Фиг.1
31506
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах граничного и полусухого трения нри сна- зывании пластичной смазкой.
Цель изобретения - повышение эффективности процесса смазывания и расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг, 1-3 показано устройство для осуществления предлагаемого способа смазывания, варианты; на фиг,4 и 5 - то же, применительно к подшипнику скольжения, варианты; на фиг,6- то же, для подшипника качения; на фиг, 7 - то же, для подшипника скольжения с постоянной зоной контакта относительно вала.
Пара трения (фиг, 1-3) состоит из подвижного элемента 1 и неподвижного элемента 2, установленного в корпусе 3. В элементе 2 или корпусе 3 или одновременно в элементе и корпусе выполнена камера А. Пластичная смазка 5 расположена в камере, которая с помощью каналов 6 сообщена с зоной
7трения„ В элементе 2 установлены ге}1ераторы 8 бегущей волны микродеформации (например, в виде вставок из магнитострикционного или пьезоке- pai-u 4ecKoro материала).
Применительно к подшипн1жам -i.o жеиия устройство для осуществления предлагаемого способа смазывания (фиг, 4 и 5) включает вал Г и под- 111Ш1ииковую втулку 2 , установленную в корпусе 3, Камера 4 для пластичной смазки 5 может быть выполнена либо 13 толстостенной подшипниковой втулке 2 (фиг, 4), либо в корпусе 3, если п г.одш1т11иковсп-1 узле установлен тон- кос х емпый подшипниковый вкладьш 2 (фиг, 5). Камера 4 с помощью каналов 6 сообщена с 7 трении,
Применительно к подшипникам качения устройство для осуществления предлагаемого способа смазывания (фиг. 6) включает вал 1 , нарузкную обойму 2 , установленную в корпусе 3 тела качения и внутреннюю обойму,
8наружной обойме 2 выполнена камера 4 для пластичной смазки 5, которая с помощью каналов 6 сообщена с зоной 7 трения,
Примените/ ьно к подшипнику скольжения (фиг, 7) устройство содержит вал , втулку 2 подшипника скольжения, установленную в корпусе 3, в
0 5
5 0 5
0
котором выполнен ряд камер 4 (на фиг, 7 показано три камеры),которые ограничены в окружном направлении и расположены на равном расстоянии одна от другой. Камера 4, в которой размещена смазка 5, каналами 6 сообщена с зоной 7 третия.
Процесс смазывания нар трения пластичной смазкой происходит Следующим образом.
Пластичную смазку 5 помещают в камеру 4 до выхода ее из каналов 6 на поверхность 7 трения (фиг, 1-5), При работе пары трения часть смазки 5 из каналов 6 захватывается подвижным элементом 1 за счет сил вязкостного сцепления с ним и поступает в зону трения, где участвует в процессе фрикционного взаимоде 1ствия. Принудительная подпча микрообъемов смазки из камеры 4 и каналы 6 осуществляется приложением к ней бегущей волны микродеформации, генерируемой на гибкой диафрагме, выполненной в виде участка 9 (фиг, 1-6) элемента 2, ограниченной с одной стороны камерой 4, ас другой - зоной 7 трения. Генерирование бегущей волны микродеформации осуществляют при вклю- трчии генераторов 8, причем HanpaB - иие волны совпадает с направлением
меп .ения элемента 1, Поступление f азк . в 6 обусловлено тем, .iO камера А ограничена в направлении перемещения трущихся элементов, за счет чего и создается определенный подпор смазки. Процесс перемещения микрообъемов смазки по участку 9 под воздействием бегущей волны микродеформации в ней сходен с движением деталей по вибрационным загрузочным устройствам. Указанным образом процесс смазывания протекает до истощения запаса пластичной смазки 5 в камере 4,
Кроме этого, в качестве генератора бегущей волны микродеформации может быть использован процесс фрикционного взаимодействия трущихся элементов, что существенно упрощает осуществление предлагаемого способа, В парах трения скольжения источниками генерирования бегущих волн микродеформации служат: дискретный характер контактирования взаимодействующих поверхностей, наличие динамической составляющей в нагружающем усилии и влияние дефектов формы (волнистость.
5150
овальность, огранка), а в опорах качения к ним добавляется периодичност контактирования тел качения под нагрузкой.
При работе подшипника с неподвижным валом l (фиг. 7), постоянным н правлением нагружающего усилия и вра щя ощойся втулкой 2 зона 7 контакта )стоянна относителы о вала I и под ...: относительно втулки 2, Камеры 4 выпог-нены со следующими геометрическими соотношениями: ( )Ч где Cfpi - угловая длина полости в окружном направлении; Ц угловой шаг расположения полостей в окружном на- пряплении; 2(д - угол контакта. При вращении втулки 2 в зоне 7 контакта постоянно находится часть (или полностью) одной из камер 4 с пластичной смазкой и отсутствуют перерывы в поступлении пластичной смазки в зону трения.
Применение способа и устройств позволяет повысить эффективность процесса смазывания и , использования пластичной смазки, сократить количество смазки и расширить эксплуатационные возможности.
Формула изобретения
) . Спосс-о смазывания пар трения .ластичной смазкой, при котором смаз- ку помещают в камеру, сообщающуюся с зоной трения, и принудительно подают ее в зону трения бегущей волной деформации, прикладываемой к смазке, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения эффективности процесса смазывания, бегущую волну микродеформации генерируют на участке элемента пары трения, ограниченном с
одной стороны зоной трен1Ш, а с другой - упомянутой камерой.
2.Устройство для смазывания пар трения пластичной смазкой, содержащее смазываемый узел, включающий корпус и смазываемые элементы, камеру пластичной смазки и гибкую диафрагму, о тличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, камера образована в смазываемом узле, причем камера сообщена каналами с рабочими поверхностями смазываемых элементов и ограничена в направлении их перемещения, а гибкая диафрагма вьтолнена
в виде участка смазываемого элемента ограниченного с одной стороны камерой, а с другой - упомянутыми рабочими поверхностями,
3.Устройство по п. 2, отличающееся тем, что, с целью повьщ1ения эффективности процесса смазывания подшипниковых узлов с зоной контакта, постоянной относительно одного из смазываемых элементов, выполнен ряд камер, ограниченных в окружном направлении, при этом разност между шагом размещения камер и их размером в окружном направлении не превышает половины протяженности эоны контакта в упомянутом направлении.
4.Устройство по пп, 2 и 3, отличающееся тем, что, камер смазки образована в корпусе.
5.Устройство по по. 2 и 3, отличающееся тем, что камера смазки образована по меньшей мере в одном из смазываемых элементов.
6.Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что камера смазки образована корпусом и по меньшей мере одним из смазываемых элементов.
Ч
Фиг.1
futJ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для пластичной циркуляционной смазки | 1986 |
|
SU1428856A1 |
Устройство пластичной циркуляционной смазки | 1981 |
|
SU1008564A1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СМАЗКИ ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ И КОЛЕСНАЯ ПАРА С ИЗМЕНЯЕМОЙ ШИРИНОЙ КОЛЕИ | 2019 |
|
RU2758162C1 |
Устройство пластичной циркуляционной смазки | 1985 |
|
SU1255801A2 |
Сферический подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1548543A1 |
ОПОРА ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 2004 |
|
RU2265114C1 |
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ "ASB-4" | 2002 |
|
RU2216660C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ | 2005 |
|
RU2298502C1 |
ВЫСОКООБОРОТНЫЙ ТУРБОГЕНЕРАТОР С ПАРОВЫМ ПРИВОДОМ МАЛОЙ МОЩНОСТИ | 2014 |
|
RU2577678C1 |
ВТУЛКА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ "ASB-8" | 2002 |
|
RU2215916C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в парах трения, работающих в режимах граничного и полусухого трения при смазывании пластичной смазкой. Цель изобретения - повышение эффективности процесса смазывания и расширение эксплуатационных возможностей. Подача смазки в область трения между подвижным элементом 1 и неподвижным элементом 2, закрепленным в корпусе 3, осуществляется из камеры 4, заполненной смазкой 5, через каналы 6. Генерирование бегущей волны микродеформации осуществляют при включении генераторов 8, выполненных в виде вставок из магнитострикционного или пьезокерамического материала. Волна микродеформации возбуждается на гибкой диафрагме, выполненной в виде участка 9 неподвижного элемента. Эта волна способствует подаче смазки из камеры в каналы. Возможно выполнение камеры на подвижном элементе, корпусе или одновременно в обоих указанных элементах. Возможно образование нескольких камер в окружном направлении, при этом разность между шагом размещения камер и их размером в окружном направлении не превышает половины протяженности зоны контакта в упомянутом направлении. Камеры могут быть образованы в корпусе, одном из элементов или одновременно в корпусе и элементе. 2 с. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Фиг.
Put.6
ФигЛ
Устройство пластичной циркуляционной смазки | 1981 |
|
SU1008564A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-09-07—Публикация
1987-03-16—Подача