансформатора гидромеханической передачи | 1974 |
|
SU954684A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-03-30—Публикация
1985-05-13—Подача