Коробка передач транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K17/06 

Описание патента на изобретение SU1500518A1

IS 18 14 75 25 16

е

ел

ел

«та

оо

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях большегрузных автомобилей..

Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач. На фиг.1 изображена коробка передач, общий вид; на фиг.2 - схема зацепления шестерен заднего хода.

Коробка передач содержит первичный 1, промежуточный 2 и вторичньй 3 валы с шестернями 4-15 постоянного зацепления, а также узел заднего хода, включающий установленный на оси 16 блок шестерен 17 и 18 заднего хода, выполненный разъемным с возможностью соединения шестерен зубчатой муфтой 19. Шестерня 4 вьшолнена как одно целое с первичным валом 1. Шестерня 10 привода промежуточного вала 2 установлена с возможностью свободного вращения и может быть соединена с валом с помощью управляемой зубчатой муфты 20. Остальные шестерни промежуточного вала жестко закреплены на валу. Шестерни 5-9 вторичного вала 3 установлены с возможностью свободного вращения. Для соединения их с валом служат синхронизаторы 21 и 22 и односторонний синхронизатор 23 с зубчатой муфтой для включения первой передачи.

Шестерни вторичного вала с соответствующими шестернями промежуточного вала образуют постоянные зубчатые пары: 9 и 15, 8 и 14, 7и 13, 6 и 12, 5 и 11. Шестерня 4 первичного вала зацепляется с шестерней 10 привода промежуточного вала, ведомая шестерня 17 блока заднего хода введена в зацепление с шестерней 10 привода промежуточного вала, а ведущая шестерня 18 блока заднего хода - с шестерней 5 вторичного вала.

Каждая из промежуточных шестерен 17 и 18 заднего хода установлена на оси 16 с применением подшипников 24 качения и подшипников 25 скольжения сталь по стали в зоне малых нагрузок и диска 26 между торцами сту- пИц шестерен. Ось 16 установлена в картере 27 с применением втулки 28 и гайки 29.

Коробка передач работает следующим образом.

При движении вперед шестерня 10 привода промежуточного вала жестко связана с валом 2 посредством управляемой зубчатой муфты 20. Шестерни 17 и 18 блока заднего хода в это время должны быть разъединены. Соединение одной из шестерен 5-9 с вторичным валом 3 с помощью синхронизаторов 21 - 23 обеспечивает получение шести передач, из которых высшей является прямая передача.

Для включения передач заднего

хода необходимо вначале разъединить шестерню 10 и вал 2, а затем с помощью муфты 19 соединить в один блок шестерни 17 и 18 заднего хода. При этом происходит перемена направления

вращения промежуточного вала. Последующее соединение с вторичным валом одной из шестерен 5-9 обеспечивает получение пяти передач заднего хода (для автомобилей практически целесообразно использование только двух низших передач заднего хода из пяти возможных, но не исключено, что в каких-либо других условиях практически полезными окажутся и другие

передачи).

Формула изобретения

Коробка передач транспортного

средства, имек«цая высшую прямую передачу, содержащая первичньй, проме- жуточньй и соосный первичному вторичный валы с шестернями постоянного зацепления, шестерню привода промежуточного вала, установленную на валу с возможностью свободного вращения, управляемую зубчатую муфту для соединения указанной шестерни с валом и блок шестерен заднего хода, вьшолненньй разъемным с возможностью соединения шестерен управляемой зубчатой муфтой, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностёй путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа ш:естерен и размеров коробки передач, ведомая промежуточная шестерня заднего хода зацеплена с шестерней привода промежуточного вала, а ведущая - с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая из шестерен установлена свободно на оси.

10

11

Похожие патенты SU1500518A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1990
  • Миронов Виталий Алексеевич
SU1722906A1
Десятиступенчатая коробка передач 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1062034A1
Коробка передач И.И.Лифшица для переднеприводного автомобиля 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1113287A1
Четырехступенчатая коробка передач 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1060510A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Никитин Владимир Александрович
RU2472995C1
Коробка передач с двумя сцеплениями 2015
  • Евтодеев Юрий Леонидович
RU2626776C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАКТОРА С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ 1995
  • Каплун А.Г.
  • Тарасов Г.Д.
  • Чернышевич Е.Г.
  • Готовский Е.П.
RU2094245C1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Миронов Виталий Алексеевич
SU1310249A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2020
  • Золотарев Дмитрий Николаевич
  • Мохов Павел Игоревич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
RU2738665C1
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Богатырева Анастасия Станиславовна
RU2542814C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 500 518 A1

Реферат патента 1989 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение позволяет расширить кинематические возможности путем увеличения количества передач переднего и заднего хода без увеличения числа шестерен и размеров коробки передач. Ведомая промежуточная шестерня 17 заднего хода зацеплена с шестерней 10 привода промежуточного вала 2, а ведущая шестерня 18 - с одной из шестерен вторичного вала, при этом каждая шестерня установлена на оси. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 500 518 A1

Фиг.г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1500518A1

Коробка передач транспортного средства 1984
  • Миронов Виталий Алексеевич
SU1207825A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 500 518 A1

Авторы

Миронов Виталий Алексеевич

Даты

1989-08-15Публикация

1987-12-08Подача