Фрикционная муфта Советский патент 1983 года по МПК F16D25/63 

Описание патента на изобретение SU1019127A2

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области авто мобильного и тракторного машииострое ния, и может быть использовано там, где применяются коробки передач с пе реключением при помощи фрикционных муфг. По основному авт. св. № 60РЗ 2 из вестна фрикционная муфта, содержащая две муфты с гидравлическим включением, установленные в едином корпусе, и установленного на периферии корпу са клапана управления муфтами, выполненного в виде основного и подпру ж.иненного дополнительного двухпояско вых золотников, расположенных в обще корпусе, золотники связаны| между собой и с соответствующими муфтйми четырьмя каналами подвода и слива жидкости. Устройство улучшает плавность переключения, так как при пере ключении с низшей передачи на высшую подпружиненный двухпоясковый золот ник открывает слив из полости гидроцилиндра муфты низшей передачи тольк после повышения давлен вполости гидроцилиндра муфты высшей передачи 1,. Недостатком этой конструкции является низкая стаб11льность работы, так как в процессе наполнения полости гидроцилиндра муфты высшей переда чи, полость гидроцилиндра муфты низшей передачи отсоединена от канала подвода и перекрыта пояском дополнительного подпружиненного золотника клапана управления, поэтому скорость Падения давления в ней будет определяться зазорами между поясками эолотНИКОВ и корпусом. Поскольку приоащение объема, идущего на сжатие жидкости, незначительно, то небольшая утечка в зазорах при ведет к быстрому спаду давления в гидроцилйндре муфты низшей передачи, в то время как процесс наполнения подлости гидроцилиндра муфты высшей передачи является более длительным. . Таким образом, величина перекрытия будет не стабильной и может оказаться недостаточной, что приведет к снижению плавности переключенр1я передач и увеличению динамических нагрузок. : Мелью изобретения является улуч:шение .эксплуатационных характеристик за счет снижения динамических нагрузок при переключении. Поставленная цель достигается тем; .что в фрикционной муфте на пояске двухпояскового золотника дополнительного клапана со стороны его пружины выполнено центральное глухое отверстие, а на другом пояске - выполнены параллельно оси сквозные отверстия, соединяющие торцы этого пояска, кольцевая канавка и радиальное отверстие, соединяющие кольцевую канавку и центральное глухое отверстие. На фиг.1 изображена фрикционная муфта, продольный разрез; на фиг.2 клапан управления при выключенных муфтах, разрез (нейтральное положение фрикционной муфты); на фиг.3 тоже, при включении Первой муфты; на фиг, и 5 - ,то же, при включении второй муфты; на фиг.6 - то же, после включения правой муфты. Фрикционная муфта состоит из двух дисковых Муфт с гидравлическим Bicn чением, размещенных в одном корпусе 1 и разделенных друг от друга перегородкой корпуса. Корпус 1 закреплен на валу 2 гидромеханической передачи. Ведомая полумуфта первой дисковой муфты 3 может быть соединена с низшей передачей коробки передач, т.е. с передачей с большей редукцией, а ведомая полумуфта второй дисковой муфты k может быть соединена с выешей передачей коробки передач, т.е. с передачей с меньшей редукцией. Диски 5 названных муфт соединены шлицевыми соединениями с ведомыми и ведущими частями. Каждая из дисковых муфт имеет гидроцилиндры с рабочими полостями 6 и 7, связанными через канал 8, клапаны 9 управления сгидравлической системой и со сливом. Клапаны 9 управления установлены на внешней поверхности корпуса 1 и соединены через основной двухпоясковый золотник 10 и рычаг 11, установленный на опоре 12 и подпружиненный пруЖИНОЙ 13, с соленоидами 1 и 15 включения первой и второй муфт. Двухпоясковый золотник 10 выполнен с поисками 16 и 17, а в корпусе клапана управления 9 выполнены четыре канала - канал 18 слива, выходной канал 19 к дисковой муфте 3 входной канал 20, соединенный с каналом 8, и выходной канал 21 к дисковой муфте . В клапан.5 управления входит также дополнительный двухпоясковый золотник с поясками 22 и 23 и тремя каналами каналом 2 слива, выходным каналом 25 и выходным каналом 26. Каналы основного и дополнительного золотника, кроме вхсдиргр канала 20, соединены .между собой и с рабочими полостями 6 и 7 дисковых пуфт. В левый торец дополнительнрго золотника упирается пружина 27 а в крышке 28 предусмотрено отверстие 29 для слива жидкости. На пояске 23 дополнительного под: пружиненного золотника выполнена крльцев.ая проточка 30«соединенная радиаль.ным отверстием 31 с централоным глухим отверстием 32, выполненным по оси этого золотника и выходящим на его подпружиненный левый торец, а торцевые плоскости пояска 23 соединены . сквозными отверстиями 33f выполненными параллельно оси золотника. Фрикционная муфт работает следую щим образом. / При выключении обоих муфт рычаг 1 под действием пружины 13 устанавливает двухпоясковый золотник 10 клапана 9 управления в нейтральное поло жение (фиг.2), при котором линия гтрд аода масла под да&лением через входной канал 20 перекрыта пояском 17 двухпряскового золотника 10. При это полость включения перЬой муфты соеди нена со сливом через каналы 19,1& и 2 слива и отверстие 29, а полость включения еторой муфты - через выход ной канал 21 и открытую часть отверс тия под двухпоясковый золотник 10. При включении соленоида 14 рычаг 11, пбвррачиваясь вокруг опоры 12, перемещает управляемый двухпоясковый золотник 10 управления в положение , при котором его поясок 17 устанавливается между входным каналом 20 и выходным каналом 21, а поясок 16 между каналами 18 и 19 слиvBa (фиг.З). Линия подвода масла под давлением соединяется черед вхрдной .канал 20 и выходнрй канал 19 с рабочей полостью. 6 гидроцилиндра первой муфты, а линия слива отделяется от еыходногр канала 19/пояском f6 двухпояскового золотника 10. Рабочая полость включения второй муфт« попрежнему соединена со сливом через выходной канал 21. Включена только первая муфта 3. При включении соленоид 15 рычаг 11, поворачиваясь вокруг опоры 12, перемещает двухпрясковый золотник 10 клапана 9 управления в положение, при котором его поясок 17 устанавливается между выходным каналом 21 и правым пгорцем корпуса золотника, а поясок 16 101 27 перекрывает выходной канал 19 (фиг.4). Линия подвода масла под давлением соединяется через входной канал 20 и выходной канал 21 с рабочей полосты) гидроцилиндра второй муфты, а заполненная под давлением жидкостью рабочая полость гидроцилиндра первой муфты изолируется поясками 16 и 22 зовет нмков от линий нагнетания и слива. : Происходит заполнение полости гидроцилиндра второй муфты и |гадение дав- , ления в полости гидроцилиндра первой муфты из-за утечек в сопряжениях поясков 16 и 22 золотников с корпусом, Одновременно с заполнением полости, гидроцилиндра второй муфты заполняется выходной канал 2б и через сквозные тверстия 33 заполняется полость меж-: ду поясками 22 и 23 дополнихельного золотника. С повышением давления в полости второй муфты и выходном 26, подпружиненный золотник под действием давления на торец его пояска 23 сместится, преодолев усилив пружины 27,В результате чего выходной канал 19 полости первой муфты через выходной канал 25, сквозные отверстия 33 в пояс«е 23 золотника и выходной канал 26 будет соединен с выходным каналом 21 полости второй муфть и входным каналом 20 линии подвода давления (фиг.5). В результате этого будет происходить выравнивание давлений в выходных каналах 19 и 21 и в рабочих по- . лостях 6, 7 гидроцилиндров обеих муфт. Когда давление в полости гидроцилиндра второй муфты и выходнрм канале 26 поднимется до определенной величины, создающей усилие на торец пояска 23 дополнительного золотника, необходимое для полного сжатия пружины 27, этот зРлотник переместится в крайнее левое положение и проточка 30 на его пояске 23совместится с выходным каналом 25 дополнительного золотника. С этого момента рабочзя полость 6 гидроцилиндра первой муфты через выходнью каналы 19 и 25 проточку 30 и радиальное отверстие 31 и центральное, глухое отверстие 32 (фиг.6) соединится с полостью прд, левым торцемподпружиненного дополнительного золотника, которая соединена со сливным отверстием 29 в крыш « 28. Давление в рабочей полости 6 ги :цюцилиндра пеовой муфты падает и освобождается от рабочей жидкое|она о и. Т« Таким образом, первая дисковая муфта от.клочается после включения второй дисковой муфты k. .Переключение происходит с гарантированным перекрытием. При возврате двухпояскового золотника 10 в положение включения первой муфты (фиг.З) выходной канал 21 сообщается со сливом и быстро падает давление в рабочей полости гидроцилинд ра второй муфты и в выходном канале 26, в результате чего дополнительный подпружиненный золотник под действием пружины 27 перемещается в крайнее правое положение и своим пояском 22 nepeKpfbBaeT выходной канал 25 соединекныйоС выходным каналом 19 рабочей полости б гидроцилиндра первой муфты, в который из входного канала 20 подается давление жидкости. Снова вклюхчена первая муфта, но без перекрытия 20 миссии. передач, так как давление в полости гидроцилиндра второй муфты в выходном канале 21 падгют бьютрей, чем заполнится полость гидроцилйндра: первой муфты через выходной канал 19, Таким образом, переключение с ниашей передачи на высшую происходит с гарантированным стабильным перекрытием, а с высшей на низшую - с ЗАданным временем разрыва потока мощности. Использование изобретения лозволяет улучшить эксплуатационные характеристики , так как повысится стабильность и плавность переключения передач, снизятся динамические нагрузки при переключении передач, что приводит к повышению надежности и долгоёечности фрикционной муфты и транс

Похожие патенты SU1019127A2

название год авторы номер документа
Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением 1983
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1208359A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1984
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1220944A1
Фрикционная муфта 1976
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Ильинский Евгений Викторович
  • Дзядык Михаил Николаевич
SU600342A1
Гидравлическая система управления трансмиссией транспортного средства 1982
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1049278A1
Пропорциональный электрогидравлический механизм управления фрикционами гидромеханической передачи мобильной машины 2018
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Горбатенко Николай Николаевич
  • Савицкий Виктор Сергеевич
  • Пузанова Ольга Владимировна
  • Плякин Роман Владимирович
  • Региня Владимир Владиславович
  • Шишко Сергей Александрович
  • Терешонок Сергей Михайлович
RU2690542C1
Регулятор расхода жидкости 1982
  • Соболевский Александр Иванович
  • Столбов Леонид Сиднеевич
  • Рондин Семен Наумович
  • Дегтярев Юрий Феогнеевич
SU1113784A1
Фрикционная муфта 1978
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Шевалье Виктор Егорович
  • Архипов Александр Иванович
SU767428A1
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЕМ 2010
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Горбатенко Николай Николаевич
  • Дычкин Иван Михайлович
  • Плякин Роман Владимирович
  • Курстак Владислав Иосифович
  • Пузанова Ольга Владимировна
  • Егоров Александр Николаевич
  • Региня Владимир Владиславович
  • Терешонок Сергей Михайлович
RU2459982C2
Гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства 1982
  • Ксендзов Вячеслав Никитович
SU1057338A1
Фрикционная муфта 1978
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Архипов Александр Иванович
SU796531A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 019 127 A2

Реферат патента 1983 года Фрикционная муфта

Формула изобретения SU 1 019 127 A2

2 222$

16 W Ю 1720 21 Фиа.

.

ФигЛ

Ш

,,-К.

Ж

.S

W.

.6

SU 1 019 127 A2

Авторы

Лифшиц Георгий Исаакович

Даты

1983-05-23Публикация

1981-10-29Подача