Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для включения механизма конвергенции у больных с ее отсутствием, например, после хирургического исправления или компенсации призмами девиации глаз при частично аккомодационном и неаккомо- дацибнном косоглазии.
Цель изобретения - сокращение сроков лечения.
Способ осуществляют следующим об-. разом.
Объект для бификсации (.палец, карандаш и т.п.) сначала помещают ближе к глазам (10-15 см) на средней линии, т.е. при одинаковом удалении объекта от обоих глаз. Одним
из способов, например, попеременным перекрыванием глаз рукой, провоцируют перекрестное двоение объекта. Больного обучают попеременно фиксировать то правым, то левым глазом соответствующее каждому глазу двоенное изображение объекта: правым. глазом - левое, левым - правое. У него выясняют, происходит или нет при такой попеременной фиксации ис- чезновение второго изображения. Если оно происходит, больному предлагают медленно, 1 раз в 2-3 с, изменять фиксацию и при этом стремиться сохранить двоение объекта. Как только двоение станет стойким, больному предлагают плавно удалить объект от
СП
Ю
СО
сд
глаз на расстояние 2U-30 см, при сохранении его двоения в новом положении плавно увеличить скорость попеременной фиксации и при этом делать попытки посмотреть на объект одновременно двумя глазами. В это время врач, медсестра-ортоптистка или родители внимательно наблюдают за гла- -зами больного, и при появлении симметричных конвергентных их движений сразу сообщают об этом больному, как и о неудачных его попытках. Важным моментом является внимательность и дружеское участие наблюдателя (врача медсестры, родителя): при правильных попытках следует похвалить больного и обратить его внимание на то, что при правильной попытке к конвергенции расстояние между двойными изображениями объекта уменьшается, что его задача - добиться сближения, затем совмещения и слияния изображений в один объект. При неудавшейся попытке обращают внимание больного на то, что при ней расстояние между двойными изображениями объекта не уменьшается ..В результате этого большинство больньпс уже за сеанса тренировок обучается отличению правильных попыток к- конвергенции от неправильных Это позволяет дальнейшие упражнения проводить под самоконтролем больного. Длительность тренировки 3-5 мин, количество тренировок в - течение дня при самоконтроле не orpa ничивается.
После устойчивого включения механизма фузионной конвергенции для расстояния 20-30 см дальнейшее ее развитие, усиление можно осуществить либо перемещая объект ближе к лицу по 5-10 см и повторяя упражнения предложенным способом, либо применив известный способ развития конвергенции, так как их эффективность в развитии ослабленной конвергенции одинаковая.
Пример . Галя К-ва, 6 лет. Жалобы на периодические появления двоения в конце дня при зрении вдаль и постоянное двоение при зрении вблизи, если смотреть двумя глазами.
Из анамнеза. Малозаметное косоглазие обнаружили в возрасте 3 мес. До 1,5 лет к окулисту не обращались, надеясь на устранение косоглазия с возрастом В 1,5 года после -общего заболевания отклонение глаз усилилось, обратились к врачу. Установлены: гиперметропия обоих глаз в 3,5Д, альтернирующее косоглазие
до 17-20°с гиперсупратропией до 5-7 и V-синдром в 20-25. Назначены очки - сферы +1,5Д, попеременная окклюзия„
В возрасте 3 года очки отменили
0 и, предполагая наличие анормальной корреспонденции, начали упражнения по восстановлению бифовеального слияния положительных последовательных образов. В возрасте 4 года бимедиаль5 ной рецессией по 5 мм косоглазие по гор1 зонтали уменьшили до 5-7 . Поскольку наличие анормальной корреспонденции было подтверждено, начато лечение на синоптофоре, однако его
0 проведению мешала гиперсупратропия, в связи с чем через 5 мес сделана вторая операция - рецессия нижних косых, обоих глаз по 9 мм. Вертикальный компонент косоглазия был
5 устранен, поэтому продолжили лечение на синоптофоре тем же способом, затем применили упражнения с цвето- тестом и тестом Баголини в условиях компенсации девиации глаз призмами.
0 После достижения в этих условиях
нормального бинокулярного зрительного восприятия в возрасте 5 лет резекцией наружной прямой мьш1цы правого глаза на 6 мм горизонтальная девиация была уменьшена до 2-3° и начато диплоптическое лечение, которое было успешно доведено до стадии формирования конвергенции (известным способом, проведенным в течение 3 мес, ее сформировать не удалось). В 5 лет 8 мес сделана резерция наружной прямой мьш1цы левого глаза на 5мм. После операции был отмечен гиперэффект в 5-7.: Начаты интенсивные тренировки по развитию конвергенции известным способом, однако в течение 3 мес упражнений конвергенция не сформировалась.
При осмотре через 5 мес после окончательной операции: острота зрения
0 1,0 рефракция гиперметропическая в 0,75Д, резервы аккомодации 8,0 Д обоих глаз. Среды прозрачны, глазн ое дно не изменено. По Чермаку - ИКС, на синоптофоре - -2, КОФ +3°,
КШ1Д о, ДОФ -у, ДШ1Д цветотест - Па, с призмой - 5 пр, дптр,- 1а, тест Баголинн - неустойчивое 1А, КПЦЦ 0,0 пр.дптр. Угол ко5
t3
5
ечении в условиях стационара известным способом применяли конвергенцтренер. При домашних тренировках родители отмечали, в какой день (или сеанс) лечения больного у него возникала конвергенция и когда она достигала нормальной величины (.по инструкции бьшо установлено 6-7 см от переносья больног,о).. Эти сведения родители сообщали при очеедном обращении к врачу.
Известный способ примейили у 85 етей с ослабленной конвергенцией у t6 в условиях стационара (1 группа) ; у 69 в домашних условиях (.П , группа). С отсутствием конвергенции этим способом лечили 5о детей: 15 в условиях стационара (Ш группа}; 35 в домашних условиях {1У группа), Упражнения проводили 3 раза в день до получения нормальной величины конвергенции, но не более 20 дней (ЪО тренировок). Исключение составили 13 детей 1У группы, у которых лечение проводили непрерьтно до нормализации конвергенции, но не более 6 мес.
У всех детей 1 группы нормализация конвергенции бьша достигнута за 2-13 дней лечения (в среднем за 7,23+0,56 дней). У детей П группы этот же результат был получен за. 2-17 дней (в среднем за 8,31+34 дня) .j Полученное различие в 1,08 дня статистически недостоверно (критерий Стьюдента 1,65j. Оно объясняется, по- видимому, тем, что родители несколько позже, чем медицинские работники замечают нормализацию конвергенции У детей.Различие в один день не имеет большого значения и его несущественность у данной группы детей показала, что наблюдениям родителей можно доверять, а полученные данные объединить.
Таким образом, лечением 85 детей 1 и 11 групп еще раз подтвердили высокую эффективность известного способа в развитии ослабленной конвергенции: нррмализатдия ее достигалась на 2717-й дни лечения, в среднем за 8, 11+.0,36 дня.
Из 15 детей Ш группы при лечении известным способом в условиях стационара сформировать конвергенцию при ее отсутствии до лечения удалось у больных (26,7%) за лечения (в среднем за 10,86+1,18).
,В домашних условиях конвергенция была сформирована у 8 из 35 детей 1У группы (22,9%) за 4-20 дней
(в среднем за 11,62+0,74). В данных
группах различие в средних сроках .(0,76 дня, критерий Стьюдента 0,55) ив частоте (.3,8%, критерий Стью7 дента 0,28) статистически недостоQ верно. Это еще раз подтвердило, что сведениям родителей можно доверять, а полученные в Ш и 1У группах данные объединить.
5 Таким образом, среди 50 детей с отсутствием конвергенции (Ш и 1У группы) в течение обусловленного срока лечения она бьша сформирована у 12 больных (24%) в течение 4-20 дней, а
0 среднем на 11,37-0,86 дня.
Из ПЗ детей 1У группы, у которых лечение известным способом продолжили сверх установленного срока, конвергенция сформировалась У 9 в сроки
5 УОТ 37 до 118 дней (в среднем
64,3+.11,2). Следовательно, возможная вероятность появления конвергенции при лечении известным способом достигает примерно 70%. Однако для
этого необходимо увеличить длительность лечения в 5,5 раза.
Предлагаемым способом в домашних условиях лечили 29 детей из Ш и 1У групп, у которых известным способом сформировать конвергенцию не удалось
(их включили в У группу, и 45 детей (У1 группа без предварительных тренировок конвергенции j 15 из них лечили в стационаре, остальных - в домашних условиях). Поскольку в исследованных группах 1-1У существенных различий в результатах больничных и домашних тренировок не было выявлено, У1 группу не разбивали и анализировали в целом.
Данным способом сформировать конвергенцию удалось у 27 детей (93,1%) из У группы за 1-9 дней (в среднем за 4,35±0,17) и у 44 детей (97,8%) из У1 за 1-12 дней (в сред0 нем за 4,6Н16). Различия в частоте (4,7%, критерий Стьюдента 0,52; и средней длительности лечения (0,26 дня, критерий Стьюдента 1,11) меж,цу группами статистически недостоверны,
5 Это .указывает на отсутствие влияния предшествующих тренировок конвергенции на результат лечения предлагаемым способом и на возможность объеди0
5
соглазия в первичной позиции то О, то (-2)°- (-3), во вторичных горизонтальных позициях до (-5f-(-7) с ги- пертропией в аддукции в 2-3° V-син- дром в 5-7 , конвергенция отсутствует.
В связи с отсутствием результата от применения известного способа развития конвергенции был применен предлагаемый способ формирования конвергенции, который составляет 4-ю стадию используемой тактики диплопти ческого лечения.
При выполнении способа формирования конвергенции объект для бифик са- ции и бифовеального слияния (.далее - объект устанавливали по средней линии в 10 см от глаз. Поскольку на 3-й стадии диплоптики восприятие физиологической перекрестной диплопии близко расположенных объектов бьшо сформировано, девочку обучили nonepfcMeHHo фиксировать то правым глазом левое изображение объекта, то левым глазом - правое его изображение. При этом ставили условие - сохранять восприятие нефиксируемого взглядом второго изображения объекта. На это затратили 2 сеанса по 5 мин с 2и-минутным отдыхом между ними. Скорость попеременной фийсации к концу второго сеанса составила 1 смена фиксации на 3-5 с. В ,третьем сеансе объект отодвинули на 25 см от глаз5выяснили, сохранилось ли двоение объекта, и предложили девочке далее попеременно фиксировать его двойные изображения со все возрастающей скоростью. К концу сеанса скорость попеременной фиксации возросла примерно до 1 смены фиксации в 2с.
Необходимо отметить, что некоторы дети чрезмерно усердствуют, сразу резко увеличивают скорость попеременной фиксации, но при этом у них теряется восприятие нефиксируемого двойного изображения объекта. Это их усердие совершенно не нужно и даже вредно, так как не способствует цели лечения. Скорость нужно увеличивать плавно при обязательном сохранении восприятия нефиксируемого объекта.. .
При четвертом сеансе управжнений, начатом сразу при положении объекта в 25 см от глаз (при наличии его двоения в этой позиции помещать его сначала в 10-15 см от глаз не нужно при
очередных саенсах упражнений) у ки выяснили, на каком расстоянии друг от друга расположены двойные изображения объекта, попросили ее запомнить это расстояние. Ей снова разъяснили, что она должна.попеременно смотреть то на одно, то на другое изображение как можно быстрее и при этом стремиться по смотреть на объект двумя глазами одновременн.о. Далее ей разъяс0
5
0
вильно, то двойные изображения сначала сблизятся, затем совместятся и со5 льются в одно изображение. При этом предметы, расположенные вдали, раздвоятся. Далее управжение было продолжено. Примерно через 2 мин скорость попеременной фиксации возросла до. 2
0 смен в секунду. При этом отмечено появление конвергентной установки глаз. Внимание девочки сразу обратили на сближение изображений объектов, на что она ответила, что это она видела.
5 Ей сообщили, что так надо стараться делать и дальше и скорее научиться смотреть двумя глазами сразу на объект. Далее девочка упражнялась по 5 раз в день по 5 мин. На 4-й день была получена неустойчивая, на 7-й ден. - устойчивая конвергенция без подключения попеременной фиксахдаи. Дальнейшие упражнения по развитию конвергенции провели известным спо - собом.
После окончания развития конвергенции положение глаз и бинокулярное зрение в первичном и вторичных горизонтальных позициях стойко нормализовались.
Эффективность известного и данного способов тренировки конвергенции проверили при лечении 180 детей 4-8-летнего возраста после хирургического устранения у них частично аккомодационного (68) и неаккомодационного (112) косоглазия и восстановления нормального бинокулярного зрения для дали при наличии одновременного гармоничного величине и направлению девиации зрения вблизи исследовали методом 4-х-точечного цветотеста и тестом Баголини). Часть детей (46) лечили в условиях стационара, остальных (134) - в домашних условиях по инструкции, даваемой родителям. Б качестве объекта для домашних тренировок использовали карандаш, лиёо палец больного, при
5
0
5
нения полученных в У и У1 группах данных.
Следовательно, при лечении дан- ньм способом в обусловленные сроки лечения сформировать конвергенцию удалось в целом у 71 больного из 74 (95,9%). Для этого потребовалось 1-12 дней лечения, в среднем ,51+0,13 дня.
За 20 дней лечения конвергенцию не удалось сформировать только у 3 детей. Продлением срока непрерывного лечения конвергенция была сформирована ещё у 2 детей на 22 и 29-й дни. В результате максимальная вероятность включения конвергенции предлагаемым способом достигает 98,6%.
Таким образом, предлагаемый способ формирования конвергенции у детей с отсутствием ее, в частности после устранения неаккомодацйонного и частично аккомодационного косоглазия эффективнее известного способа развития конвергенции при использовании последнего для целей форми- оования конвергенции: по вероят
0
0
5
ности формирования конвергенции при лечении до 6 мес в 1,4 раза; по частоте формирования конвергенции в пределах -20 дней лечения в 4 раза; по сокращению длительности лечения в пределах 20-дневного курса лечения в 2,5 раза или на 6,8 дня.
Формула изобретения
Способ формирования конвергенции, включающий установку объекта для би- фиксации и слияния перед глазами больного по средней линии и сведение к нему зрительных осей обоих глаз, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков лечения, объект устанавливают на расстоянии 10-15 см от лица больного, провоцируют у него перекрестное двоение, осуществляют попеременную фиксацию двойных изображений объекта то одним, то другим глазом, затем объект отодвигают на расстояние 20-30 см от лица и при условии сохранения двоения плавно увеличивают скорость попеременной фиксации до формирования устойчивой конвергенции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ коррекции бинокулярного зрения после устранения косоглазия | 1987 |
|
SU1648451A1 |
Способ восстановления бифовеального слияния | 1987 |
|
SU1680155A1 |
Способ восстановления бификсации и стереоскопического зрения на ранних этапах консервативного лечения содружественного косоглазия и разделитель полей зрения для осуществления способа | 2015 |
|
RU2614210C2 |
Способ восстановления бифовеолярного слияния | 1987 |
|
SU1616654A1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СКОТОМЫ У ДЕТЕЙ | 2015 |
|
RU2601380C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ | 2002 |
|
RU2283071C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИНОКУЛЯРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ СОДРУЖЕСТВЕННОМ КОСОГЛАЗИИ | 2008 |
|
RU2354337C1 |
СПОСОБ ТУМАНЯН С.А. КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | 1994 |
|
RU2070011C1 |
Способ исследования бинокулярных функций | 1981 |
|
SU997679A1 |
Способ исследования характера бинокулярного зрения | 1985 |
|
SU1289483A1 |
Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для включения механизма конвергенции у больных с ее отсутствием, например, после хирургического исправления или компенсации призмами девиации глаз при частично аккомадиционном и неаккомадационном косоглазии. Цель изобретения - сокращение сроков лечения больных с отсутствием конвергенции. Способ реализуется при помощи установки объекта для бификсации и слияния зрительных осей обоих глаз по средней линии перед глазами больного. При этом объект устанавливают на расстоянии 10-15 см от лица больного, провоцируют у него перекрестное двоение, осуществляют попеременную фиксацию двойных изображений объекта то одним, то другим глазом, а затем объект отодвигают на расстояние 20-30 см от лица и при условии сохранения двоения плавно увеличивают скорость попеременной фиксации до формирования устойчивости конвергенции.
Аветнсов Э.С | |||
Содружественное косоглазие | |||
М.: Медицина, 1977, с.164-165, 254. |
Авторы
Даты
1989-08-15—Публикация
1987-06-08—Подача