315041
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям коробки передач, применяемых преимущественно на тракторах.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и обеспечение экономичных режимов работы транспортного средства.
На чертеже показана кинематичес- кая схема предлагаемой коробки передач.
На первичном валу 1 закреплены шестерни 2-6, Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с шестернями 7 и 8, а шестерня 4 - с шестернями 9 и 10, шестерня 5 с шестерней 11, иес- терня 6 с шестерней 12. Шестерни 7, 9, 11 и 12 свободно установлены на вторичном валу 13, а шестерни 8, 10 и 14 на вторичном валу 15. На вторичных валах 13 и 15 размещены зубчатые муфты 16 - 19, служащие для соединения шестерен 7, 9, 11 и 12 с валом 13 и шестерен 8, 10 и 14 с валом 15. Вторичные валы 13 и 15 постоянно соединены между собой посредством шестерен 20 и 21, жестко установленных на упомянутых валах. Шестерни 20 и 21 соединены с последующими элементами трансмиссии трактора - главной и конечными передачами. На валу замедленных передач 22 установлен блокируемый планетарный редуктор 23, соединенный посредством шестерен 2 и 24 с первич- ным валом 1 и посредством шестерен 25 и 14 с вторичньм валом 15. Коронная шестерня 26 планетарного редуктора 23 выполненная переключаемой (подвижной в осевом направлении), оснащена на- ружным зубчатым венцом 27 и пазом 28 для механизма переключения. Водило 29 планетарного редуктора 23, оснащено наружным зубчатым венцом 30 с параметрами зубьев, соответствугацими па- раметрам зубьев внутреннего зубчатого венца коронной шестерни 26. На корпусе 31 коробки передач закреплен зуб- чатьп венец 32 (выполнен в виде секторов зубчатого венца, конструктивное исполнение зубчатого ненца на чертеже не показано) с параметрами зубьев, соответствующими параметрам зубЬев наружного зубчатого венца 27 коронной гаестерни 26.,
Эта К)робка передач входит как состапнпл ч;1сть в ммогсзднапазонную коробк у иерелач. На входис)м валу 33, CBfj i. I- д зи1 ат(ч 1рм г, установленным соосно с выходным валом 34, соединенным с первичным валом коробки I, жестко установлены шестерня.35 и первый ведущий барабан 36 двойной управляемой фрикционной муфты 37, ведомый барабан которой жестка установлен на выходном валу 34. Второй ведущий барабан 38 фрикционной муфты 37, оснащенный приводной шестерней 39, свободно установлен на выходном валу 34. Шестерни 35 и 39 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 40 и 41 соответственно, которые жестко закреплены на промежуточном валу 42, на которчэм свободно установлены шестерни 43 и 44, соединенные с упомянутым валом 42 посредством зубчатой муфты 45. Шестерни 43 и 44 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 46 и 47, жестко закрепленными на валу 48 привода заднего вала отбора мощности, на котором свободно установлены шестерня 49 и блок шестерен 50 и 51, соединяемые с валом 48 посредством зубчатой муфты 52. Шестерня 51 блока шестерен находится в постоянном зацеплении с шестерней 53, жестко установленной на вторичном валу 13. Шестерня 49 и шестерня 50 блока шестерен находятся в постоянном зацеплении с шестернями 54 и 55, свободно установленными на Bahy 56 привода переднего вала отбора мощности, и объединяемые с валом 56 посредством зубчатой муфты 57.
Коробка передач работает следующим образом.
Мощность от энергетической установки (двигателя) трактора подводится к входному валу 33 и далее к ведущему барабану 36 двойной управляемой фрикционной муфты 37, а через шестерни 35 и 40, вал 42 и шестерни 41 и 39 к ведущему барабану 38 упомянутой муфты. При включении управляемой муфты 37, т.е. при соединении ведущих барабанов 36 и 38 с ведомым барабаном муфты, жестко установленным на выходном валу 34, мощность от вала 34 подводится к соединенному с ним первичному валу 1 коробки передач. При включении зубчатой муфты 16 (с вторичным валом 13 соединяется шестерня 7) мощность от первичного вала 1 передается вторичис му валу 13 через шестерни 3 и 7, а вторичному валу 15 через шестерни 3, 7, 20 и 2Ьи далее
5150
через последующие узлы трансмиссии трактора к его ведущим колесам.
В том случае, если коробка передач устанавливается на гусеничном тракторе, мощность отбирается одновременно с обоих вторичных валов 13 и 15 и через, механизмы поворота,главные и конечные передачи передаются ведущим звездочкам, В том случае, ее- ли коробка передач устанавливается на. колесном тракторе, мощность отбирается с одного из вторичных валов 13 или 15.
Переключение передач в коробке осуществляется соединением шестерен 7 - 12 и 1Д с вторичными валами 13 и 15 посредством зубчатых муфт 16-19. Причем при включении зубчатой муфты 19 мощность от первичного вала 1 к вторичному вгшу 15 может передаваться двумя путями через шестерни 2, 24, 25 и 14 при заблокированном планетарном редукторе 23 и через те же шестерни - при включенном.
Для того, чтобы заблокировать планетарный редуктор 23, необходимо внутренний зубчатый венец его коронной шестерни 26, используя паз 28, посредством механизма переключения ввес- ти в зацепление с наружным зубчатым венцом 30 водила 29. При этом передаточное число от первичного к вторичному валу 15 будет определяться отношением чисел зубьев шестерен 2, 24 и 25, 14. Для включения в работу (разблокировки) планетарного редуктора 23, его коронная шестерня 26 своим наружным зубчатым венцом 27 вводится в зацепление с зубчатым венцом 32, закрепленным на корпусе 31 коробки передач, при этом внутренний зубчатый венец коронной шестерни 26 выводится из зацепления с наружным зубчатым венцом 30 водила 29. Таким образом, коронная шестерня 26 превращается в неподвижный (заторможенный) элемент планетарного редуктора 23 и послрпшЛ включается в работу, обеспечивая получение пониженных передач.
Переключение передач в предлагаемой коробке может осуществляться и путем попеременного соединения ведущих барабанов 36 и 38 с ведомым барабаном двойной управляемой фрикционной муфты 37, т.е. путем попеременного соединения одной из двух ее секций.
При необходимости включения независимого привода заднего зала отбора
66
мощности посредством зубчатой муфты 45 с валом 42 соединяется шестерня 43 если трактор работает при номинальном числе оборотов двигателя, и шестерня 44, если трактор работает на одном из наиболее применяемых частичных режимах работы двигателя. При этом мощность от двигателя через входной вал 33, закрепленную на нем шестерню 35, шестерни 40 и 43 или 44, установленные на валу А2, и находящиеся в зацеплении с последним, шестерни 47 или 46, установленные на валу 48, пе- реда ётся валу 48, являющемуся лривод- ньгм для заднего вала отбора мощности При необходимости включения независимого привода переднего вала отбора мощности, в дополнение к произведенным операциям, посредством зубчатой муфты 52 соединяют вал 48 с шестерней 49 и находящуюся с ней в постоянном зацеплении, шестерню 55 посредством зубчатой муфты 57, с валом 56, являющимся приводным для переднего вала отбора мощности.
i
При необходимости включения синхронного привода заднего вала отбора мощности посредством зубчатой муфты 52 соединяют блок шестерен 50 и 51 с валом.48, при зтом мощность с вторичного вала 13 через закрепленную на нем шестерню 53 и блок шестерен 50 и 5 приходит на вал 48. При необходимости включения синхринного привода переднего вала отбора мощности, до- полнительно к упомянутым операциям, посредством зубчатой муфты 57, соеди- няц1Г шестерню 54, находящуюся в постоянном зацеплении с игестерней 50, вала 48, с валом 56, являющимся, как было упомянуто вьие, приводным для переднего вала отбора мощности.
В предлагаемой коробке передач по сравнению с известной значительно расширяются функциональные возможности коробки передач путем обеспечения независимого и синхронног о привода переднего и заднего валов отбора мощности; повышается экономичность работы трактора путем обеспечения возможности получения чисел оборотов валов отбора мощности, требуемых ГОСТом при работе двигателя трактора на разных , скоростных режимах. Кроме того, на одном тракторе класса 2 т тяги эконо мия составляет 540 кг топлива в год.
Формула изобретения
1, Коробка передач, содержащая первичный и -вторичньш валы, связанные соответственно с двигателем и движителями, валы привода отбора мощности, один из которых установлен с возможностью механического соединения с первичным валом коробки передач посредством шестерен и муфт, отличающаяся тем, что, с целью расширения функционахРьных возможностей и обеспечения экономичных режимов работы транспортного средства, первичный вал коробки передач выполнен составным в виде входной, выходной и первичной частей, а в коробке передач установлен промежуточньш вал с закрепленными на нем шестернями, одна из которых ; находится в зацеплен с шестерней, неподвижно установленной на связанной с двигателем входной части первичного вала, а другая - с шестерней, установленной с возмож- ностью вращения на выходной части первичного вала, связанного кинематически с вторичным Всшом коробки, причем эта шестерня связана с муфтой, расположенной между входной и выходной частями первичного вала для обеспечения их соед1шения между собой и соединения упомянутой связанной с муфтой шестерни, с выходной частью первичного вала, при этом на промежу- валу установлены с возможностью соединения с валом посредством муфты по крайней мере две разного диаметра шестерни, введенные в зацепление с шестернями, закрепленньсми на одном из валов отбора мощности, а каж дый вал отбора мощности имеет пару находящихся в зацеплениц шестерен, соединяемых с валом посредством муфты, причем одна из шестерен вала отбора мощности жестко связана с шесте ней, зацепленной с шестерней, установленной на вторичном валу коробки передач.
2. Коробка передач по п. 1, о т - личающаяся тем, что муфта, соединяидая входную и выходную части первичного вала, выполнена фрикционной.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1426860A1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2025303C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2026205C1 |
Способ повышения точности настройки системы отбора мощности транспортных средств и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1801801A1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРА | 1992 |
|
RU2021914C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Бесступенчатая коробка передач | 2023 |
|
RU2806843C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1539116A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям коробок передач, применяемых преимущественно на тракторах. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и обеспечение экономичных режимов работы транспортного средства. Это достигается путем обеспечения возможности независимого и синхронного соединения с трансмиссией валов отбора, предназначенных для работы различных навесных агрегатов. За счет обеспечения требуемых чисел оборотов валов отбора мощности при различных скоростях движения происходит экономичная работа транспортного средства. Конструктивно это достигается путем связи вторичного вала 13 коробки передач с валами отбора мощности. 1 ил.
Сельскохозяйственный трактор | 1981 |
|
SU931506A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1989-08-30—Публикация
1987-12-31—Подача