1
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к ротору электрической машины с непосредственным газовым охлаждением обмотки.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа.
На фиг. 1 показан ротор электрической машины, аксонометрия, на фиг. 2 - схема осевого смещения газоотводов ротораJ на фиг. 3 - схема части газоотводов в одной половине пучка проводников обмотки ротора на фиг. 4 - модификация схемы, показанной на фиг. 3, с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов.
Проводники 1-6 обмотки .ротора имеют по два продольных канала 7 и 8, которые ведут к обоим концам ротора. Газоотво ды 9 и 10 смещены вдоль проводников так, что оба выхода следуют непосредственно один за другим. Пучок проводников размещен в пазах 11 прямоугольного сечения, выполненных в теле 12 ротора. Каждый провод- ;ник снабжен изоляцией 13 и зафиксирован в пазу с помощью клиновой прокладки 14 и пазового клина 15. В зонах газоотводов 9 и 10 предусмотрены перегородки 16 и радиальные каналы 17, проходящие через проводники 1-6. Все радиальные каналы 17 проходят через пазовый клин 15 и клиновую
Јь 1
СО
Јь
Ы
314
прокладку 14 и выходят на наружную поверхность ротора.
Через отверстия, пронизывающие все проводники 1-6 обмотки, пропущен стержень 18 из изоляционного материала, диаметр которого больше ширины продольных каналов 7 охлаждения. Этот стержень выполняет функцию средних перегородок 16.
В показанном варианте выполнения стержень 18 служит в качестве вспомогательного монтажного средства и для центрирования проводников обмотки во время эксплуатации ротора. Однако он может быть использован и для центрирования пучка проводников в осевом направлении, если, как показано на фиг. 1 пунктиром, стержень входит в отверстие в основании паза и с другой стороны - в соответствующее отверстие в пазовом клине 15.
Перекрытия продольных каналов 7 и 8, играющие роль перегородок 16, могут быть выполнены смятием указанных каналов внутрь до полного перекрытия сечения, как показано на фиг.1.
Перегородки могут быть образованы также тем, что с помощью соответствующего штампа с нижней или с верх- ней стороны проводника вырубается часть стенки продольного канала в виде язычка, который загибается внутрь до соприкосновения с противоположной стороной канала.
Образовать перегородку можно также, например, путем установки со свободного конца проводника вставной детали и ее фиксации в соответствующем месте, например, посредством пластической деформации ударом кернера. Такая вставная деталь может быть также выполнена из деформируемого, а затем отверждаемого материала, например, в виде пропитанной синтетической смолой пробки«
Возможен вариант выполнения конструкции ротора, при котором в радиальные каналы 17 установлены изоля-
ционные трубки 19 (фиг. 4). i
Изолирующие трубки, кроме той,
что установлена в верхнем проводнике 6, перекрывают обе половины каналов 7 и 8. Изоляционные трубки 19, образующие радиальные каналы, имеют внутренний диаметр, соответствующий ширине продольных каналов 7-и 8. Проводники 1-6 при таком исполнении могут состоять из проводящих элементов Е-образного профиля, соединенных стыковым швом 20.
Такое выполнение проводников обмотки имеет то преимущество, что облегчает образование в них отверстий и обеспечивается большая свобода в выборе формы поперечного сечения радиальных каналов 17.
При работе электрической машины охлаждающий газ с обеих сторон ротора под лобовыми частями обмотки входит в полые проводники и разделяется на два потока. Часть газа проходит по проводникам лобовой части обмотки и выходит из полости лобовой части через отверстия в полюсной зоне ротора. Основная часть газа проходит по полым проводникам в продольном направлении и выбрасывается в середине ротора через радиальные каналы.
Благодаря предлагаемому согласно изобретению смещению газоотводных узлов обеспечиваются следующие преимущества: участки проводников, не охлаждаемые непосредственно, охлаждаются потоком газа в соседней половине проводника газовые потоки в радиальных каналах охлаждения способствуют непосредственному охлаждению участков проводников в газоотводном узле, так как в конструкции практи
чески не имеется мертвых зон; исполнение с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов возможно только с осевым смещением газоотводов, так как иначе наличие мертвых зон приведет к значительному перегреву меньше ослабляется пазовый клин, так как выходы радиальных каналов распределены на осевой длине,вдвое большей по сравнению с известными машинамиJ проводники роторной обмотки можно изготавливать из элементов Е-образного профиля, что упрощает монтаж и обработку.
Формула изобретения
1. Ротор электрической машины, содержащий, обмотку с непосредственным газовым охлаждением, выполненную из образующих пучок расположенных ДРУГ наД другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев прямоугольных проводников, имеющих по меньшей мере по два продольных канала охлаждения и по меньшей мере
11
;;
Ц)иг1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина с горизонтальным валом | 1985 |
|
SU1412604A3 |
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1994 |
|
RU2144252C1 |
Способ наддува двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1977 |
|
SU745375A3 |
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2174277C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ОТ ТЛЕЮЩЕГО РАЗРЯДА | 1993 |
|
RU2099843C1 |
Опорное устройство для газотурбинных нагнетателей | 1984 |
|
SU1371505A3 |
Способ изготовления обмотки электрической машины | 1986 |
|
SU1715216A3 |
СИСТЕМА ЗАМЫКАНИЯ ПАЗОВ | 1994 |
|
RU2134010C1 |
Герметичная газонаполненная высоковольтная линия электропередачи | 1980 |
|
SU1102496A3 |
ТОКОПОДВОДЯЩАЯ ОСЬ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2075811C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа. Ротор электрической машины содержит обмотку с непосредственным газовым охлаждением, которая выполнена из прямоугольных проводников, образующих пучок, расположенных друг под другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев. Газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы соединены с отверстиями, проходящими радиально через пазовый клин, что приводит к уменьшению перегрева в зоне выхода газа. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
-го
Фиг г
Составитель А.Воинов Редактор Г.Гербер Техред А. КравчукКорректор С.Черни
Заказ 2380/59
Тираж 647
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР. 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
Подписное
ТКАЦКИЙ СТАНОК | 1920 |
|
SU300A1 |
Счетная линейка для вычисления объемов земляных работ | 1919 |
|
SU160A1 |
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь | 1921 |
|
SU36A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Verlag GmbH | |||
- Берлин, 1977, с | |||
Железобетонный фасонный камень для кладки стен | 1920 |
|
SU45A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1989-05-07—Публикация
1985-08-26—Подача