Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, переключаемым на ходу.
Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач (авт. св. СССР № 5266535, опублик. БИ 32 08.10.72 г.). которая содержит гидронасос, связанный нагнетательной магистралью с клапанами избирателя передач, и переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и связанное через устройство для кратковременной подпитки выключаемого фрикционного элемента с нагнетательной магистралью гидронасоса, при этом устройство подпитки выключаемого фрикционного элемента состоит из делителя потока с подпружиненными золотником, в торце которого выполнено дроссельное отверстие, сообщающее гидронасос с клапаном избирателя передач, и клапана подпитки, управляемого давлением в за- дроссельной полости золотника делителя потока и сообщающего магистраль через переключающее устройство с выключаемым фрикционным элементом.
Недостаток известной системы заключается в том, что давление сжатия фрикционов обеспечивается при постоянной работе гидронасоса под нагрузкой. Поддержка давления в гидросистеме управления обеспечивается переливным клапаном, который дросселирует рабочую жидкость под высоким давлением в бак. Это требует существенных дополнительных затрат мощности двигателя транспортного средства, приводит к нагреву жидкости и к необходимости использовать специальные устройства для ее охлаждения.
Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач (1. Никонов Н.Н. Трактор К-700. Учебное пособие для сельских проф.- техн. училищ. Изд. 2-е испр. и д оп, М: Высш. школа, 1971, с. 148-167. 2. Ксеневич И.П. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. - Учебники и учеб, пособия для подгот. с.-х. кадров массовых профессий. - М.: Агропромиздат, 1986, с. 66-70), содержащая гидронасос, фильтрующий элемент, устройство, регулирующее давление, распределитель и исполнительный механизм.
Указанная выше система не исключает недостатков, приведенных ранее.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является система трансмиссии трактора с переключением передач под нагрузкой, содержащая объемный насос, связанный через гидрораспределитель с
гидроцилиндром (бустером) включаемой передачи, переливной гидроклапан, гидроаккумулятор, гидродроссель, гидроклэпан переключения, фильтр и предохранитель- ный клапан.
Описанному выше устройству присущи также указанные недостатки, т.е. низкий КПД привода вспомогательного оборудования. Однако наличие гидроаккумулятора по- 0 зволяет уменьшить пульсации давления при переключении передач в коробке, т.е. стабилизировать момент сопротивления привода насоса,
Цель изобретения - повышение КПД ко- 5 робки передач за счет снижения энергетических затрат двигателя на привод гидронасоса системы управления.
Поставленная цель достигается тем, что система снабжена дросселем, а также уста- 0 новленными параллельно в нагнетательной магистрали гидронасоса между фильтром и распределителем запорным клапаном и автоматом разгрузки гидронасоса, включающим корпус с размещенным в нем соосно 5 запорный подпружиненный клапан и подпружиненный поршень, шток которого выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным клапаном, при этом пружинная полость клапана сообщена с нагне- 0 тательной магистралью гидронасоса, полость между клапаном и поршнем сообщена со сливом и поршневая полость через дроссель сообщена с распределителем.
Указанные отличительные признаки 5 обеспечивают повышение КПД коробки передач, отключая на период наличие в бустере давления в заданном диапазоне привод насоса. В результате достигается положительный эффект в сравнении с известными. 0 На чертеже представлена схема гидросистемы в установившемся режиме при включенной передаче.
Предлагаемая гидравлическая система. приводимая от двигателя 1, через муфту 2 и 5 шестерни первичного вала 3, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала 4, а через шестерню 5 соединена с источником давления - гидронасосом 6, содержит предохранительный клапан 0 7, фильтр 8, автомат разгрузки 9. запорный клапан 10, переключающее устройство 11, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями (не показано) и соединенное с гидроаккумулятором 12, гидроцилиндры 5 13 и 14, воздействующие на муфты 15 и 16, установленные с шестернями на вторичном валу 4, при переключении передач гидрораспределителем 17, гидробак 18, заборный фильтр 19. В сливной магистрали гидрораспределителя 17 установлен дроссель 20. Автомат разгрузки 9 включает корпус 21, связанный с нагнетательной магистралью также дросселем 22, запорный подпружиненный клапан 23 и подпружи- ченный поршень 24. Шток 25 поршня 24 выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным клапаном 23. Крутящий момент снимается со вторичного вала 4 устройством 26.
Предлагаемая гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач работает следующим образом.
Двигатель 1 через муфту 2 и шестерни 5 приводит в действие гидронасос 6, который создает в нагнетательной магистрали давление, определяемое соотношением площади 24 и перепускного клапана 23 устоойстяа автоматической розгрузки 9. Жидкость, подаваемая насосом, проходит через фильтр 8. открывает запорный кляпам 10 и гидро- распределителем 17 будет направление к гидроцилиндру 14,а от гидроцилиндра 13 на слив.
В результате этого давление в гидроци- линдре 14 будет увеличиваться, а в гидроцилиндре 13 уменьшаться. Причем за сиет наличия дросселя 20, а также подпитки от гидроаккумулятора 12 понижение давления жидкости происходит довольно плавно, так что наступает момент, когда давление в гидроцилиндре 13 будет равно давлению в цилиндре 14. При дальнейшем уменьшении давления в гидроцилиндре 13 срабатывает клапан переключающего устройства 11, пе- реключая гидроаккумулятор 12 от гидроцилиндра 13 к гидроцилиндру 14. т.е. на его зарядку от насоса. При этом давление в гидроцилиндре быстро уменьшается, а з гидроцилиндре 14 плавно увеличивается до номинального установившегося значения. С повышением в системе давления до рабочего значения поршень 24 под действием жидкости, поступающей через дроссель 22. будет перемешаться влево и своим штоком сместит клапан 23. Нагнетательная магистраль соединится со сливной, давление на выходе из насоса снизится практически до нуля. Система управления при этом запорным клапаном 10 отсоединяется от насоса.
Поршень 24 и клапан 23 будут находиться в положении, соответствующем режиму холостого хода насоса до тех пор, пока за счет утечек давление в системе управления не снизится до значения, при котором пружины клапана 23 и поршня 24 не смогут переместить поршень 23 вправо, закрыв клапан 23 и вновь переведут насос на рабочий режим.
Таким образом, в предлагаемой гидравлической системе управления фрикционными элементами коробки передач осуществляется периодическое переключение гидронасоса на режим холостого хода, что резко понижает температуру жидкости в гидравлической системе, снижает энергетические затраты двигателя, позволяет упростить до минимума систему охлаждения, повысить КПД коробки передач.
Формула изобретения Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач, содержащая источник давления рабочей жидкости, сообщенный нагнетательной магистралью через фильтрующий элемент с гидрораспределителем и переключающим устройством, выполненным в виде клапанов с гидроаккумулятором для кратковременной подпитки выключенного фрикционного элемента, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД коробки передач за счетснижения энергетических затрат двигателя на привод гидронасоса системы управления, она снабжена дросселем, а также установленными параллельно в нагнетательной магистрали гидронасоса между фильтром и распределителем запорным клапаном и автоматом разгрузки гидронасоса, включающим корпусе размещенным в нем соосно запорный подпружиненный клапан и подпружиненный поршень, шток которого выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным клапаном, при этом пружинная полость клапана сообщена с нагнетательной магистралью гидронасоса, полость между клапаном и поршнем сообщена со сливом и поршневая полость через дроссель сообщена с распределителем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1098837A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1973 |
|
SU526535A1 |
Гидравлический механизм перемещения угольного комбайна | 1984 |
|
SU1162966A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
Гидравлическая система управления функциональными элементами коробки передач | 1988 |
|
SU1676851A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Способ переключения с высшей ступени коробки передач и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1276530A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Гидравлический механизм перемещения угольного комбайна | 1977 |
|
SU746109A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения заключается в повышении КПД коробки передач с гидроподжимными муфтами. Гид10.25 равлическая система, получаемая энергию от двигателя 1 с помощью гидронасоса 6, содержит предохранительный клапан 7, фильтр 8. автомат разгрузки 9. запорный клапан 10, переключающее устройство 11. выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями и соединенное с гидроаккуму- лятором 12, гидроцилиндры 13 и 14. воздействующие на муфты 15 и 16, установленные с шестернями на вторичном валу 4, при переключении передач гидрораспределителем 17, гидробак 18, заборный фильтр 19. Автомат разгрузки 9, связанный с нагнетательной магистралью дросселем 21, состоит из запорного подпружиненного клапана 23 и подпружиненного поршня 24. 1 ил. сл
Лебедев А.Т | |||
Гидропневматические приводы тракторных агрегатов | |||
М.: Машиностроение, 1982 | |||
с | |||
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1990-08-01—Подача