Изобретение относится к машино- строекию, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании на износостойкость, контактную и изгибающую выно сливость зубчатых колес.
Целью изобретения является повышение точности и долговечности путем обеспечения воспроизведения реальных условий работы испытуемых колес по характеру изменения перекоса и нагрузки, действующих на зубья при работе зубчатых колес в серийном агрегате.
Спсооб испытания зубчатых колес на износостойкость осуществляется в следующей последовательности.
Испытуемое колесо с числом зубьев Z 14 устанавливают в серийный агрегат вместо штатного так, чтобы обеспечить зацепление с нагружающим или штатным колесом с числом зубьев
Z 21.
Маркируют зубья обоих колес относительно произвольно выбранной пары зубьев, находящихся в зацеплении и принимаемых за первый зуб на каждом колесе.
4 СО
00 СО
05
314
Вращением выходных валов агрегата обеспечивают приложение номинального крутящего момента к нагружающему колесу и измеряют величину перекоса с учетом его направления во всех возможных парах контактирующих зубьев. Например для указанных колес коли-, чество возможных пар зубьев равно 42
Для количественной оценки величи- ны nepgKOca в каждой паре зубьев могут быть использованы измеренные известными способами длина пятна контакта, угол перекоса, уровень выбора цели и др. Например, измеряют дляну пятна контакта по отпечаткам, получен нын при прокатывании в зацеплении пакета из листа копирки и листа тонкой диаграммной бумаги. За положительное направление перекоса (принимаемое произвольно) выбран, например, случай, когда контакт в паре зубьев начинается от левого торца.
При вращении колес каждый зуб испытуемого колеса, например № 1, по- следовательно входит в зацепление с тремя разными зубьями нагружающего
колеса, например № 1, 15, 8, затем зацепление повторяется. При этом, как правило, во всех трех случаях в зацеплении имеет место разный перекос и, следовательно, разная нагру- женность зубъев, зависящая от длины фактических пятен контакта. Для обеспечения возможности сравнения нагру- женности разнь1х зубьев нестационарный режим нагружения приводится к эквивалентному стационарному и выбор контролируемых зубьев производят по эквивалентной нагрузке, равноценной действию трех разных фактически:. Эквивалентную нагрузку определяют известными способами. При испытаниях
на износостойкость, как правило,
интерес представляют зоны с максимальной нагруженностью, поэтому используются величины эквивалентных контактных напряжений на рабочих поверхностях зубьев испытуемого колеса вблизи обоих торцов.
Значения фактических длин 1ц пятен контакта с учетом направления перекоса и эквивалентные напряжения на каждом зубе двух вариантов выполнения испытуемых колес могут быть представлены в виде таблицы.
При проведении сравнительных испытаний различных технологических йа
Q 15 20 25
30 5 о
5
0
5
риантов изготовления, восстановления и упрочнения рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес в качестве контролируемьгх выбирают зубья с одинаковой эквивалентной нагрузкой например № 7 (вариант 1, торец левый) , № 4 (вариант 2, торец левый), №12 (вариант 2, торец правый).
При испытаниях на контактную и из- гибную выносливость, например при исследовании влияния величины перекоса, в качестве контролируемых выбирают зубья с разной величиной эквивалентной нагрузки как на разных испытуемых зубчатых колесах, так и на одном колесе (если диапазон ее изменения по зубья отвечает заданным условиям). Например, можно выбрать зубья № 4 (вариант 1, торец левый), № 11 (вариант 2, торец правый) и № 6 (вариант 2, торец левый), или № 1 (вариант 1, торец; левый), № 9 (вариант 2, торец левый) и № 12 (вариант 1, торец правый).
Б зависимости от поставленных задач испытания продолжают до достижения зубьями, выбранными в качестве контролируемых, предельного значения контролируемого параметра, в том числе и их наработки до заданного числа циклов.
Яа контролируемый параметр можно принимать, например, величину износа по толщине зуба, появление или заданную площадь усталостного выкрашивания на поверхности зуба при испы- тании на контактную выносливость, по- появление трещины у основания зуба при испытании на изгибную выносливость. Продолжительность испытаний . зависит от интенсивности изменения и точности оценки контролируемого параметра .
Испытания на износостойкость зубчатых колес постоянного зацепления коробок перемены передач необходимо проводить без переключения режимов работы передачи.
Точность и достоверность результатов испытаний повышается вследствие учета индивидуальной нагруженности (распределение нагрузки по ширине зуба) зубьев, определяемой перекосом в зацеплении. Формула изобретениЯ|
1. Способ испытания зубчатых колес на износостойкость, заключающий51/.
ся в том, что испытуемое колесо вво- дят в зацепление с нагружающим колесом, прикладывают к последнему крутящий момент, по одному из критериов выбирают контролируемые зубья и продолжают исп.1тания до достижения выб ранньгми зубьями предельного состояния контролируемого параметра, отличающийся тем, что, с целью повьпчения точности и достоверности, до приложения крутящего момента маркируют зубья исп1 1туемого и нагружающего колес, при действии крутящего момента измеряют величину и направление перекоса во всех возможных парах заиепи:яю1ч;ихся зубьев, I
39066
по которым судят о величине гжпи- валентной нагрузки, которую выбирают в качестве критерия для внбора контролируемых зубьев.
2.Способ по п,1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью обеспечения Сравнительных испытаний, контролируемые зубья выбирают с одинако-.
1Q вой по величине эквивалентной нагрузкой.
3.Способ по п.1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью обеспечения испытаний на контактную и из15 гибную выносливость, кoнтpoJ иpye n Ie зубья выбирают с разной но волшяне эквивалентной нагруткс.Г;.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ испытания зубчатых колес на выносливость | 1981 |
|
SU1010490A1 |
Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев | 1991 |
|
SU1826010A1 |
Способ испытания зубчатых колес на выносливость при изгибе | 1986 |
|
SU1317302A1 |
Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев | 1986 |
|
SU1435982A1 |
Способ испытания прямозубых зубчатых колес на контактную усталость зубьев | 1988 |
|
SU1626101A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО НАГРУЖЕНИЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ИЗГИБНУЮ ПРОЧНОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ | 2005 |
|
RU2289112C1 |
Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев | 1989 |
|
SU1656372A2 |
Стенд для испытания муфт | 1990 |
|
SU1763925A1 |
Способ испытания зубьев зубчатых колес | 1988 |
|
SU1672258A1 |
Стенд для испытания зубчатых колес | 1984 |
|
SU1208489A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытаниях на износостойкость, например сравнительных, на контактную и изгибную выносливость различных вариантов изготовления зубчатых колес, в том числе устанавливаемых и используемых непосредственно в серийных агрегатах. Целью изобретения является повышение точности и достоверности испытаний путем обеспечения воспроизведения реальных условий работы испытуемых колес по характеру изменения перекоса и нагрузки, действующих на зубья при работе зубчатых колес в серийном агрегате. При испытаниях испытуемое колесо вводят в зацепление с нагружающим колесом, маркируют зубья указанных колес, прикладывают к ним крутящий момент, измеряют величину и направление перекоса во всех возможных парах зацепляющихся зубьев, по которым судят о величине эквивалентной нагрузки, являющейся критерием для выбора контролируемых зубьев, и продолжают испытания до достижения последними предельного состояния контролируемого параметра. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость и стенд для его осуществления | 1982 |
|
SU1113699A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1989-07-15—Публикация
1987-07-21—Подача