Способ сборки двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1989 года по МПК F02F7/00 

Описание патента на изобретение SU1477926A1

1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при сборке двигателей внутреннего сгорания с разъемными крышками коренных подшипников и кривошипных головок шатунов.

Цель изобретения - повышение надежности двигателя путем стабилизации усилия натяга вкладыша в постели.

Способ осуществляют следующим образом.

Перед началом сборки экспериментально или расчетным путем определяют усилие Qt, деформирующее вкладыши на величину их выступания. Экспериментальное определение усилия Qe можно проводить, например, на установке на измерение выступания вкладышей.

Теоретическим путем усилие Qs может быть определено в соответствии с выражениемр р

Q,h,(1)

где Е - модуль упругости основания вкладыша;

2 F b-t :n-площадь поперечного сечения

вкладыша;

Ь - ширина вкладыша; Д-т -толщина стального основания; г - средний радиус вкладыша; Д/i - выступание вкладыша.

После расточки постелей для вкладышей на крышках и элементах крепления наносят метки, затем элементы крепления отворачивают, снимают крышки, устанавливают в постели блока, кривошипной головки шатуна и крышек вкладыши с выступанием их концов из постелей, монтируют коленчатый вал, устанавливают на место крышки и окончательно затягивают элементы крепления моментом, равным сумме моментов затяжки для расточки постелей и деформации вкладышей на величину их выступания.

При установке в постель двух вкладышей с выступаниями Д/ii и A/z усилие на их деформацию равно

Q«(A/z,+A/z2).(2)

4- 1

СО ГчЭ

ОЭ

Усилие затяжки Q« элементов крепления после установки вкладышей

QK Qg+Q0,(3).

где Qo - усилие затяжки элементов крепления при обработке постелей.

При действии QK напряжения в болтах не должны превышать предел текучести.

При пересчете на момент затяжки после установки вкладышей новый момент затяжки Мц равен

,15Qs-d,(4)

где /И3 - момент затяжки элементов крепления при механической обработке постелей;

d - наружный диаметр болта.

Окончательный момент затяжки элементов крепления может быть определен по совпадению меток, нанесенных на крышки и элементы крепления.

Пример. Для сборки коренных подшипников коленчатого вала дизеля ДВТ-330 обработка постелей производится при затяжке болтов крепления моментом Л4з-550 Н-м. В постели устанавливают два типоразмера вкладышей: узких шириной мм и широких шириной мм. Толщина их / 3,5 мм, средний радиус ,8 мм, вы- ступание согласно требованиям А/г (0,07-- 0,12) мм.

Расчет по формуле (2) Е (19,6-22,5) X X Ю4 МПа показывает, что для деформации узких вкладышей Qj (24,22-32,29) кН, а для деформации широких вкладышей Qg , (41,52-55,35) кН.

При Н-м, диаметре болтов d 24 мм усилие ,78 кН.

Усилие затяжки болтов крепления после установки вкладышей равно: для узких вкладышей Q Qs+Q3 (177-185,07) кН; для широких вкладышей QK - ( 194,3-208,13) кН, что соответствует моментам затяжки Мц в соответствии с формулой (4): для узких вкладышей (637,2-666,25) Н-м; для широких вкладышей Мк (699,48 - -749,27) Н-м.

Таким образом, для обеспечения надежности работы вкладышей после установки их в постели картера дизеля затяжка их должна проводиться моментами (637,2- 666,25) и (699,48-749,27) Н-м, а не 550 Н-м как при обработке постелей. Аналогичный результат получается, если после обработки постелей на элементы крепления и крышки

поставить метки, а при окончательной затяжке болты крепления заворачивать до совпадения нанесенных ранее меток.

Предлагаемый способ сборки двигателя

внутреннего сгорания с разъемными крышками коренных подшипников и кривошипных головок шатунов позволяет после установки вкладышей подшипников обеспечить геометрию постелей подшипников, аналогичную геометрии после механической обработки.

Это обеспечивает в свою очередь при заданном значении выступания вкладышей стабильность усилия натяга вкладышей в постели. Тем самым повышается надежность подшипникового узла, повышается наработка двигателя на отказ и в целом его ресурс.

Формула изобретения

1.Способ сборки двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что после

0 расточки постелей для вкладышей, произведенной при установленных в блоке крышках коренных опор и смонтированных с крышками шатунах, фиксируют момент затяжки элементов крепления, затем элементы креп5 ления отворачивают, снимают крышки, устанавливают в постели блока, кривошипной головки шатуна вкладыши с выступанием их концов из постелей, монтируют коленчатый вал, устанавливают на место крышки и окончательно затягивают элементы креп0 ления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации усилия натяга вкладышей в постели, окончательную затяжку элементов крепления производят моментом, равным сумме моментов затяжки при расточке постелей и дефор5 мации вкладышей на величину их выступания из постелей.

2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что величину момента затяжки элементов крепления, при которой происходит деформация вкладышей на величину их выступания из постелей, определяют перед началом сборки.

3.Способ по п. 1, отличающийся тем, что после фиксации момента затяжки элементов крепления при расточке постелей на крышках и элементах крепления наносят метки,

5 а после установки вкладышей окончательный момент затяжки определяют по совпадению меток, нанесенных на крышках и элементах крепления.

0

Похожие патенты SU1477926A1

название год авторы номер документа
Составной коленчатый вал 2021
  • Иванщиков Юрий Васильевич
  • Макушев Андрей Евгеньевич
  • Пушкаренко Николай Николаевич
  • Доброхотов Юрий Николаевич
  • Васильев Александр Олегович
  • Андреев Роман Викторович
RU2751470C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Кашафутдинов Зявдат Мусагирович
  • Кашафутдинов Рамиль Зявдатович
RU2374058C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРИ РЕМОНТНОЙ СБОРКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Безбородов Иван Андреевич
  • Дорошкевич Евгений Анатольевич
RU2417359C2
Способ испытания на долговечность шатуна 1988
  • Гоц Александр Николаевич
  • Некрасов Сергей Иванович
SU1523944A1
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ И АВАРИЙНЫХ ПОСТЕЛЕЙ РАЗЪЕМНЫХ КОРПУСОВ ПОДШИПНИКОВ 2008
  • Симонов Владимир Александрович
  • Болдырева Тамара Ильинична
  • Брюзгин Сергей Михайлович
  • Коротких Владимир Владимирович
RU2395378C2
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки 1989
  • Бородастов Николай Иванович
SU1716209A1
МАЛОГАБАРИТНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 1998
  • Воробьев С.К.
  • Кирьянов Ю.П.
RU2157747C2
ПОРШНЕВОЙ КОМПРЕССОР НА ОППОЗИТНЫХ БАЗАХ 2016
  • Трофимов Евгений Владимирович
RU2645885C2
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 1991
  • Бородастов Н.И.
  • Кожевников В.И.
  • Бородастов Р.Н.
RU2011901C1

Реферат патента 1989 года Способ сборки двигателя внутреннего сгорания

Изобретение позволяет повысить надежность двигателя путем стабилизации усилия натяга вкладыша в его постели. Перед началом сборки экспериментально или расчетным путем определяют усилие QB, деформирующее вкладыши на величину их выступания. После расточки постелей для вкладышей, произведенной при установленных в блоке крышках коренных опор и смонтированных с крышками шатунах, фиксируют момент затяжки элементов крепления, затем элементы крепления отворачивают, снимают крышки, устанавливают в постели блока и кривошипной головки шатуна вкладыши с выступанием их концов из постелей, монтируют коленчатый вал, устанавливают на место крышки и окончательно затягивают элементы крепления моментом, равным сумме моментов затяжки при расточке постелей и деформации вкладышей на величину их выступания из постелей. 2 з.п.ф-лы.

Формула изобретения SU 1 477 926 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1477926A1

Коваль И
А
и др
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей 1921
  • Меньщиков В.Е.
SU18A1

SU 1 477 926 A1

Авторы

Гоц Александр Николаевич

Фомин Виктор Константинович

Балюк Борис Константинович

Даты

1989-05-07Публикация

1987-09-28Подача