Изобретение относится к транспрр тному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин Известна коробка передач, содержащая два с приводом от двух сцепле tiini концентричных первичных вала, ведующие шестерни которых зацеплены с приводными шестернями двух концен трично распапоженных промежуточных налов, и соосный с первичными втори ный вал, содержащий шестерни, эацеп ле1Ш1-.е с ведомыми шестернями проме уточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, установленных .на вторичном валу для соединения шестерен с вторичным валом и первич ного и вторичного валов между собой Щ t Недостаток известной коробки передач - сложность конструкции,так как число пар шестерен не может быть менее числа передач. Для десятиступенчатого исполнения потребу стоя одиннадцать пар шестерен только для передач переднего хода. Цель изобретения - упрощение кон струкции коробки передач. Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей два с приводом от двух сцеплений концентричных первичных вала, ведущие шестерни которых зацеплены с приводными шестернями двух концентрично расположенных промежуточных валов, и соосный с первичными з.т6ричный вал, содержащий шестерни, зацепленные с ведомыми шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, установленных на вторичном валу для соединения гаестерен с вторичным валом и первичного и вторичного валов между собой шестерни двух концентрично распололсенных промежуточных валов выполнены 3 виде двух блоков, свободно установленных на этих валах, причем казкдый блок снабжен с обеих сторон зубчатыми венцами синхронизаторов и по обе стороны каждого блока шестерен на этих же валах жестко установлены ступи гы муфт синхронизаторов, между которыми свободно расположена опора сопрягаемая со средней частью муфт синхронизатора, по краям которых выполнены зубчатые венцы, связанные с зубчатыми венцами синхронизаторов блока шестерен наружного промежуточного вала и ступицы муфты внутреннего промежуточнох -о вала, а также с -убчатыми венцами синхронизаторов блока внутреннего промежуточного вала для перекрестного.соединения блоков шестерен и ступицы промежуточ ных валов, а ступицы, расположенные р внешних сторон блоков шестерен, рнабжвны муфта для соединения с jTHMH блоками, причем приводные шестерни концентрично расположенных промежуточнр х валов снабжены муфтой для соединения между собой. На чертеже приведена кинематическая схема предлагаемой десятиступенчатой коробки передач. Десятиступенчатая коробка передач содержит концентричные первичные валы 1 и 2, на которых жестко закреплены ступицы 3 и 4 сцеплений 5 и б и ведущие шестерни 7 и 8, сопряженные с приводн1 1ми шестернями 9 и 10 концентричных промежуточных валов 11 и 12, на которых свободно установлены блоки 13 и 14 шестерен с зубчатыми венцами 15, 16 и 17, 18, сопрялсенными с шестернями 19, 20 и 21, 22 вторичного вала 23, которые снабжены зубчатыми венцами 24, 25 и 26, 27 синхронизаторов, муфты 28 и 29 которых подвижно установлены на ступицах 30 и 31, закрепленных на вторичном валу 23, на котором закреплена также ступица 32, муфта 33 которой служит для зацепления с зубчатым венцом 34 синхронизатора, которым снабжена ведущая шестерня 8 первич нрго вала 2. Блоки 13 и 14 шестерен с обеих сторон снабжены .зубчатыми венцами 35, 36 и 37, 38 синхронизаторов, а ме) блоками 13 и 14 на концентричных промежуточных валах 11 и 12 закреплены блокирующие ступицы 39 и 40, между которыми свободно установлена направляющая ступица 41 i двойного перекрестного синхронизатора, несущая муфту 42 этого синхронизатора, с зубчатыми венцами 43 и 44 по краям, сопрягаемыми с зубчатыми венцами ступиц 39 и 40 и зубчатыми венцами 36 и 37 синхронизаторов блоков 13 и 14, по другие стороны которых на валах 11 и 12 закреплены ступицы 45 и 46 одинарных синхронизаторов, муфты 47 и 48 сопряжены с зубчатыми венцами 35 и 38 блоков 13 и 14. Приводные шестерни 9 и 10 валов 11 и 12 снабжены муфтой 49 для соединения между собой. . , Венцы 50 и 51 шестерен заднего хода выполнешы на блоке 13 и муфте 28 и сопряжены между собой через промежуточную шестерню (не показана). Приводы вилок (не показаны) муфт осуществляются от двух- или трехпозиционных гидроцилиндров (не показаны/. Увеличение числа зубчатых зацеплений на блоках 13 и 14 шестерен увеличивает число передач на величину, в два раза большую числа добавочных зацеплений. Десятиступенчатая коробка передач работает следдующим образом. В нейтральном пололсении все Myi ты .синхронизаторов разомкнуты. При включении сцепления 5 через пару шестерен 7 и 9 вращается внутренний концентричный промежуточный вал 11, & при включении сцепления 6 через .пару шестерен 8-10 вращается наружный концентричный промежуточный вал 12. Одинарными муфтами 47 и 48 и двойной перекрестной муфтой 42 блоки 13 и 14 шестерен могут быть соединены-с валами 11 и .12.
Если один блок соединен с двумя промежуточными валами, одна пара зацепления этого-блока дает две смежные передачи, переключение мезкду которыми осуществляется плавным переходом с перекрытием с.одного сцепления на другое, т.е. со сцепления 5 на сцепление б или наоборот.
Если блоки соединены с равными промежуточными валами, смежные передачи при- переключении Между сцеплениями обеспечиваиотся зубчатыми зацеплениями разных блоков. Это дает возможность переключить силовой поток при переходе с одного сцепления на другое только с помощью сцеплений, так .как при замыкании кинематической цепи от одного из сцеплений (s или 6/ на вторичный .вал 23 второе сцепление может быть подключено к-вторичному
валу 23 по одной из двух кинематических цепей - через тот же блок и ту же пару шестерен между блоком и вторичным валом или через другой блок, что обеспечивает кинематические цепи на всех смежных передачах от разных сцеплений и переключение между смежными передачами только переключением сцеплений без разрыва потока мощности .
Поскольку разомкнутое сцепление в зависимости от направления переключения вращается с оборотами, несколько большими или меньшими замкнутого сцепления, а разность их оборотов пропорциональная интервалу между передаточными числами на смежных ступенях, то с увеличением числа ступеней и уменьшением интервала между ними облегчается процесс переключения, снижается работа буксовании сцеплений и сужается диапазон работы двигателя, что способствует увеличению экономичности.
Порядок и схема переключения передач приведены в таблице (для двойных муфт стрелкой указано направление .включения) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соосная многоступенчатая коробка передач И.И.Лифшица для транспортного средства | 1983 |
|
SU1133128A1 |
Коробка передач И.И.Лифшица для переднеприводного автомобиля | 1983 |
|
SU1113287A1 |
Четырехступенчатая коробка передач | 1982 |
|
SU1060510A1 |
Шестиступенчатая соосная коробка передач И.И.Лифшица | 1982 |
|
SU1057335A1 |
Шестиступенчатая соосная коробка передач | 1984 |
|
SU1164088A1 |
Коробка передач для автомобиля И.И.Лифшица и Г.И.Лифшица | 1984 |
|
SU1169845A1 |
Пятиступенчатая коробка передач для автомобиля | 1984 |
|
SU1142312A1 |
Соосная коробка передач для транспортного средства | 1985 |
|
SU1299842A1 |
Трансмиссия И.И. Лифшица для транспортного средства | 1983 |
|
SU1131685A1 |
Шестиступенчатая соосная коробка передач автомобиля | 1985 |
|
SU1279878A1 |
ДЕСЯТИСТУПЕНЧАТАЯ КОР.ОБКА ПЕРЕДАЧ, содержсццая два с приводом от двух сцеплений концентрич 1ых первичных вала, ведущие шестерни которых зацеплены с приводными шестернями двух концентрично расположенных промежуточных валов, и соосный с первичными вторичный вал, содержсши1й шестерни, зацепленные с ведомыми шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, , . установленных на вторичном валу для соединения шестерен с вторичным- валом и первичного и вторичного валов между собой, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, шестерни двух концентрично расположенных промежуточных валов выполff-BS 5 / 7 f-33 f2 fO 64838 Id ff-J7f7 0 f 233 33BrSSO нены в виде двух блоков, свободно установленных на этих валах, причем каждый блок снабжен с обеих сторон .зубчатыми венцами синхронизаторов и по обе стороны каждого.блока шестерен на этих же валах жестко установлены ступицы муфт синхронизаторов, между которыми свободно расположена опора, сопрягаемая со средней частью муфт синхронизатора, по краям которых выполнены зубчатые венцы, связанные с зубчатыми венцами синхронизаторов блока шестерен наружного промежуточного веша и ступицы муфты внутреннего промежуточного вала, а также с зубчатыми венцами синхрони;заторов блока внутреннего промежуточ ного вала для перекрестного соединения блоков шестерен и, ступицы промежуточных валов, а ступицы, располо женные с внешних сторон блоков шестере«, снабжены муфтами для совдинения с этими блоками, причем приводные5 шестерни концентрично расположенных промежуточных валов снабжены муфтой для соединения между собой. о: tsD О 00 4 22Z73ft32627 2025Sf28jfOjyZ
Первая
Вторая
X
Третья
Четвертая
Пятая
Шестая
6-8-10-12-40-42-36-13-15-19-24-28-30-23
5-7-9--11-45-47-35-13-15-19-24-28-30-23
6-8-10-12-46-48-38-14-18-22-27-29-31-23
5-7-9-11-39-42-37-14-18-22-27-29-31-23
6-8-10-12-40-42-36-13-16-20-25-28-30-23
5-7-9-11-45-47-35-13-16-20-25-28-30-23
Продолжение таблицы
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846328A1 |
Авторы
Даты
1983-12-23—Публикация
1982-09-20—Подача