Изобретение относитсл к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления фрикционными элементами гидроподх-гимных муфт ступенчатой коробки передач, переключаемой без разрыва потока мощности в трансмиссии.
Целью изобретенил явллетсл повышение эффективности управления путем обеспечения следящего включения передач.
На фиг. 1 представлено устройство для управления фри сционными элемента
цевал канавка 18 золотника 16 сообщается радиальным 22 и осевым 23 налами с полостью 2 гидрораспределителя 6.
Золотник 15 размещен мегхду пружинами 25 и 2б, а золотник 1б - между пружинами 27 и 28. При этом пружина 26 упирается в подвижный плунжер 29, имеющий шток 30, а пружина 28 - в плунжер 31 со штоком 32. Оба штока 30 и 32 в исходном положении не касаются рычага 33 управления и кулачка . Фрикционные элементы муфты короб
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления фрикционными муфтами и бортовыми тормозами транспортного средства | 1990 |
|
SU1779625A1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1976 |
|
SU797920A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1019127A2 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Гидравлическое устройство управления коробкой передач с двумя сцеплениями транспортного средства | 1983 |
|
SU1184702A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Устройство управления многоступенчатой передачей транспортного средства | 1985 |
|
SU1341072A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатой коробкой передач, переключаемой без разрыва потока мощности в трансмиссии. Целью изобретения является повышение эффективности управления. Устройство содержит гидроцилиндры 1,2 фрикционных низшей и повышенной передач, связанные с гидрораспределителями 4,6. Золотники 15,16 гидрораспределителей 4,6 подпружинены, снабжены проточками 17,18, каналами 19,20,22,23 и кинематически связаны посредством штоков 30,32 с рычагом 33 переключения передач, снабженным кулачком 34. При переключении передач давление рабочей жидкости в полости 21, а следовательно, и усилия сжатия фрикционных элементов включаемой муфты возрастают по мере сжатия пружин 26,28, чем обеспечивается следящее включение передач. Кроме того, форма кулачка 34 подобрана так, что обеспечивается перекрытие включения передач. 4 ил.
ми в исходном положении рычага управ- 15 передач выключены.
Кольцевая канавка делителя 6 соединена сельным клапаном 35. распределителей ( и 6
дения и гидроцилиндров фрикционных муфт коробки передач; на фиг, 2 - то же, в положении начала включения фрикционной муфты низшей передачи при
Кольцевая канавка 9 гидрораспр делителя 6 соединена со сливным д сельным клапаном 35. Полости гидр распределителей ( и 6, в которых
.включенной фрикционной муфте повышен- рп мещены пружины 2б и 28, соединены
каналами 36 и 37 со сливом через нал 12.
НОИ передачи, соответствующей моменту начала трогания с места транспортной машины; на фиг. 3 - то же, при частично включенных фрикционных муфтах одновременно низшей и повышенной передач; на фиг. 4 - то же, при выключенной фрикционной муфте низшей передачи и полностью включенной фрикционной муфте повышенной передачи. Устройство состоит из гидроцилинд25
каналами 36 и 37 со сливом через канал 12.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии рычага 33 переключения передач (фиг, 1) што ки 30 и 32 подвижных плунжеров 29 и 31 соответственно находятся в крайнем правом положении, а золотники 15 и 16 пру)хинами соответственно 25, 2б
-г . - - -j.-,,. , . ,-, -jrt - f v-i-ii. Sj.)
ров 1 и 2 фрикционных муфт соответст и 27, 28 установлены в нейтральном
венно низшей и повышенной передач.положении. Рабочая жидкость от насо- Гидроцилиндр
1 соединен маслопроводом 3 с гидрораспределителем k низшей передачи, а гидроцилиндр 2 - маслопроводом 5 с гидрораспределителем 6 повышенной передачи транспортной машины. Тидрораспределители ( и 6 выполнены в виде цилиндров, на внутренних стенках которых проточены кольцевые канавки соответственно 7, 8 и 9, 10. Кольцевая канавка 7 гидрораспределителя соединена маслопроводом 11 с кольцевой канавкой 9 гид- рораспределителл 6, канавка 8 соединена с канавкой 10 маслопроводом 12.
Кольцевал канавка 7 подключена маслопроводом 13 к масляному насосу (не показан), а кольцевая канавка 10 подсоединена маслопроводом 1( к слио- ной магистрали (не показана) .
Золотник 15 гидрораспределителя | и золотник 1б гидрораспределителя 6 выполне ны оди наковыми и каждый имеет HQ своей наружной поверхности по кольцевой канавке 17 и 18 соответственно. Кольцевая канавка 17 золотника 15 через радиальный канал 19 и осевой 20 сообщается с полостью 21. Коль35
40
са (не показан) поступает на слив через дроссель 35. Гидроподжимные фрикционные муфты 1 и 2 выключены.
При трогании с места рычаг 33 перемещают вверх (фиг. 2); его кулачок перемещает шток 30 и сдвигает его вместе с подви)хным плунжером 29 влево. Плунжер 29 при этом сжимает пружину 2б, которая передвигает золотник 15 в сторону пружины 25 и дополнительно сжимает ее. Передвижение золотника 15 приводит к совмещению кольцевых проточек 7 и 17 гидрораспределителя h золотника 15 соответст венно, рабочая жидкость от насоса по напорной магистрали 13, кольцевым проточкам 7 и 17, радиальному 19 и осевому 20 каналам поступает в полость 21, затем по маслопроводу 3 в гидроцилиндр 1 фрикционной муфты низшей передачи. Фрикционная муфта низшей передачи включается.
Давление рабочей жидкости в по- 55 лости 21, а следовательно, и усилия сжатия фрикционных элементов включае мой муфты возрастают до тех пор (фиг. 2), пока будет увеличиваться
45
50
передач выключены.
Кольцевая канавка 9 гидрораспределителя 6 соединена со сливным дроссельным клапаном 35. Полости гидрораспределителей ( и 6, в которых размещены пружины 2б и 28, соединены
каналами 36 и 37 со сливом через канал 12.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии рычага 33 переключения передач (фиг, 1) што ки 30 и 32 подвижных плунжеров 29 и 31 соответственно находятся в крайнем правом положении, а золотники 15 и 16 пру)хинами соответственно 25, 2б
- f v-i-ii. Sj.)
и 27, 28 установлены в нейтральном
положении. Рабочая жидкость от насо-
5
0
са (не показан) поступает на слив через дроссель 35. Гидроподжимные фрикционные муфты 1 и 2 выключены.
При трогании с места рычаг 33 перемещают вверх (фиг. 2); его кулачок перемещает шток 30 и сдвигает его вместе с подви)хным плунжером 29 влево. Плунжер 29 при этом сжимает пружину 2б, которая передвигает золотник 15 в сторону пружины 25 и дополнительно сжимает ее. Передвижение золотника 15 приводит к совмещению кольцевых проточек 7 и 17 гидрораспределителя h золотника 15 соответственно, рабочая жидкость от насоса по напорной магистрали 13, кольцевым проточкам 7 и 17, радиальному 19 и осевому 20 каналам поступает в полость 21, затем по маслопроводу 3 в гидроцилиндр 1 фрикционной муфты низшей передачи. Фрикционная муфта низшей передачи включается.
Давление рабочей жидкости в по- 5 лости 21, а следовательно, и усилия сжатия фрикционных элементов включаемой муфты возрастают до тех пор (фиг. 2), пока будет увеличиваться
5
0
51
сила сжатия пру)хины 26 или пока давление в полости 21 не сраснпется с давлением жидкости в напорной магистрали 13. Как только прекратится перемещение рычага 33 включения передач и шток 30 займет крайнее левое положение под действием кулачка 3, нарастание даоленил D полости 21 прекращается, так как под действием избыточного давления рабочей жидкости в полости 21 и пружины 25 золотник перемещается вправо и занимает нейтральное положение. Муфта 1 полностью включается. Если в системе гидроцилиндр муфты 1 - маслопровод 3 наблюдаются утечки рабочей жидкости или последняя используется для смазки механизмов трансмиссии, то это приводит к некоторому снижению давления в полости 21. В этом случае золотник 15 перемещается влево и система пополняется соответствующим объемом рабоче жидкости, давление восстанавливается и поддерживается на заданном уровне. При просачивании рабочей жидкости через неплотности в полости гидрораспределителей, где размещены пружины 26 и 28, она через каналы и маслопроводы 36, 37, 12 и 1 направляется на слив.
Выключение передач осуществляется в обратной последовательности. Рычаг 33 перемещается вниз, кулачок З сходит со штока 30, подвижный плунжер 29 перемещается вправо, сжатие пружины 26 ослабевает, золотник 15 под действием избыточного давления рабочей жидкости, образовавшегося в полости 21 , перемещается вправо, рабочая ;(ид- кость из гидроцилиндра фрикционной муфты выдавливается через маслопровод 3, полость 21, каналы 20 и 19, кольцевые проточки 17 и 18 в маслопровод 12, а затем в канал 14 на слив. Параметры пружин 25 и 26 подобраны так, что при наличии давления в полости 21 и крайнем правом положении плунжера 29 штока 30 золотник 15 занимает положение, при котором полость гидроцилиндра муфты 1 соединяется со сливом. После слива рабочей жидкости зо- лотник устанавливается в нейтральное положение (фиг. 1). Муфта 1 выключается.
При переключении передач с низшей на высшую (фиг. 3) без разрыва потока мощности от двигателя до ведущих колес (движители) рычаг 33 перемещает
19
ся так, что скосы кулачка -3 занимают относительно штоков 30 и 32 такое положение, при котором сжатие пружины 26 уменьшается, а прух{ины 28 возрастает. Это вызывает соответственное снижение давления рабочей жидкости о гидроцилиндре муфты 1 и увеличение в гидроцилиндре муфты 2. Когда кулачок 3 t займет полох ение, показанное на фиг. t, то муфта 1 пониженной передачи полностью выключается, а муфта 2 включается. При переходе с высшей передачи на низшую процесс переключения аналогичен.
Степень включения или выключения фрикционных муфт определяется местом расположенил профиля кулачка рычага переключения передач на штоках подвижных плунжеров гидрораспределителей (обеспечивается следящая система управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт коробки передач). Темп включения гидроподоих(ных фрикционных муфт коробки передач при разгоне транспортной машины и переключении передач определяется скоростью перемещения рычага 33Формула из об р е т е н и п
2,Устройство по п. 1, о т л и - чающееся тем, что каждый из распределителей состоит из корпуса с доумя внутренними кольцевыми канавками, при этом первые одноименные канавки последовательно соединены меж/..Г . 5 2 Ш-P V /,
ШЬЫгггл
/А ----f --
| Т 7
L1--Д |
Т j,.K2S5 152
;// , - 111
2S - I J7 /5 .
5 3/ .г,.
3J
Авторы
Даты
1989-11-15—Публикация
1988-02-22—Подача