Изобретение.относится к металлургии, в частности к разработке лигатур для жаропрочных сплавов на кобальтовой основе, применяемых в авиамоторостроении, судостроении и газовой промышленности.
Целью изобретения является повышение прочности свойств и пластичности сплавов при обычной и повышенной температурах при сохранении высокотемпературной коррозионной стойкости.
Для определения оптимального состава предлагаемой лигатуры и сравнения ее с известной лигатурой проводят плавки сплава на кобальтовой основе, содержащего, мас.%: хром 28;,5; никель 8,0; вольфрам 6,0; цирконий 0,80; кремний 0,80; железо 0,44; уг-, лерод 0,30; иттрий 0,035; диспрозий 0,001; кобальт остальное. Сплав выплавляют в индукционных порционных вакуумных .печах с основной футеровкой. Одинаковую добавку 0,3% опытных лигатур вводят в расплав перед его выпуском в формы.
Составы выплавленных лигатур и свойства сплавов, полученных с их использованием, представлены в таблице.
Как следует из. данных таблицы, предлагаемая лигатура по сравнению с известной обеспечивает более высокэ
кий уровень исследуемых свойств сплава на кобальтовой основе при сохранении его высокотемпературной коррозионной стойкости на высоком уровне.
Дополнительное введение в состав лигатуры ниобия обеспечивает обрабатываемому сплаву повышение пластичности, предела прочности при обычной температуре и длительной прочности при 800°С. Это объясняется образоза- нием тугоплавких нитридов, и мелкодисперсных карбонитридо в ниобия, сильно измельчающих аустенитную структуру и у1 -фазу. Содержание ниобия в лигатуре ниже 5 мас.% не обеспечивает в обрабатываемом сплаве благоприятных структурных изменений и повышение его свойств. Содержание ниобия в лигатуре выше 20 мас.% приводит к образованию в обрабатываемом
5
0
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет существенно повысить прочностные свойства и пластичность кобальтовых сплавов при обычной и повышенной температурах при сохранении высокотемпературной коррозионной стойкости. Формула изобретения
Лигатура для кобальтовых сплавов, содержащая кальций, редкоземельные металлы, алюминий, гафний и никель, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочностных свойств и пластичности сплавов при обычной и повышенной температурах при сохранении высокотемпературной коррозионной стойкости, она дополнительно содержит ниобий при следующем соотношении компонентов, мас,%:
Кальций5-15
Редкоземельные
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ЛИТЬЯ ДЕТАЛЕЙ ГОРЯЧЕГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК, ИМЕЮЩИХ РАВНООСНУЮ СТРУКТУРУ | 2015 |
|
RU2581337C1 |
ВЫСОКОПРОЧНАЯ ПОРОШКОВАЯ КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ | 2020 |
|
RU2751064C1 |
КОРРОЗИОННО-СТОЙКИЙ СПЛАВ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2005 |
|
RU2288967C1 |
ВЫСОКОПРОЧНАЯ ВЫСОКОТВЕРДАЯ СТАЛЬ И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЛИСТОВ ИЗ НЕЕ | 2016 |
|
RU2654093C2 |
Жаропрочный сплав на основе никеля и изделие, изготовленное из него | 2021 |
|
RU2807233C2 |
ВЫСОКОПРОЧНАЯ НЕМАГНИТНАЯ КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ | 2011 |
|
RU2454478C1 |
СОСТАВ СВАРОЧНОЙ ПРОВОЛОКИ | 2007 |
|
RU2346797C1 |
Деформируемый сплав на основе кобальта для зубного протезирования | 2003 |
|
RU2224810C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ОТЛИВКИ ИЗ ВЫСОКОПРОЧНОЙ ИЗНОСОСТОЙКОЙ СТАЛИ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2750299C2 |
СПЛАВ НА НИКЕЛЕВОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ ЛИТЬЯ МОНОКРИСТАЛЛИЧЕСКИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2354733C1 |
Изобретение относится к лигатурам для кобальтовых сплавов. Целью изобретения является повышение прочностных свойств и пластичности сплавов при обычной и повышенной температурах при сохранении высокотемпературной коррозионной стойкости. Лигатура содержит, мас.%: кальций 5-15
редкоземельные металлы 10-25
алюминий 5-20
гафний 5-15
ниобий 5-20
никель остальное. Лигатуру используют при производстве кобальтового сплава, содержащего, мас.%: хром 28,5
никель 8
вольфрам 6
цирконий 0,8
кремний 0,8
железо 0,44
углерод 0,3
иттрий 0,035
диспрозий 0,001
кобальт остальное. При обработке сплава предлагаемой лигатурой предел прочности при 20°С возрастает до σв=768-875 МПа, длительная прочность при 800°С σ100=206-228 МПа, относительное удлинение δ при 20°С и 800°С соответственно равно 11-14 и 19-22%, а относительное сужение ψ составляет 20-26 и 11-14%. При этом потеря веса образцов сплава при 100-часовых испытаниях при 800°С и 50-часовых испытаниях при 1093°С находится в пределах соотвественно 3,054-3,088 и 4,26-3,470 мг/см2. 1 табл.
Лигатура | 1979 |
|
SU834195A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторское свидетельство СССР 1422696, кл | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1990-03-07—Публикация
1988-06-27—Подача