Ротор электрической машины Советский патент 1989 года по МПК H02K3/24 

Описание патента на изобретение SU1479014A3

1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к ротору электрической машины с непосредственным газовым охлаждением обмотки.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа.

На фиг. 1 показан ротор электрической машины, аксонометрия, на фиг. 2 - схема осевого смещения газоотводов ротораJ на фиг. 3 - схема части газоотводов в одной половине пучка проводников обмотки ротора на фиг. 4 - модификация схемы, показанной на фиг. 3, с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов.

Проводники 1-6 обмотки .ротора имеют по два продольных канала 7 и 8, которые ведут к обоим концам ротора. Газоотво ды 9 и 10 смещены вдоль проводников так, что оба выхода следуют непосредственно один за другим. Пучок проводников размещен в пазах 11 прямоугольного сечения, выполненных в теле 12 ротора. Каждый провод- ;ник снабжен изоляцией 13 и зафиксирован в пазу с помощью клиновой прокладки 14 и пазового клина 15. В зонах газоотводов 9 и 10 предусмотрены перегородки 16 и радиальные каналы 17, проходящие через проводники 1-6. Все радиальные каналы 17 проходят через пазовый клин 15 и клиновую

Јь 1

СО

Јь

Ы

314

прокладку 14 и выходят на наружную поверхность ротора.

Через отверстия, пронизывающие все проводники 1-6 обмотки, пропущен стержень 18 из изоляционного материала, диаметр которого больше ширины продольных каналов 7 охлаждения. Этот стержень выполняет функцию средних перегородок 16.

В показанном варианте выполнения стержень 18 служит в качестве вспомогательного монтажного средства и для центрирования проводников обмотки во время эксплуатации ротора. Однако он может быть использован и для центрирования пучка проводников в осевом направлении, если, как показано на фиг. 1 пунктиром, стержень входит в отверстие в основании паза и с другой стороны - в соответствующее отверстие в пазовом клине 15.

Перекрытия продольных каналов 7 и 8, играющие роль перегородок 16, могут быть выполнены смятием указанных каналов внутрь до полного перекрытия сечения, как показано на фиг.1.

Перегородки могут быть образованы также тем, что с помощью соответствующего штампа с нижней или с верх- ней стороны проводника вырубается часть стенки продольного канала в виде язычка, который загибается внутрь до соприкосновения с противоположной стороной канала.

Образовать перегородку можно также, например, путем установки со свободного конца проводника вставной детали и ее фиксации в соответствующем месте, например, посредством пластической деформации ударом кернера. Такая вставная деталь может быть также выполнена из деформируемого, а затем отверждаемого материала, например, в виде пропитанной синтетической смолой пробки«

Возможен вариант выполнения конструкции ротора, при котором в радиальные каналы 17 установлены изоля-

ционные трубки 19 (фиг. 4). i

Изолирующие трубки, кроме той,

что установлена в верхнем проводнике 6, перекрывают обе половины каналов 7 и 8. Изоляционные трубки 19, образующие радиальные каналы, имеют внутренний диаметр, соответствующий ширине продольных каналов 7-и 8. Проводники 1-6 при таком исполнении могут состоять из проводящих элементов Е-образного профиля, соединенных стыковым швом 20.

Такое выполнение проводников обмотки имеет то преимущество, что облегчает образование в них отверстий и обеспечивается большая свобода в выборе формы поперечного сечения радиальных каналов 17.

При работе электрической машины охлаждающий газ с обеих сторон ротора под лобовыми частями обмотки входит в полые проводники и разделяется на два потока. Часть газа проходит по проводникам лобовой части обмотки и выходит из полости лобовой части через отверстия в полюсной зоне ротора. Основная часть газа проходит по полым проводникам в продольном направлении и выбрасывается в середине ротора через радиальные каналы.

Благодаря предлагаемому согласно изобретению смещению газоотводных узлов обеспечиваются следующие преимущества: участки проводников, не охлаждаемые непосредственно, охлаждаются потоком газа в соседней половине проводника газовые потоки в радиальных каналах охлаждения способствуют непосредственному охлаждению участков проводников в газоотводном узле, так как в конструкции практи

чески не имеется мертвых зон; исполнение с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов возможно только с осевым смещением газоотводов, так как иначе наличие мертвых зон приведет к значительному перегреву меньше ослабляется пазовый клин, так как выходы радиальных каналов распределены на осевой длине,вдвое большей по сравнению с известными машинамиJ проводники роторной обмотки можно изготавливать из элементов Е-образного профиля, что упрощает монтаж и обработку.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины, содержащий, обмотку с непосредственным газовым охлаждением, выполненную из образующих пучок расположенных ДРУГ наД другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев прямоугольных проводников, имеющих по меньшей мере по два продольных канала охлаждения и по меньшей мере

11

;;

Ц)иг1

Похожие патенты SU1479014A3

название год авторы номер документа
Электрическая машина с горизонтальным валом 1985
  • Ханс Циммерманн
SU1412604A3
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 1994
  • Йоханн Кляйнбургер
  • Ханс Циммерманн
RU2144252C1
Способ наддува двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1977
  • Хансульрих Хеглер
SU745375A3
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1996
  • Халдеманн Йоханн
RU2174277C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ОТ ТЛЕЮЩЕГО РАЗРЯДА 1993
  • Роланд Шулер[Ch]
RU2099843C1
Опорное устройство для газотурбинных нагнетателей 1984
  • Хансульрих Херлер
SU1371505A3
Способ изготовления обмотки электрической машины 1986
  • Курт Херцог
  • Роланд Шулер
SU1715216A3
СИСТЕМА ЗАМЫКАНИЯ ПАЗОВ 1994
  • Вальтер Майер
RU2134010C1
Герметичная газонаполненная высоковольтная линия электропередачи 1980
  • Карл Дитер Флессель
SU1102496A3
ТОКОПОДВОДЯЩАЯ ОСЬ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Карл Шелльхорн[De]
RU2075811C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 479 014 A3

Реферат патента 1989 года Ротор электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа. Ротор электрической машины содержит обмотку с непосредственным газовым охлаждением, которая выполнена из прямоугольных проводников, образующих пучок, расположенных друг под другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев. Газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы соединены с отверстиями, проходящими радиально через пазовый клин, что приводит к уменьшению перегрева в зоне выхода газа. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 479 014 A3

-го

Фиг г

Составитель А.Воинов Редактор Г.Гербер Техред А. КравчукКорректор С.Черни

Заказ 2380/59

Тираж 647

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР. 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1479014A3

ТКАЦКИЙ СТАНОК 1920
  • Шеварев В.В.
SU300A1
Счетная линейка для вычисления объемов земляных работ 1919
  • Раабен Е.В.
SU160A1
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь 1921
  • Поварнин Г.Г.
  • Циллиакус А.П.
SU36A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Verlag GmbH
- Берлин, 1977, с
Железобетонный фасонный камень для кладки стен 1920
  • Кутузов И.Н.
SU45A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1

SU 1 479 014 A3

Авторы

Карл Шельхорн

Даты

1989-05-07Публикация

1985-08-26Подача