Способ испытания зубчатых колес на износостойкость Советский патент 1989 года по МПК G01M13/02 

Описание патента на изобретение SU1493906A1

Изобретение относится к машино- строекию, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании на износостойкость, контактную и изгибающую выно сливость зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности и долговечности путем обеспечения воспроизведения реальных условий работы испытуемых колес по характеру изменения перекоса и нагрузки, действующих на зубья при работе зубчатых колес в серийном агрегате.

Спсооб испытания зубчатых колес на износостойкость осуществляется в следующей последовательности.

Испытуемое колесо с числом зубьев Z 14 устанавливают в серийный агрегат вместо штатного так, чтобы обеспечить зацепление с нагружающим или штатным колесом с числом зубьев

Z 21.

Маркируют зубья обоих колес относительно произвольно выбранной пары зубьев, находящихся в зацеплении и принимаемых за первый зуб на каждом колесе.

4 СО

00 СО

05

314

Вращением выходных валов агрегата обеспечивают приложение номинального крутящего момента к нагружающему колесу и измеряют величину перекоса с учетом его направления во всех возможных парах контактирующих зубьев. Например для указанных колес коли-, чество возможных пар зубьев равно 42

Для количественной оценки величи- ны nepgKOca в каждой паре зубьев могут быть использованы измеренные известными способами длина пятна контакта, угол перекоса, уровень выбора цели и др. Например, измеряют дляну пятна контакта по отпечаткам, получен нын при прокатывании в зацеплении пакета из листа копирки и листа тонкой диаграммной бумаги. За положительное направление перекоса (принимаемое произвольно) выбран, например, случай, когда контакт в паре зубьев начинается от левого торца.

При вращении колес каждый зуб испытуемого колеса, например № 1, по- следовательно входит в зацепление с тремя разными зубьями нагружающего

колеса, например № 1, 15, 8, затем зацепление повторяется. При этом, как правило, во всех трех случаях в зацеплении имеет место разный перекос и, следовательно, разная нагру- женность зубъев, зависящая от длины фактических пятен контакта. Для обеспечения возможности сравнения нагру- женности разнь1х зубьев нестационарный режим нагружения приводится к эквивалентному стационарному и выбор контролируемых зубьев производят по эквивалентной нагрузке, равноценной действию трех разных фактически:. Эквивалентную нагрузку определяют известными способами. При испытаниях

на износостойкость, как правило,

интерес представляют зоны с максимальной нагруженностью, поэтому используются величины эквивалентных контактных напряжений на рабочих поверхностях зубьев испытуемого колеса вблизи обоих торцов.

Значения фактических длин 1ц пятен контакта с учетом направления перекоса и эквивалентные напряжения на каждом зубе двух вариантов выполнения испытуемых колес могут быть представлены в виде таблицы.

При проведении сравнительных испытаний различных технологических йа

Q 15 20 25

30 5 о

5

0

5

риантов изготовления, восстановления и упрочнения рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес в качестве контролируемьгх выбирают зубья с одинаковой эквивалентной нагрузкой например № 7 (вариант 1, торец левый) , № 4 (вариант 2, торец левый), №12 (вариант 2, торец правый).

При испытаниях на контактную и из- гибную выносливость, например при исследовании влияния величины перекоса, в качестве контролируемых выбирают зубья с разной величиной эквивалентной нагрузки как на разных испытуемых зубчатых колесах, так и на одном колесе (если диапазон ее изменения по зубья отвечает заданным условиям). Например, можно выбрать зубья № 4 (вариант 1, торец левый), № 11 (вариант 2, торец правый) и № 6 (вариант 2, торец левый), или № 1 (вариант 1, торец; левый), № 9 (вариант 2, торец левый) и № 12 (вариант 1, торец правый).

Б зависимости от поставленных задач испытания продолжают до достижения зубьями, выбранными в качестве контролируемых, предельного значения контролируемого параметра, в том числе и их наработки до заданного числа циклов.

Яа контролируемый параметр можно принимать, например, величину износа по толщине зуба, появление или заданную площадь усталостного выкрашивания на поверхности зуба при испы- тании на контактную выносливость, по- появление трещины у основания зуба при испытании на изгибную выносливость. Продолжительность испытаний . зависит от интенсивности изменения и точности оценки контролируемого параметра .

Испытания на износостойкость зубчатых колес постоянного зацепления коробок перемены передач необходимо проводить без переключения режимов работы передачи.

Точность и достоверность результатов испытаний повышается вследствие учета индивидуальной нагруженности (распределение нагрузки по ширине зуба) зубьев, определяемой перекосом в зацеплении. Формула изобретениЯ|

1. Способ испытания зубчатых колес на износостойкость, заключающий51/.

ся в том, что испытуемое колесо вво- дят в зацепление с нагружающим колесом, прикладывают к последнему крутящий момент, по одному из критериов выбирают контролируемые зубья и продолжают исп.1тания до достижения выб ранньгми зубьями предельного состояния контролируемого параметра, отличающийся тем, что, с целью повьпчения точности и достоверности, до приложения крутящего момента маркируют зубья исп1 1туемого и нагружающего колес, при действии крутящего момента измеряют величину и направление перекоса во всех возможных парах заиепи:яю1ч;ихся зубьев, I

39066

по которым судят о величине гжпи- валентной нагрузки, которую выбирают в качестве критерия для внбора контролируемых зубьев.

2.Способ по п,1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью обеспечения Сравнительных испытаний, контролируемые зубья выбирают с одинако-.

1Q вой по величине эквивалентной нагрузкой.

3.Способ по п.1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью обеспечения испытаний на контактную и из15 гибную выносливость, кoнтpoJ иpye n Ie зубья выбирают с разной но волшяне эквивалентной нагруткс.Г;.

Похожие патенты SU1493906A1

название год авторы номер документа
Способ испытания зубчатых колес на выносливость 1981
  • Лавровский Сергей Дмитриевич
  • Островерхов Николай Львович
  • Кошман Виталий Никифорович
  • Вензель Леонид Исаакович
  • Шапочкин Виктор Григорьевич
SU1010490A1
Способ испытаний зубчатых колес на контактную усталость зубьев 1991
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Горошко Валерий Феофанович
  • Кот Анатолий Андреевич
  • Чемисов Владимир Борисович
SU1826010A1
Способ испытания зубчатых колес на выносливость при изгибе 1986
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Жук Иван Васильевич
  • Гоман Аркадий Михайлович
  • Куколко Юрий Степанович
SU1317302A1
Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев 1986
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Куколко Юрий Степанович
  • Шевчук Наталья Эдуардовна
SU1435982A1
Способ испытания прямозубых зубчатых колес на контактную усталость зубьев 1988
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Ишин Николай Николаевич
  • Куколко Юрий Степанович
  • Гордовский Валерий Петрович
SU1626101A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО НАГРУЖЕНИЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ИЗГИБНУЮ ПРОЧНОСТЬ И ВЫНОСЛИВОСТЬ 2005
  • Михайлов Геннадий Иванович
RU2289112C1
Устройство для испытания зубчатых колес на изгибную прочность и выносливость их зубьев 1989
  • Тривайло Михаил Семенович
SU1656372A2
Стенд для испытания муфт 1990
  • Панов Виктор Борисович
  • Капелевич Александр Львович
SU1763925A1
Способ испытания зубьев зубчатых колес 1988
  • Сторчак Михаил Григорьевич
  • Чеповецкий Геннадий Игоревич
  • Скрябин Валерий Алексеевич
  • Пилипенко Геннадий Владимирович
SU1672258A1
Стенд для испытания зубчатых колес 1984
  • Даньков Александр Михайлович
  • Благодарный Владимир Маркович
  • Гринблат Александр Савельевич
SU1208489A1

Реферат патента 1989 года Способ испытания зубчатых колес на износостойкость

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытаниях на износостойкость, например сравнительных, на контактную и изгибную выносливость различных вариантов изготовления зубчатых колес, в том числе устанавливаемых и используемых непосредственно в серийных агрегатах. Целью изобретения является повышение точности и достоверности испытаний путем обеспечения воспроизведения реальных условий работы испытуемых колес по характеру изменения перекоса и нагрузки, действующих на зубья при работе зубчатых колес в серийном агрегате. При испытаниях испытуемое колесо вводят в зацепление с нагружающим колесом, маркируют зубья указанных колес, прикладывают к ним крутящий момент, измеряют величину и направление перекоса во всех возможных парах зацепляющихся зубьев, по которым судят о величине эквивалентной нагрузки, являющейся критерием для выбора контролируемых зубьев, и продолжают испытания до достижения последними предельного состояния контролируемого параметра. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения SU 1 493 906 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1493906A1

Способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость и стенд для его осуществления 1982
  • Макаров Виктор Васильевич
  • Гаврилов Евгений Андреевич
SU1113699A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1919
  • Кауфман А.К.
SU54A1

SU 1 493 906 A1

Авторы

Груздов Сергей Сергеевич

Касавченко Евгений Васильевич

Даты

1989-07-15Публикация

1987-07-21Подача