В электромеханических передачах (ЭМП), состоящих из планетарного механизма с двумя степенями свободы и электропривода постоянного тока, имеет место обращение режи-ма электропривода, заключающееся -в том, что В определенных точках диапазона регулирования, находящихся в непосредственной близости одна от другой, скорость вращения одной из электрических машин ЭМП и момент на .валу другой электрической машины изменяют свое на-правление. При этом изменяется режим работы электрических машин: одна из них ие;зеходит из режима генератора в режим двигателя, а другая -наоборот.
Из теории ЭМП известно, что одной и той же величине электромагнитного момента -машин в точках, лежащих по обе стороны нулевого режима, но находящихся в непосредственной близости от него, соответствуют два значения моментов на входе и выходе передачи, отличающиеся одно от другого на величину «момента потерь.
Изменение величины момента на входе передачи может доходить до 14-15% и привести к некоторому провалу моментных характеристик и ухудшению использования мощности теплового двигателя.
В отличие от известных устройств автоматического регулирования возбуждения электрических -машин электромеханической передачи ЭМП, в которых магнитные потоки машин изменяются плавно, что не устраняет провала в кривых момента на входном и выходном валах вблизи кинематического нуля передачи, в предлагаемом устройстве осуществляется скачкообразное изменение магнитных потоков, обеспечивающее исключение указанных провалов и, как следствие, улучшение эксплуатационных характеристик ЭМП.
Для осуществления такого режима а устройстве, составляющем предмет изобретения и выполненном, как и известные, с использованием тахогенератора, связанного с валом электрической машины, из№ 150127-2меняющей направление вращения ,в рабочем диапазоне регулирования ЭМП, применена релейвая схема. Эта схема состоит из двух поляризованных чувствительных элементов, подключенных к якорю упомяну того тахогенератора, промежуточного реле для выполнения логической олерации переключения и выходного реле, контакты которого коммутируют добавочные сопротивления в цепях обмотки возбуждения электрических машин ЗМП, так что вблизи кинематического нуля происходит скачкообразное изменение магнитных потоков этих машин.
На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства, в состав которого входят тахогенератор ТГ, связанный с валом машины, изменяющей направление вращения, два поляризованных реле и РП, вспо-могательные реле Р1-Р6 и добавочные сопротивления .
В начале диапазона регулирования скорость вращения машины и, следовательно, напрял :ение тахогенератора ТГ достаточно велики. При этом полярность тахогенератора соответствует обозначенной на схеме. Реле Р6, размыкая нормально закрытые контакты, вводит сопротивления R и RZ в цепь своей обмотки и в цепь обмоток поляризованных реле. Поляризованное реле РП срабатывает и включает промежуточное реле Р1, которое своими нормально закрытьгми контактами разрывает цепи реле РЗ и Р4. Реле Р5 при этом отключается. При увеличении скорости движения скорость машины и напряжение тахогенератора уменьшаются, реле Р6 нормально закрытыми контактами шунтирует сопротивления R и Rz. В непосредственной близости от кинематического нулевого режима напряжение тахогенератора уменьшается настолько, что поляризованное реле РП размыкает нормально открытый контакт в цепи реле Р1, обесточивая последнее. При этом включается реле РЗ, которое производит включение реле Р5, а это реле, в свою очередь, щунтирует участки сопротивления ДС1-ДС4 в цепях обмоток возбуждения обеих машин передачи, осуществляя скачкообразное изменение их магнитных потоков.
При Переходе через нуль полярность тахогенератора меняется. При этом срабатывает поляризованное реле РП, которое с помощью реле Р2 включает реле Р5, несмотря на наличие в цепи последнего разомкнутого контакта реле РЗ- При дальнейшем увеличении скорости движения напряжение тахогенератора возрастает и реле Р6 вводит в цепь обмоток реле РП и РП дополнительное сопротивление/,с целью ограничения тока в их обмотках. При уменьшении скорости от конца диапазона к началу, схема действует в обратном порядке.
На схеме показан вариант, когда на полюсах обеих машин помещены по две системы обмоток: независи-мые обмотки ОНВ1 и ОНВ2 и обмотки ОНВЗ и ОНВ4, получающие питание от тахометрического возбудителя BZПредмет изобретет ия
1. Устройство для автоматического регулирования возбуждения электрических мащин электромеханической передачи (ЭМП). содержащее тахогенератор, связанный с валом электрической машины, изменяющей направление вращения в рабочем диапазоне регулирования ЭМП, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик ЭМП путем исключения провалов в кривых момента вблизи кинематического нуля передачи, применена релейная схема, состоящая из двух поляризованных чувствительных элементов, подключенных к якорю упомянутого тахогенератора, промежуточного реле для выполнения логической операции переключения, и выходного
реле, контакты которого ком1мутируют добавочные сопротивления в цепях обмотки возбуждения электрических машин ЭМП так, что вблизи кинематического нуля происходит скачкообразное изменение магнитных потоков этих машин.
2. В устройстве по п. 1 применение в качестве чувствительных элементов поляризованных электромагнитных реле.
21В
-278
278
Р5
ОН 8
ДС/П - - W-ill
онвз
.- A /vN/
ОНВ2 VvNAA/-
(7//54 ЛЛЛАЛ
Авторы
Даты
1962-01-01—Публикация
1961-01-22—Подача