VTPr
3 ia 17 25 If 21 Ш6 )S
фиеЛ
сл
о о
00
о
3150
Изобререние относится к машиностроению, а, именно к гидродинамическим муфтам, и предназначено для использования в моторн.о-трансмиссион- ных установках транспортных средств. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств и расширение эксплуатационных.возможностей путем увеличения глубины регулирования в заданном диапазоне нагрузок и повышения чувствительности гидромуфты к превышению нагрузок.
На фиг. 1 изображена гидромуфта, продольный разрез; на фиг. 2 - сече- ние А-А на фиг. 1, исходное положение лопаток; на фиг. 3 - то же, положение поворотных лопаток при регулировании; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1, исходное положение; на фиг. 5 - то же, положение поворотных лопаток при регулировании; на фиг. 6 - вид В на фиг. 1.
Гидромуфта содержит насосное колесо 1, кожух 2, тзфбинн-ое колесо 3 с основными поворотнъми 4 и рабочи ми 5 лопатками, соединенными между собой шарнирно осью 6. Основные поворотные лопатки 4 установлены на пальцах,7 и 8, размещенных в выфре- зерованньк пазах тур.бинного. колеса 3, причем пальцы 7 зафиксированы в турбинном колесе 3 кожухом 2, а - пальцы В - пружинным кольцом 9. Рабочие лопатки 5 снабжены направляю- щими элементами 10, размещенными в выфрезерованных продольных пазах 11 и 12 турбинного колеса 3. Оси 6 шар- ниров входят в продольные пазы 13 поворотной втулки 14. Турбинное ко- лесо 3 Имеет криволинейные отверсти 15. Центральная пружина 16 кручения закреплена одним концом н:а поворотной втулке 14, а другим - на втулке 17, имеющей паз 18 и з йчатый венец 19, которым втулка 17 зацепляется с зубчатьм венцом 20 турбинного колеса 3 с возможностью осевого и углового перемещения. В исходном положении подпружиненная втулка 14, кине- матически связанная осями 6 шарни ров с двумя рядами лопаток 4 и 5, упирается в выступы 21 стакана 22 с предварительньм натягом, и поворотные лопатки 4 и 5 представляют собо единую лопаточную плоскость.
Гидромуфта работает следующим образом.
Момент при номинальном скольжении передается гидромуфтой при исходном положении поворотных лопаток 4 и 5 (фиг.1-3). При возрастании нагрузки поворачивающий момент, возникающий от давления жидкости на поворотные лопатки 4 и 5, увеличиваясь, начинает преодолевать усилие от закручивающей силы пружины 16, приложенной к оси 6 шарниров, и лопатки 4 и 5, поворачиваясь (основные поворотные лопатки 4 вокруг оси пальцев 7 и 8, а рабочие лопатки 5 вокруг оси направляющих элементов 10, скользящих в пазах 11 и 12), начинают дросселироват рабочий поток (фиг,3,5,6). Создается зазор между кромками насосного колеса 1 и входными кромками основных поворотных лопаток 4 турбинного колеса 3, а также создается околостеноч- ный зазор между кромками рабочих лопаток 5 и внутренней тороидальной поверхностью стенки турбинного колеса 3, Это приводит к относительному уменьшению энергоемкости и увеличению скольжения в гидромуфте. Одновре кенно насосное колесо 1 подтормаживается за счет того, что на выходе из турбинного колеса поток рабочей жидкости имеет направление, задаваемое углом поворота рабочих лопаток 5 относительно оси направляющих элементо 10 (фиг.6). Поток рабочей жидкости
под углом направляется на лопатки насосного колеса 1. Вследствие этого насосное колесо 1 передает меньший момент турбинному колесу 3. Таким образом, в гидромуфте осуществляется ограничение передаваемого крутящего- момента. Предел регулировки наступает после поворота поворотных лопаток 4 и 5 на предельный угол, который задается длиной продольных пазов 13 и расстояниями между осью радиально расположенных пальцев 7 и 8 и осью 6. шарнира,. осью пальцев 7 и 8 и осью направляющих элементов 10; дальн ей- ший поворот лопаток невозможен.
Регулирование степени изменения передаваемого момента производится изменением предварительного натяга пружины 16 кручения посредством изменения начального угла закручивания этой пружины следующим образом. При помощи ключа (не показан), вставленного через подпитывающий маслоканал 23 в паз 18 втулки 17, прикладывается осевое усилие к втулке 17, и зубчатый венец 19 втулки 17 выводится из зацепления с зубчатым венцом 20 турбинного колеса 3, причем центральная пружина 16 кручбния в этом случае работает как пружина сжатия. При этом наружная цилиндрическая поверхность 24 втулки 17 скользит по внутренней цилиндрической поверхности 25 поворотной втулки 14. Поворотом втулки 17 устанавливается начальньй угол закручивания пружины 16, пропор- циональньй начальному крутящему моменту. Затем зубчатьй венец 19 втулки 17 вводится в зацепление с зубчатым венцом- 20 турбинного колеса 3.
Формула изобретения
1, Гидродинамическая муфта, содержащая насосное колесо и турбинное с рабочими лопаткзми, имеющее подпружиненные основные поворотны б лопатки, установленные на радиально расположенных пальцах с возможностью поворота, втулку с зубчатым венцом, поворотную втулку, кинематически связанную с поворотными лопатками, центральную пружину кручения, взаимодействующую одним концом через втулку с зубчатым венцом с турбинным колесом, а другим концом - с поворотной втулкой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств и расширения эксплуатационных возможностей, она снабжена направляющими элементами, закрепленными на рабочих лопатках и установленными в выполненных на турбинном колесе пазах, рабочие лопатки турбинного колеса установлены с возможностью поворота и шарнирно соединены с основными поворотными лопатками.
20
2. Гидродинамическая муфта по п.1, отличающаяся тем, что, с целью повышения чувствительности гидромуфты ,к превьшению нагрузки, основные поворотные лопатки выполнены с переменной по высоте шириной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамическая муфта | 1988 |
|
SU1532747A1 |
Гидродинамическая муфта | 1986 |
|
SU1350399A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1726804A1 |
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU821810A1 |
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU855279A1 |
Гидродинамическая передача | 1982 |
|
SU1032245A1 |
Гидродинамическая муфта преимущественно для наземных транспортных средств | 1983 |
|
SU1151729A1 |
Гидромуфта | 1990 |
|
SU1739122A1 |
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU804929A1 |
Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг | 1983 |
|
SU1180580A1 |
Изобретение относится к машиностроению , в частности, к гидродинамическим муфтам, и может быть использовано в моторно-трансмиссионных установках транспортных средств. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств и расширение эксплуатационных возможностей путем увеличения глубины регулирования передаваемого момента и повышения чувствительности к превышению нагрузок. Турбинное колесо 3 содержит основные поворотные лопатки (ПЛ) 4 и рабочие лопатки (РЛ) 5, соединенные между собой шарнирно осью 6. РЛ снабжены направляющими элементами 10, установленными в пазах 11 и 12. Ось 6 входит в паз 13 поворотной втулки 14, подпружиненной пружиной кручения 16. При номинальных нагрузках ПЛ 4 и РЛ 5 находятся в исходном положении. При возрастании нагрузки ПЛ 4 и РЛ 5, поворачивая подпружиненную поворотную втулку 14, разворачиваются и дросселируют поток. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
CD
фигЗ
Б-5
3 5 6 ft
3 S и 1
efJueS
П 10 б
Составитель В.Срыбник Редактор И.Рыбченко Техред И.Верес Корректор И.Муска
Заказ 4848/32
Тираж 721
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
tnD
(риеЛ
Подписное
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU821810A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Гидродинамическая муфта | 1986 |
|
SU1350399A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-08-15—Публикация
1987-11-30—Подача