Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидродинамическим передачам, и предназначено для использования в приводах мотор- но-трансмиссионных установок наземных транспортных средств, главным образом в маломощных приводах вспомогательных агрегатов, требующих автоматического ограничения вращающего момента, - вентиляторов, генераторов, компрессоров и т.д.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем увеличения стабильности изменения передаваемого момента, а также возможности регулирования степени изменения передаваемого момента в заданном диапазоне нагрузок на гидромуфту, уменьшение диаметра гидромуфты.
На фиг.1 дана гидромуфта, продольный разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.1.
Гидромуфта содержит насосное коле- 25 этой пружины следующим образом.
со 1, кожух 2 и турбинное колесо 3 с двумя частями лопаток 4 и 5, из которых лопатки 4 представляют собой неподвижные лопатки, вварные, а лопатки 5 - лопатки подвижные, поворотные, установленные на радиально рас- положенных пальцах 6 и 7, причем палец 6 находится в выфрезерованном пазу, а палец 7 - в отверстии. На поворотных лопатках 5 закреплены рычаги 8 с поводками 9, утопленными в продольные пазы поворотной втулки 10. Центральная пружина 11 кручения закреплена одним концом на поворотной
При помощи ключа (не показан) вставленного через подпитьшающий локанал 17 в паз втулки 12, прил ется осевое усилие к втулке 12,
30 зубчатый венец 13 этой втулки вь дится из зацепления с зубчатым в цом 14 турбинного колеса 3, прич центральная, пружина I кручения этом случае работает как пружина
.g тия. При этом наружная цилиндрич кая поверхность 18 втулки 12 ско зит по внутренней цилиндрической верхности 19- поворотной втулки 1 Поворотом втулки 12 устанавливае
втулке 10, а другим концом - на втул- 40 начальный угол закручивания пружины ке 12, имеющей зубчатый венец 13, ко- 11, пропорциональный начальному крутящему моменту. Затем зубчатьш венец 3 втулки 12,вводится в зацепление с зубчатым венцом 14 турбинного ко- 45 леса 3.
торым втулка 12 зацепляется с зубчатым венцом 14 турбинного колеса 3 с возможностью осевого и углового перемещений. В исходном положении подпружиненная втулка 10, кинематически связанная рычагами 8, имеющими поводки 9, с поворотными лопатками 5, упирается в выступы 15 стакана 16с предварительным натягом, и поворотные лопатки 5 вместе с неподвижными лопатками 4 представляют собой еди- гтую лопаточную плоскость.
Гидромуфта работает следующим образом.
Момент при номинальном скольжении передается гидромуфтой при исходном положении поворотных лопаток 5„ При возрастании нагрузки поворачивающий
50
55
Формула изо. бре тения
1. Г щродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса с неподвижными и подпружиненными поворотными лопатками, установленными на радиально расположенных пальцах с возможностью поворота и кинематически связанными с упругим элементом, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных ка- чесТВ путем повышения стабильности изменения передаваемого момента, она снабжена втулкой с зубчатым венцом.
момент, возникающий от давления жидкости на поворотные лопатки 5, увеличиваясь, начинает преодолевать усилие от закручивающей силы пружины 11, приложенной к поводку 9 рычага 8, и лопатка 5, поворачиваясь, начинает дросселировать рабочий поток. Это Приводит к относительному уменьшению
0 энергоемкости и увеличению скольжения в гидромуфте, .т.е. гидромуфта будет ограничивать передаваемый крутящий момент. Предел регулировки наступит тогда, когда поворотные ло5 патки 5 повернутся на предельный угол, который задается длиной про . дольных пазов в поворотной втулке lOj и их дальнейпшй поворот станет невозможным .
0 Регулирование степени изменения передаваемого момента производится изменением предварительного натяга пружины кручения посредством изменения начального угла закручивания
При помощи ключа (не показан), вставленного через подпитьшающий мае- локанал 17 в паз втулки 12, прилагается осевое усилие к втулке 12, и
зубчатый венец 13 этой втулки дится из зацепления с зубчатым венцом 14 турбинного колеса 3, причем центральная, пружина I кручения в этом случае работает как пружина сжатия. При этом наружная цилиндрическая поверхность 18 втулки 12 скользит по внутренней цилиндрической поверхности 19- поворотной втулки 10. Поворотом втулки 12 устанавливается
0
5
Формула изо. бре тения
1. Г щродинамическая муфта, содержащая насосное и турбинное колеса с неподвижными и подпружиненными поворотными лопатками, установленными на радиально расположенных пальцах с возможностью поворота и кинематически связанными с упругим элементом, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных ка- чесТВ путем повышения стабильности изменения передаваемого момента, она снабжена втулкой с зубчатым венцом.
поворотной втулкой, кинематически связанной с поворотными лопатками, упругий элемент выполнен в виде центральной пружины кручения, взаимодействующей одним концом через втул ку с зубчатым венцом с турбинным ко лесом, другим концом - с поворотной втулкой, причем пружина установлена с предварительным натягом.
Редактор В.Данко
Составитель И.Лукина
Техред А.Кравчук Корректор Л.Пилипенко
Заказ 5244/35 Тираж 804 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ул.Проектная,4
350399
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что, с целью обеспечения возможности регулирования степени изменения передаваемого момента в заданном диапазоне нагрузок, втулка с зубчатым венцом установлена с возможностью ее осевого и углового перемещения относительно турбинного колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамическая муфта | 1988 |
|
SU1532747A1 |
Гидродинамическая муфта | 1987 |
|
SU1500807A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1726804A1 |
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU821810A1 |
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU855279A1 |
Пусковая гидромуфта | 1983 |
|
SU1177569A1 |
Гидродинамическая муфта преимущественно для наземных транспортных средств | 1983 |
|
SU1151729A1 |
Гидромуфта | 1990 |
|
SU1739122A1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ | 2006 |
|
RU2353834C2 |
Башенный кран | 1990 |
|
SU1782919A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидродинамическим передачам главным образом в маломощных приводах вспомогательных агрегатов с автоматическим ограничением вращающего момента. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем увеличения стабильности изменения передаваемого момента, получение воз3 /7 /2 tf 19 ii (5 109 Физ.1 и м з3 можности регулирования изменения момента, уменьшение диаметра гидромуфты. Цель достигается путем закрепления подвижных поворотных лопаток 5 посредством рычагов 8 с поводками 9 на одном конце центральной пружины кручения (ЦПК) 11. Другой конец ЦПК 11 закреплен на поворотной втулке 10. ЦПК 11 установлена с предваритель- HbW натягом. Для изменения предварительного натяга ЦПК 11 выполнена втулка 12 с зубчатым венцом 13 с возможностью осевого и з лового перемещений, относительно зубчатого венца 14 турбинного колеса 3. Упрощение конструкции за счет использования одной пружины позволяет повысить стабильность закрутки каждой лопатки 5 и уменьшить габариты муфты, 1 з.п, ф-лы, 2 ил. / Т 4V Х //////////// //////////// & (Л с: 00 ел о со о со
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU821810A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-11-07—Публикация
1986-02-19—Подача