О1
00 О1 д
: Изобретение относится к машиностроению и может найти применение дл|1 соединения деталей, работающих в |у словиях знакопеременных нагрузок и Ьибрапии.
I Целью изобретения является повышение надежности стопорения.
На чертеже изображено резьбовое со|единение.
Самоконтрящаяся гайка 1 навинчивается на резьбовой стержень 2 для соединения пакета деталей 3. В гайке 1 выполнены дополнительные наклонные отверстия, например три« Отверстия выполнены в корпусе гайки в верхней его части с выходом в резьбовое от- :тие под углом с/ , для метрической резьбы этот угол составляет 60 , В данные отверстия установлены фик
саторы 4, имеющие в нижней своей части хвостовик 5, выполняющий роль упора в дно наклонного отверстия. На боковой поверхности фиксатора 4 имеется участок, например, с тремя насеч- кгми, выполненными методом пластической деформации. В корпусе гайки 1
ее стороны ее опорного торца выполнены выемки в виде отверстий 6 с за- хсдными фасками, соосных резьбовому отверстию гайки 1. В, верхней своей сти данные отверстия переходят в клонные отверстия,, В О1гверс.тия 6 ус тановлены опорные элементы в виде штифтов 7 со сферическими головками, выступающими за опорную поверхность йки 1. Кежду фиксаторами 4 и штиф- .ми 7 расположены компенсаторы 8, вьполненные из пластичного мате- рр;ала, например пластмассы, меди, , свинца, алюминия и других ма- тйриалов. Фиксаторы 4 выполнены с Bi Hтовыми канавками на торцах, рас- пс| ложенных со стороны резьбового от- в{Ьрстия корпуса гайки 1, являющимися пз|)одолжением резьбы корпуса гайки. При затяжке резьбового соедине- штифты 7 утапливаются внутрь кор ntca гайки 1 и пластически деформи- материал компенсаторов 8, по- с;|1едние воздействуют со стороны хвос тгрвиков 5 на фиксаторы 4. Фиксаторы П1Ьремещаются вверх и в условиях упру г пластических деформаций воздейст- на резьбу стержня 2 в верхней et .o части, чем обеспечивается стопо- рение гайки 1 со стержнем 2 в конеч- нЬтй момент затяжки соединения. Часть неиспользованной энергии и удельного
0
5
0
5
0
5
давления пластической деформации компенсатора 8 расходуется на работу пластической деформации под штифтом
7,Материал детали 3 пластически деформируется и заполняет некоторый объем, образованный заходной фаской отверстия под штифт 7.
Таким образом, при наличии минимального количества штифтов, фиксаторов равного трем (так как через три точки всегда можно провести плоскость) обеспечивается и центровка гайки 1 относительно резьбового стержня и ее самоконтровка в пределах уп- ругопластической и пластической деформации в зонах контакта фиксатора и штифта. Воздействие под углом о со стороны фиксаторов 4 на резьбовой стержень 2 значительно повьшает нагрузочную способность гайки, а вместе с этим надежность резьбового соединения.
Разборка соединений сопряжена с некоторыми трудностями - необходимо срезать пластически деформированный материал между штифтом и заходной фаской. При затруднениях демонтажа следует охладить гайку и стержень жидким азотом (если материалом компенсатора не является олово). При использовании белого олова в качестве материала компенсатора 8 данное соединение можно использовать как при обычных условиях, так и при пониженных температурах эксплуатации, так как скорость наибольшего роста участков серого олова находится в интервале температур от ЗО-ЗО С, при этом происходит резкое увеличение объема, достигающего 25% (переход от плотности 7,3 до 5,81 г/см). При переходе белого олова в состояние серого олова резко возрастает натяг в резьбе, чем и достигается повьщ1ение надежности стопорения при низких температурах, при этом надо учитывать объемную массу материала компенсатора
8,чтобы избыток не привел к разрушению соединения и к его чрезмерной деформации.
Повьшгёние надежности стопорения обеспечивается за счет одновременной фиксации гайки 1 как относительно резьбового стержня 2, так и относительно соединяемой детали. Формула изобретения
Самоконтрящаяся гайка, содержащая корпус с резьбовым отверстием, допол5.15
нительными отверстиями, переходящими в выемку, расположенную со стороны опорного торца гайки и соосную с резь бовым отверстием, и стопорное, устройство, в виде опорного элемента, размещенного в выемке и выступающего за опорный торец гайки, фиксаторов, расположенных в дополнительных отверстиях, и установленного между фиксаторами и опорным элементом компенсатора из пластичного материала, о т л и 185776
чающаяся тем, что, с целью повьппения надежности стопорения, выемка образована отверстиями, дополнительные отверстия выполнены наклонными с выходом в резьбовое отверстие, опорный элемент выполнен в виде штифтов, фиксаторы выполнены с винтовыми канавками на торцах, расположенных
10 со стороны резьбового отверстия, яв- ляюшимися продолжением резьбы корпуса гайки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стопорное устройство | 1987 |
|
SU1518576A1 |
Гайка | 1980 |
|
SU966343A1 |
Резьбовое соединение конструктивных элементов | 1990 |
|
SU1784759A1 |
Самостопорящаяся гайка | 1982 |
|
SU1084499A1 |
Стопорящееся резьбовое соединение | 2023 |
|
RU2802165C1 |
СТОПОРНАЯ ГАЙКА В.И. ЛЕБЕДЕВА | 2012 |
|
RU2497028C1 |
СТОПОРНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЛЯКОВА Н.В. | 1992 |
|
RU2040711C1 |
СБОРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 2006 |
|
RU2311992C1 |
ГАЙКА САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ | 2001 |
|
RU2197652C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ОТКРЫВАЮЩЕЙСЯ ДВЕРИ | 2022 |
|
RU2797177C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению гаек. Цель изобретения - повышение надежности. На опорном торце корпуса гайки 1 выполнены отверстия 6, параллельные резьбовому отверстию и соединенные с наклонными отверстиями, выходящими в резьбовое отверстие гайки. В наклонные отверстия установлены фиксаторы 4, а в отверстия 6 - штифты 7, выступающие за опорный торец гайки. Между фиксаторами 4 и штифтами 7 расположены компенсаторы 8 из пластичного материала. При завинчивании гайки штифты через компенсатор передают давление на фиксатор от соединяемой детали 3 к резьбовому стержню 2, чем и обеспечивается надежное стопорение. 1 ил.
СОСТАВНАЯ ГАЙКА | 0 |
|
SU349811A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-10-30—Публикация
1987-10-12—Подача