Изобретение относится к электротехнике .
Целью изобретения является повышение надежности путем устранения пульсац11й момента с частотой, равной собственной частоте колебаний механической части.
На чертеже представлена электрическая схема электропривода для механизма с вентиляционным моментом нагрузки.
Электропривод содержит асинхронный двигатель 1 с фазовым ротором, трехфазный мостовой выпрямитель 2, выход которого через дроссель подключен к входу зависимого инвертора
3,выходом через согласующий трансформатор подключаемый к сети.
Электропривод снабжен дросселями
4,управляемыми ключами 5, блоком 6 управления. Каждый дроссель 4 включен между соответствующими выводом фазной обмотки ротора и входом трех-
Введение добавочной ЭДС и ра 3 позволяет регулировать пи ротора и, как следствие,
15 обмотке ротора, момент и час щения.
В асинхронном вентильном пульсации электромагнитного электродвигателя вызваны нес
20 дальностью тока ротора, обу ной выпрямителем в роторной Фазный ток ротора при соедин обмоток в звезду имеет трапе ную форму. Гармонический сос
фазного мостового выпрямителя 2. Каж- тока ротора имеет вид: дый дроссель зашунтирован соответстi(t)
А t«cos ntJt ,
вующим управляемым ключом 5. Управляющие входы ключей подключены к выходу блока 6 управления, входом соединенного с датчиком 7 частоты вращения. Индуктивность каждого дросселя определяется из выражения
4 где L
I 0,72MKp(Uc/UcH) Л lM,()2 - J
(1)
M
и
приведенная к ротору индуктивность фазы электродвигателя, THJ
критический момент электродвигателя Н Mi момент нагрузки электродвигателя при номинальной частоте вращения, Н-м; номинальное напряжение электродвигателя. В; напряжение на статоре электродвигателя, Bi частота сети, Гц собственная частота колебаний механической части элек тропривода, Гц.
Блок 6 управления может быть выполнен в ВИДЬ двухпорогового дискриминатора, который выделяет область, заданную двумя уравнениями напряжений, и вьшолняется, например, на сдвоенном компараторе.
Электропривод работает следуюнщм образом.
кр
MO
сн Uc fcf Напряжение, подводимое к статорной обмотке асинхронного электродвигателя 1, трансформируется в обмотку ротора. Напряжение на выводах обмотки ротора, величина и частота которого
пропорциональна скольжению, выпрямляется трехфазно мостовым выпрямителем 2. Зависимый 3 создает добавочную ЭДС в цепи вьтрямленного тока ротора.
Введение добавочной ЭДС инвертора 3 позволяет регулировать ток цепи ротора и, как следствие, ток в
обмотке ротора, момент и частоту вращения.
В асинхронном вентильном каскаде пульсации электромагнитного момента электродвигателя вызваны несинусоидальностью тока ротора, обусловленной выпрямителем в роторной цепи. Фазный ток ротора при соединении его обмоток в звезду имеет трапецеидальную форму. Гармонический состав тока ротора имеет вид:
i(t)
Am/I
8
А t«cos ntJt ,
h9i
1 , nr . п - Sin f sin - ,
(2)
где I , ГЛ r
5
выпрямленный ток асинхронного вентильного каскадаi порядок гармоник тока-, угол коммутации в роторном выпрямителе.
Каждой гармонической составляющей тока ротора при 1 соответствует составляющая момента электродвигателя
0
М,
где
iL,
Lh, sin(+m-1)suj,tj , (3)
5
rh
e S
0
5
индуктивность цепи намагничивания электродвигателя} амплитуда m-й гармоники тока poTopaj
амплитуда тока намагничиванияскольжение.
Основные гармонические составляющие момента электродвигателя обусловлены пятой и седьмой гармониками тока ротора. В трехфазной схеме пятая гармоника образует систему обратной последовательности фаз, а седьмая - систему прямой последовательности. Частоты колебаний, электромагнитного момента, обусловленные этими гармониками, равны; а
51494190
величина момента определяется выра- т.е. частота скольжения s „ в резожением
нансе
нансе
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АСИНХРОННЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД | 2011 |
|
RU2474951C1 |
Способ управления асинхронным двигателем с фазным ротором | 1989 |
|
SU1654964A1 |
Реверсивный асинхронный электропривод | 1988 |
|
SU1539951A1 |
Электропривод переменного тока | 1990 |
|
SU1767687A1 |
Асинхронный вентильный каскад | 1983 |
|
SU1092689A1 |
Электропривод переменного тока | 1983 |
|
SU1092688A1 |
Многодвигательный электропривод переменного тока | 1988 |
|
SU1661960A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ | 1999 |
|
RU2202850C2 |
Электропривод переменного тока | 1985 |
|
SU1272463A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ В АСИНХРОННОМ ДВИГАТЕЛЕ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ | 2008 |
|
RU2393622C1 |
Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение надежности путем устранений пульсаций момента с частотой, равной собственной частоте колебаний механической части. С этой целью в электропривод для механизма с вентиляторной нагрузкой введены дроссели 4, шунтированные управляемыми ключами 5. Дроссели 4 включены в цепи фаз обмотки ротора асинхронного двигателя 1. Дроссели включаются в цепь ротора, после того, как на управляющие входы ключей поступает сигнал с блока управления 6. Блок управления выдает сигнал на размыкание ключей 5 тогда, когда частота вращения асинхронного двигателя находится в резонансной зоне. В этом случае угол коммутации вентилей трехфазного мостового выпрямителя 2 устанавливается равным 60°. При таком угле коммутации уменьшаются пульсации электромагнитного момента, вызванные пятой и седьмой гармониками. В результате уменьшаются крутильные колебания в механической части электропривода, когда частота пульсаций момента электродвигателя близка или равна собственной частоте колебаний механической части. 1 ил.
3Т
(- -Ь ) - ( + 6 )
Гармоническая составляющая М зависит от амплитуды п-й гармоники тока ротора, которая определяется величиной вьтрямленного тока 1 и углом у коммутации, связанных между собой зависимостью
arccosC
1 - Lp Ij
I ,, ;.
где E - - линейное напряжение на колцах неподвижного ротора; L р - индуктивное сопротивление
фазы двигателя, приведенное к ротору.
При заданном моменте нагрузки на валу злектродвигателя амплитуда пульсаций момента М j- , зависит от угла коммутации, достигая минимального значения при f . При совпадении частоты пульсаций момента М с собственной частотой f колеба- НИИ механической части имеет место резонанс, когда колебания момента электропривода многогранно усиливаются. Амплитуда колебаний в механической части электропривода зависит от возмущения, т.е. величины основной гармонической составляющей момента М г Для достижения возмущения необходимо изменять угол коммутации роторного выпрямителя 2. Согласно (5) угол коммутации зависит от индуктивного сопротивления L р фазы двигателя, приведенной к ротору. Для обеспечения минимального значения возмущения, которое соответствует углу коммутации у 60, необходимо, чтобы индуктивность вводимого в каждую фазу дросселя выбиралась в соответствии с вьфажением (1) при заданном значении собственно частоты f колебаний механической
части электропривода. IЧастота колебаний момента М j ,
как следует из (4), пропорциональна скольжению s и равна 6 s t, где (jjyt f j, -частота напряжения статора. С изменением частоты вращения электропривода изменяется и частота ксшебаний момента М 5 т усло- вии 6sfc f; наступает резонанс.
Sp
f ,и 6 f.
(6)
Значительные упругие колебания момента в механической части электропривода имеют место и при частотах
колебаний момента М
5,7
близких к
частоте f. Этой зоне частот соответствует резонансная зона скольжения Sp, границы которой определяются значениями К и K,j:
15
(bL.K,).Sp,(.K,),
где 0,2 , 0, 0,2 . Учитывая соотношение
(7)
20
s
По-П
(8)
где Пр - синхронная частота вращения;Г1 текущее значение частоты
вращения, условие (8) можно видоизменить:
,,(9)
Д , - (,)} -,
- (If- )J .
Соотношение (9) определяет резонансную зону через частоту вращения.
При частотах вращения, удовлетворяющих условию (9), блок 6 управления вьщает сигнал на размыкание управляемых ключей 5. Дроссели 4
вводятся в цепь роторной обмотки, угол коммутации устанавливается равным 60, амплитуда колебаний момента уменьшается. При частотах вращения, лежащих вне резонансной
зоны, блок 6 управления вьщает сигнал на замыкание ключей 5.
В электроприводе уменьшаются крутильные колебания в механической части в зоне скольжений, когда час-
тота пульсаций момента электродвигателя близка или равна собственной частоте колебаний механической части электропривода. Это повышает надежность электропривода.
ормула изобретения
Электропривод для механизма с вениляторным моментом нагрузки, содер-
жащий трехфазный асинхронньй электродвигатель с фазным ротором, датчик частоты вращения, трехфазный мостовой выпрямитель, выход которого подключен к входу инвертора, отличающийся тем, что, с целью повыпения надежности путем устранения пульсаций момента с частотой, равной собственной частоте колебаний механической части электропривода, введены дроссели, управляемые ключи и блок управления, каждый дроссель шунтирован соответствующим управляемым ключом и включен между со- ответствующими фазным выводом обмотки ротора асинхронного электродвигателя и фазным входом трехфазного мостового выпрямителя, управляющие входы ключей подключены к выходу бло ка управления, входом соединенного с выходом датчика частоты вращения, при этом индуктивность L а каждого
Составитель А.Головченко Редактор А.Маковская Техред А. Кравчук Корректор с.Ыекмар
Заказ 4127/5А
Тираж 550
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
---------1
Производственно-издательский комРинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
дросселя выбрана в соответствии с выражением I
т -, 0 72MKf(Uc/UcH) 1 f Pl Mo(1-fM/f fc) J
где Ь p - приведенная к рототу индуктивность фазы электродвигателя;
М
F
UCH
U f с критический момент электродвигателя; номинальное напряжение электродвигателя ;
напряжение на статоре электродвигателя ; частота сети;
собственная частота колебаний механической части электропривода ;
момент нагрузки электродвигателя при номинальной частоте враи1ения.
Подписное
Онищенко Г.Б | |||
и Локтева И.Л | |||
Асинхронные вентильНые каскады и двигатели двойного питания | |||
М.: Энергия, 1979, с | |||
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Асинхронный вентильный каскад | 1985 |
|
SU1317637A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-07-15—Публикация
1987-03-17—Подача