(6)07.02.92. Бюл. № 5
(21)i l875 t9/n
(22)28.01.87
(72)В.С.Костанбаев
(53)629.113..2:677.755(088.8)
(56)Патент Франции f 2322619, кл. А 62 В 35/00, 1977.
(5М АВАРИЙНО-ЗАПИРАЩЕЕСЯ ВТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Изобретение относится к оборудо- ванию летательных аппаратов, а именно к аварийной модификации привязных ремней транспортного средства. Цель - улумшеьп е эксплуатационных характеристик устройства путем снижения усилия вытягивания ремня и снижение трения ремня. Устройство состоит из корпуса 1, установленной на нем катушки 2 с ремнем 3 и механизма запирания, включающего вал с торцовыми ребрами, вынесеннь1ми за поперечный габарит ремня, и вал 5 с торИзобретение относится к оборудованию летательнь1х аппаратов (ЛА) , а . именно к аварийной модификации при- вя-зных ремней, и может быть использовано также на других транспортных средствах.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик устройства путем снижения усилия вытягивания ремня и снижение тре.ния ремня.
Нз фиг. ) изображено устройство 8 штатном состоянии, абщк1Й вид; на фиг. 2 - расположение валов в вариаид.
цовыми ребрами, противостоящими тоо- цовым ребрам вала к Вал 5 установлен с возможностью вращения в ползунах 6, обжимаемых в направлении оа- ла 4 пружинами 7. Кроме того, устройство содержит управляющий механизм, состоящий из опорных элементов 8 и 9 с внутренней конической поверхностью, прижимной пружин. 10 и шарика 11 между опорными элементами 8 и 9. Если перегрузки достигают величин срабатывания управля1гщего механизма, шарик 11 смещается, поворачивает опорный элемент. 9 и стопорит конец ремня 3, другой конец ремня, вытягиваясь, преодолевает усилие пружин 7 и перемещает вал 5 по направлению к валу .; В результате :этого торцовые ребра вала 5 ориентируются на поверхности торцовы ребер вала i, а ремень зажимается .ежду валами f и 5, eм и обеспе .ивается его фиксация. 3 з.п. ф-лы, ил.
те с вращающимся первым валом; на фиг. 3 - устройство после срабатывания механизма запирания, общий вид.
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства состоит из корпуса 1, установленной но корпусе 1 катушки 2 с ремнем 3 и механизма запирания из двух последовательно установленных элементов: еалл ч с ч.- щовыми ребрами, вынесенными за поперечный габарит ремня, и оала 5 с торцовыми ребрами, противостоящими торцовым ребрам вола . Зал 5 yi-fri«
С
с:
вгЫ
fcl Р Р
р:) Crs
i4
мовлен с возможностью врзщенил в ползуна). 6, размещенных в направляющих Kopriyca 1 для обеспечения возможности перемещения вала 5 по направлению к валу . Ползуны 6 отжимаются в направлении от первого вала пружинами 7. Торцовые ребра вала 5 выполнены в форме равностороннего треугольника, а противостоящие им ребра вала i имеют опорную поверхность, обращенную к валу 5. Установка вала 5 Б отжатом от вала 4 положении осуществлена таким образом, чтобы мекду окружностью.
7. а , 152 «35 л
величин срабатывания управляющего механизма, шарик 11 смещается относительно внутренних конических поверх- ностей опорных элементов 8 и 9. При этом опорный элемент 9 поворачивается, его фиксирующий выступ входит в зубчатую насечку на ребре катушки .2 и таким образом стопорит конец ремня 3, намотанный на катушку 2. Другой конец ремня 3 подсоединенный к объекту стопорения, вытягиваясь, пре- одо/1езает усилие пружин 7 и перемещает вал 5 по направланию к валу .
описывающей треугольник торцового реб-| с В процессе этого перемещения торцо- ра вала 5, и опорной поверхностью ребер вала 4 имелся рабочий зазор Si .
В другом варианте исполнения устройства аал k установлен в корпусе 1 с возможностью вращения, его торцо- , вые. ребра также выполнены в форме разностороннего треугольника. В этом
20
вые ребра какой-либо из сторон треугольника ориентируются вдоль опорной поверхности торцовых ребер вала , а ремень 3 зажимается между ва лами Ц и , Взаимная опора плоскостей торцовых ребер валов и 5 обеспечивает фиксацию вала 5 от вращения Во втором варианте обеспечивается фиксация от вращения валов и 5. Все это обеспечивает функционировани механизма запирания по схеме самозатягивающейся пряжки.
случае рабочий зазор 5j выполнен между окружностями, описывающими треугольники противостоящих торцовыхЧ ре- бер валоа l и 5 (см. фиг. 2).
Управляющий механизм устройства сое эит из опорного элемента 8 с внутренней конической поверхностью, неподвижно закрепленного на корпусе 1, опорного элемента 9 с внутренней конической поверхностью, установленного С возможностью поворота, прижим- ной пружины 10, подсоединенной к опорному элементу 9, и расположенного между опорными поверхностями 8 и 9 ширика 11. На ребре катушки 2 выполнена зубчатая насечка, а на опорном элементе 9, против этого ребрэ катушки, установлен фиксирующий выступ,
Устройство работает следуюи4ми образом.- .
В штатной ситуации, когда перегрузки, действующие на ЛА, не достигают величин срабатывания управляю- щаго механизма, опорный, элене.чт отжат пружиной и его фиксирующий выступ не контактирует с зубчатой насечкой -катушки 2. В .этом случае при необходимости вытягивания свободного конца ремня 3 катушка 2 и вал 5 сзободно вращаются и не препятствуют движению ремня. Ползуны 6 при этом находятся в отжатом от вала положении. Во отором варианте устройства а штатной ситуации свободно вращаются катушка 2 и валы i и 5.
В аварийной ситуации, когда перегрузки, действующие на ЛА, достигают
с В процессе этого перемещения торцо-
0
0
5
5
5
5
0
вые ребра какой-либо из сторон треугольника ориентируются вдоль опорной поверхности торцовых ребер вала , а ремень 3 зажимается между валами Ц и , Взаимная опора плоскостей торцовых ребер валов и 5 обеспечивает фиксацию вала 5 от вращения. Во втором варианте обеспечивается фиксация от вращения валов и 5. Все это обеспечивает функционирование механизма запирания по схеме самозатягивающейся пряжки.
в предлагаемой конструкции масса катушки 2 и фиксирующих ее от вращения элементов может быть выполнена минимальной, поскольку их прочность рассчитывается только на усилие, равное усилию пружин 7. Это обеспечивает малую массу устройства.
Установленный с возможностью вращения вал 5, который полностью охватывается ремнем 3, не создает трения о вал. Во втором варианте то же относит- ., ся и к валу . За счет этого по сравнению с прототипом снинсается усилие вытягивания ремня.
Формула изобретения
снижения усилил вытягивания ремня, первый и второй элементы механизма
запирания пыполнены в аиде валов с противостоящими торцо&ыми ребрами, вынесенными за поперечный габарит ремня, причем второй вал установлен с возможностью вращения и. фиксации при взаимодействии противостоящих торцовых ребер валов и подпружинен в нлпровлении от первого вапа цля обеспечения рабочего зазора между ними. 2, Устройство по п. 1, о т л и- ч а ю,щ е е с я тем, что торцовые ребра второго вала выполнены в виде разностороннего многогранника, а противостоящие торцовые ребра первого Bcjna имеют ответную опорную поаерх- ность, причем рабочий зазор равен рас
стоянию между этой опорной поверхностью и окружностью, описывэю(1(ей многогранник торцового ребро второго вала.
k. Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что управляю(ций механизм выполнен в виде механизма стопорения катушки.
5
10
Фиг. 2
Фиг.З
VV ;j
Авторы
Даты
1992-02-07—Публикация
1987-01-28—Подача