IS 18 14 75 25 16
е
ел
ел
«та
оо
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях большегрузных автомобилей..
Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач. На фиг.1 изображена коробка передач, общий вид; на фиг.2 - схема зацепления шестерен заднего хода.
Коробка передач содержит первичный 1, промежуточный 2 и вторичньй 3 валы с шестернями 4-15 постоянного зацепления, а также узел заднего хода, включающий установленный на оси 16 блок шестерен 17 и 18 заднего хода, выполненный разъемным с возможностью соединения шестерен зубчатой муфтой 19. Шестерня 4 вьшолнена как одно целое с первичным валом 1. Шестерня 10 привода промежуточного вала 2 установлена с возможностью свободного вращения и может быть соединена с валом с помощью управляемой зубчатой муфты 20. Остальные шестерни промежуточного вала жестко закреплены на валу. Шестерни 5-9 вторичного вала 3 установлены с возможностью свободного вращения. Для соединения их с валом служат синхронизаторы 21 и 22 и односторонний синхронизатор 23 с зубчатой муфтой для включения первой передачи.
Шестерни вторичного вала с соответствующими шестернями промежуточного вала образуют постоянные зубчатые пары: 9 и 15, 8 и 14, 7и 13, 6 и 12, 5 и 11. Шестерня 4 первичного вала зацепляется с шестерней 10 привода промежуточного вала, ведомая шестерня 17 блока заднего хода введена в зацепление с шестерней 10 привода промежуточного вала, а ведущая шестерня 18 блока заднего хода - с шестерней 5 вторичного вала.
Каждая из промежуточных шестерен 17 и 18 заднего хода установлена на оси 16 с применением подшипников 24 качения и подшипников 25 скольжения сталь по стали в зоне малых нагрузок и диска 26 между торцами сту- пИц шестерен. Ось 16 установлена в картере 27 с применением втулки 28 и гайки 29.
Коробка передач работает следующим образом.
При движении вперед шестерня 10 привода промежуточного вала жестко связана с валом 2 посредством управляемой зубчатой муфты 20. Шестерни 17 и 18 блока заднего хода в это время должны быть разъединены. Соединение одной из шестерен 5-9 с вторичным валом 3 с помощью синхронизаторов 21 - 23 обеспечивает получение шести передач, из которых высшей является прямая передача.
Для включения передач заднего
хода необходимо вначале разъединить шестерню 10 и вал 2, а затем с помощью муфты 19 соединить в один блок шестерни 17 и 18 заднего хода. При этом происходит перемена направления
вращения промежуточного вала. Последующее соединение с вторичным валом одной из шестерен 5-9 обеспечивает получение пяти передач заднего хода (для автомобилей практически целесообразно использование только двух низших передач заднего хода из пяти возможных, но не исключено, что в каких-либо других условиях практически полезными окажутся и другие
передачи).
Формула изобретения
Коробка передач транспортного
средства, имек«цая высшую прямую передачу, содержащая первичньй, проме- жуточньй и соосный первичному вторичный валы с шестернями постоянного зацепления, шестерню привода промежуточного вала, установленную на валу с возможностью свободного вращения, управляемую зубчатую муфту для соединения указанной шестерни с валом и блок шестерен заднего хода, вьшолненньй разъемным с возможностью соединения шестерен управляемой зубчатой муфтой, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностёй путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа ш:естерен и размеров коробки передач, ведомая промежуточная шестерня заднего хода зацеплена с шестерней привода промежуточного вала, а ведущая - с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая из шестерен установлена свободно на оси.
10
11
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1722906A1 |
Десятиступенчатая коробка передач | 1982 |
|
SU1062034A1 |
Коробка передач И.И.Лифшица для переднеприводного автомобиля | 1983 |
|
SU1113287A1 |
Четырехступенчатая коробка передач | 1982 |
|
SU1060510A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2472995C1 |
Коробка передач с двумя сцеплениями | 2015 |
|
RU2626776C2 |
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРА С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ | 1995 |
|
RU2094245C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1310249A1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542814C1 |
Изобретение позволяет расширить кинематические возможности путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач. Ведомая промежуточная шестерня 17 заднего хода зацеплена с шестерней 10 привода промежуточного вала 2, а ведущая шестерня 18 - с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая шестерня установлена на оси. 2 ил.
Фиг.г
Коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1207825A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1989-08-15—Публикация
1987-12-08—Подача