Изобретение относится к обучающим устройствам и может найти применение для тренировки радиотелеграфистов обнаружению радиотелеграфных сигналов на фоне помех.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей та счет обеспечения обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе в условиях помех.
На чертеже изображена структурно- электрическая схема устройства.
Устройство содержит Формирователь 1 кода Морзе, блок 2 формирования звуковых сигналов, генератор 3 помех, регулируемый аттенюатор 4, блок 5 анализа ответов, блок 6 выделения паузы, блок 7 определения сигнала, счетчик 8 числа ошибок, счетчик 9 импульсов и блок 10 индикации, при этом формирователь 1 кода Морзе содержит распределитель 11, переключатели 12, шифратор 13, регистр 14 памяти, генератор 15 тактовых импульсов, первый 16 и второй 17 элементы задержки, , элемент ИЛИ 18, элемент ИЛИ-НЕ 19 и элемент 20 запрета, блок 2 Формирова- ния звуковых сигналов содержит генератор 21 звуковой частоты, ключ 22, элемент 23 задержки, первый 24 и второй 25 усилители и первый 26 и второй 27 головные телефоны, регулируемый аттенюатор 4 содержит сдвигающий регистр 28, ключи 29, удлинители 30, первый 31 и второй 32 элементы ИЛИ и элемент 33 задержки, блок 5 анализа ответов содержит первый 34 и второй 35 регистры, сумматор 36 по модулю два, генератор 37 тактовых импульсов, первый 38 и второй 39 элементы ИЛИ, триггер 40 и элемент 41 И, блок 6 выделения паузы содержит инвертор 42, одновибратор 43, элемент И 44, Формирователь 45 одиночных импульсов и элемент 46 задержки, блок 7 ввода ответных действий сотержит клавиатурный
5
0
0
5
5
0
0
5
датчик 47 кода Морзе и кнопку 48 Пуск, а счетчики 8 и 9 содержат счетчики 49 и 50, элементы 51 и 52 задержки и элементы ИЛИ 53 и 54.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно переключатели 12 устанавливают знаки (буквы, цифры), которые обучаемый должен научиться различать на Фоне помехи.
Включают питание. Счетчики 49 и 50, регистры 28, 34 и 35 и распределитель 11 устанавливаются в исходное положение. Включаются генераторы 3, Ib и 21. Устройство готово к работе.
Обучаемый нажимает кнопку 48 Пуск. Импульс с ее выхода поступает на первый вход регистра 28, соединенный через элемент ИЛИ 32 с вторым его входом, записав единицу в первом разряде.чЕдиничный потенциал с выхода первого разряда регистра 28 обеспечит прохождение помехи с выхода генератора 3 через ключ 29, удлинитель 30 (имеющий максимальное затухание) и элемент ИЛИ 31 на вторые входы усилителей 24 и 25 и высветит на блоке 10 цифру, указывающую на соотношение сигнал-помеха, при котором оператор должен различить звуковой образ знака кода Морзе, в данном случае 2,0 - помеха минимальна.
Одновременно импульс с выхода кнопки 48 Пуск через элемент ИЛИ 18 поступает на входы элемента 16 задержки и распределителя 11, вызвав появление на первом выходе последнего логической единицы, которая подается через переключатель 12 на соответствующий вход шифратора 13, обеспечив на его выходе Формирование знака кода Морзе в виде двоичного Нормализованного числа, в котором точка соответствует I тире - 111, a пауза между элементами знака - О. Импульс с выхода элемента 16 поступи
ет на первый вход регистра 14, осу- шествив перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 17 задержки, поступает на второй вход регистра 14, обеспечив параллельную запись двоичного Аорма- лизованного числа с выходов шлсЬрато- ра 13 через четвертые входы в регистр
14.Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 15 на третий вход регистра 14, производят выдвижение знака, записанного в нем.
Кодовая комбинация знака с последнего выхода регистра 14 поступает на первый вход ключа 22, обеспечив появление тональной с генератора 21 на выходе ключа 22, и на первый вход регистра 35 блока 5, на второй вход которого через элемент ИЛИ 39 подаются тактовые импульсы с второго выхода формирователя 1, так кал нулевой потенциал с выхода элемента 19, поданный на управляющий вход элемента 20, обеспечит прохождение через него тактовых импульсов с выхода генератора
15,которые запишут в регистр 35 кодовую комбинацию знака, предъявленного оператору.
С выхода ключа 22 звуковой образ знака кода 1 орзе поступает непосредственно на первый вход усилителя 25 и через элемент 23 задержки на первый вход усилителя 24. На выходах ; усилителей 24 и 25 появятся звуковые образы сигнал + помехч, которые подаются на головные телефоны 26 и 27. На телефон 27 сигнал поступит с задержкой.
Обучаемый, прослушав предъявленный звуковой образ сигнал + помеха, опознает в нем сигнал (знак кода Морзе) и нажимает соответствующую клавишу на датчике 47.
Если обучаемый правильно воспроизвел знак, то кодовая комбинация знака с первого выхода датчика 47, поступившая на первый вход регистра 34, на второй вход которого подаются через элемент И 41 и элемент ИЛИ 38 тактовые импульсы второго выхода датчика 47, запишется в регистр 34. Кодовая комбинация, поступившая в блок 6, по окончании знака вызовет появление одиночного импульса на его выходе, который перебросит триггер 40 блока 5 в нулевое положение и поступит в счетчик 50, зафиксировав ответ на предъявленный знак, в Аормнрова10
15
20
52376
тель 1, обеспечив подачу очередного знака, и на нход генератор.i 37, осуществив подачу с его выхода через , элементы ИЛИ 38 и 39 серии тактовых импульсов на вторые входы регистров 34 и 35 соответственно, для производства считывания информации с них в сумматор 36, на выходе сумматора 36 сигнал отсутствует, так как кодовые комбинации идентичны.
Если обучаемый неправильно воспроизвел знак, то на выходе сумматора 36 появится импульс, который поступит в счетчик 49 и зафиксирует ошибку.
Если оператор десять знаков подряд воспроизведет безошибочно или допустит одну ошибку, то на выходе счетчика 50 появится импульс переполнения, который поступит па вход элемента 52 задержки и через элемент ИЛИ 32 на второй вход регистра 28, передвинув единицу на второй разряд. Единичный потенциал с второго выхода ре- 25 гистра 28 прикладывается к управляющему входу ключа 29, обеспечив прохождение помехи с выхода генератора 3 через удлинитель 30, -элемент ИЛИ 31 на вторые входы усилителен 4 и 25.
Одновременно единичный потенциал с второго выхода регистра 28 поступит я блок 10 индиь. пии, обеспечим высвечивание пифрп, со(, rBvmmeu соотношению сигнал-помеха, глгному 1,5.
Импульс с выхода элемента 57, через элементы ПЛИ 53 и 54 поступит на вторые входы счетчиков 49 и 50, возвратив последние в исходное состояние .
Устройство переходит к следующему циклу, в котором сигнал предьявля- ется на фоне помехи, больше предьщу- щей.
Если обучаемый в процессе предъявления десяти знаков допустит две ошибки, то на выходе счетчика 49 появится импульс переполнения, который поступит на вход элемента 51 задержки и через элемент ИЛИ 54 - на второй вход счетчика 50, возвратив его в исходное положение. Соотношение сигнал-помеха, подаваемое на голон- ные телефоны 26 и 27, не изменится.
По выполнении обучаемым в отведем- ное время всей программы на выходе одиннадцатого разряда регистра 28 появится единичный потенциал, который включит в блоке 10 транспарант
30
35
40
45
50
55
Конец. Это указывает на усвоения задания оператором и необходимость отработки следующих знаков кода ор- зе.
Одновременно единичный потенциал с одиннадцатого выхода регистра 28 подается на вход элемента 33, задержанный импульс с выхода которого поступит на третий вход регистра 28 и вспвратит его в исходное положение.
Если за отведенное время транспарант Конец не загорится, то об успешности тренировки судят по светящейся цифре на блоке 10 индикации, отображающей соотношение сигнал-помеха, которого достиг оператор в процессе тренажа.
Использование изобретения для обучения радиотелеграфистов расширяет дидактические возможности устройствi за счет обеспечения подготовки опера торов -радиотеле грасЬистов приему знаков кода Морзе в условиях помех при соотношении сигнал-помеха, рав- - ном и меньшем единицы, путем раздельного, основанного на бинауральной локализации приема на правый и левый органы слуха информации, сигнал в которой, подаваемый от одного источника, сдвинут по времени. Это позволяет вырабатывать у обучаемых способность отстройки от помех, превышающих сигнал, и готовить высококвалифицированных радиотелеграфистов, обладающих способностью принимать сигналы в сложных условиях, при наличии сильных помех, а также определять степень тренируемости оператора к выработке навыка различения сигналов на фоне помех по достигнутому соотношению сигнал-помеха при тренировке.
Формула изобретения
1. Устройство для обучения радиотелеграфистов , содержащее блок выделения паузы, блок индикации, последовательно соединенные блок опеределе- ния сигнала, блок анализа ответов и счетчик числа ошибок, последовательно соединенные Формирователь кода -( Морзе и блок формирования звуковых сигналов, причем первые вход и выход формирователя кода Морзе соединены соответственно с вторым выходом блока определрния сигнала и вторым входом блока лнапича отсчетов, а вход г i ход блока выделения паузы соединены
5452378
соответственно с первым выходом блока определения сигнала и третьим входом блока анализа ответов, о т л и - чающеес я тем, что, с. целью расширения дидактических возможностей за счет обеспечения обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе в условиях помех, введены счетчик импульсов и последовательно соединенные генератор помех и регулируемый аттенюатор, второй и третий входы, первый и вторые выходы которого соединены соответственно с вторым выходом блока определения сигнала и пер10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
вым выходом счетчика импульсов, вторым входом блока формирования звуковых сигналов и входами блока индикации, выход блока выделения паузы подключен к второму входу бормирова- теля кода Морзе и первому входу счетчика импульсов, вторые вход и выход которого соединены соответственно с выходом и вторым входом счетчика числа ошибок, четвертый и пятый входы блока анализа ответов соединены соответственно с третьим выходом блока опр деления сигнала и вторым выходом f5 1/.миров а теля кода Морзе.
2.Устройство по п.1, отличающееся тем, что регулируемый аттенюатор содержит первый элемент ИЛИ, элемент задержки, последовательно соединенные второй элемент ИЛИ и сдвигающий регистр, каждый выход которого, кроме последнего, чере-з последовательно соединенные ключ и удлинитель подключен к соответствующему входу первого элемента ИЛИ, последний выход сдвигающего регистра через элемент задержки подключен к второму входу сдвигающего регистра, третий вход которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ и яв-- ляется вторым входом регулируемого аттенюатора, первым и третьим входом, первым и вторым выходами которого являются вторые входы ключей и второй вход второго элемента ИЛИ, выход первого элемента ИЛИ и выходы сдвигающего регистра.
3.Устройство по п.1, о т л и - чающе.ес я тем, что блок Формирования звуковых сигналов содержит последовательно соединенные генератор звуковой частоты, ключ, элемент задержки, первый усилитель и первый ; ловной телефон, последовательно г
диненные второй усилитель и второй головкой телефон, причем выход ключа подключен к первому входу второго усилителя, второй вход которого соединен с вторым входом первого усилителя и является вторым входом блока предъявления звуковой информации, первым входом которого является второй вход ключа.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок анализа ответов содержит последовательно соединенные триггер, элемент И, первый элемент ИЛИ, первый регистр и сумматор по модулю два, последовательно соединенные генератор тактовых импульсов, второй элемент ИЛИ и второй регистр, выход которого подключен к второму входу сумматора по модулю два, выход генератора тактовьгх им- пульсов подключен к второму входу первого элемента ИЛИ, второй вход первого регистра соединен с первым входом триггера и является первым входом блока анализа ответов, вторьм
входом которого является второй вход второго регистра, вход генератора тактовых импульсов соединен с вторым входом триггера и является третьим входом блока анализа ответов, четлертым, пятым входами и выходами которого являются соответственно второй вход элемента И, второй вход второго элемента ИЛИ и выход сумматора по модулю два.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора | 1990 |
|
SU1714650A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1691865A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1532963A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1982 |
|
SU1125222A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1224813A1 |
Устройство для психофизиологических исследований и оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1778769A1 |
Тренажер радиооператоров | 1987 |
|
SU1481841A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1552218A1 |
Изобретение относится к технике обучающих устройств. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей. Устройство содержит формирователь 2 кода Морзе, блок формирования 2 звуковых сигналов, г-р 3 помех, регулируемый аттенюатор 4, блок 5 анализа 5 ответов, блок 6 выделения паузы, блок 7 определения сигнала, счетчик 8 числа ошибок, счетчик 9 импульсов и блок индикации 10. Цель достигается за счет обеспечения обучения радиотелеграфистов приему знаков кода Морзе в условиях помех. Для этого при отношении сигнал-помеха, равном и меньшем единицы, осуществляется раздельный, основанный на бинауральной локализации, прием на правый и левый органы слуха информации, в которой сигнал, подаваемый от одного источника, сдвинут по времени. Это позволяет вырабатывать у обучаемых способность "отстройки" от помех, превышающих сигнал, и готовить высококвалифицированных радиотелеграфистов, обладающих способностью принимать сигналы в сложных условиях при наличии сильных помех. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1180957A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1990-02-23—Публикация
1987-07-20—Подача