Мускульный привод транспортного средства Советский патент 1990 года по МПК B62M1/04 

Описание патента на изобретение SU1555176A1

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами, преимущественно для веломобилей.

Цель изобретения - расширение тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне.

На фиг. 1 изображена схема мускульного привода транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 2; на фиг. 6 - сечение Г-Г на фиг. 1.

Мускульный привод транспортного средства, смонтированный на раме 1, содержит двухступенчатую ускоряющую передачу, состоящую из замкнутой цепи 2, охватывающей ведущую звездочку 3, жестко связанную с качающимся рычагом 4 с педалью 5, и ведомую звездочку 6, закрепленную на оси 7 и соединенную жестко со шкивом 8 переменного радиуса и фиксатором 9 механизма переключения передач. Шкив 8 имеет рукоятку 10 для переключения передач, причем шкив 8 переменного радиуса установлен на корпусе звездочки 6 с возможностью вращения, а в корпусе звездочки 6 выполнены по окружности отверстия 11, в которые поочередно может входить шток 12 фиксатора 9.

На ободе шкива 8 закреплена цепь 13, охватывающая звездочку 14. Второй конец цепи 13 соединен с пружиной 15, конец которой закреплен на раме 1. Звездочка 14 связана с ведущим колесом веломобиля муфтой 16 свободного хода храпового типа.

К рычагам 4 прикреплены жестко блоки 17, которые между собой соединены стальным канатом 18, перекинутым через четыре направляющих блока 19. Канат 18 закреплен на блоке 17 болтами 20 и планками 21. Блоки 17 и 19 и канат 18 составляют механизм синхронизации, служащий для перемещения одного из рычагов 4 назад при ходе другого рычага 4 вперед. Ход каждого качающегося рычага 4 ограничен двумя аккумулирующими буферами 22, установленными на раме 1 веломобиля, каждый из которых состоит из корпуса 23, в котором установлен подпружиненный шток 24 (фиг. 6).

Мускульный привод транспортного средства работает следующим образом.

При нажатии на педаль 5 качающегося левого рычага 4 усилие через нижнюю ветвь цепи 2 передается на звездочку 6, вращая ее, и далее на жестко связанный с ней фиксатором 9 шкив 8 переменного радиуса. Шкив 8, вращаясь по часовой стрелке,

наматывает на обод цепь 13. Верхняя ветвь цепи 13, двигаясь вперед, вращает против часовой стрелки звездочку 14 и жестко связанное с ней через муфту 16 свободного

хода колесо веломобиля. При этом пружина 15 растягивается. Когда левый рычаг 4 доходит до переднего буфера 22, нажатие на педаль 5 прекращается. Перемещаясь вперед по инерции, рычаг 4 прожимает штох 24 пружинного буфера 22. Вращаясь по

° инерции по часовой стрелке, шкив 8 через верхнюю ветвь цепи 2, звездочку 3 и рычаг 4 также прожимает буфер 22, который запасает кинетическую энергию шкива 8, звездочек 3 и 6, цепи 2 и рычага 4 с пе5 далью 5, преобразуя ее в потенциальную энергию сжатой пружины 25 буфера 22. Под действием пружины 25 буфера 22 рычаг 4 и шкив 8 останавливаются и начинают двигаться назад. В это время водитель должен нажать ногой на педаль 5 правого рычага 4.

В начале движения левого рычага вперед блок 17, жестко связанный с рычг- гом 4, наматывает на свой ручей канат 18

Й (фиг. 2 и 3), который, сходя с ручья правого блока 17, вращает блок 17 и жестко связанный с ним правый рычаг 4 против часовой стрелки. Рычаг 4 движется назад и через верхнюю ветвь правой цепи 2 вращает правый шкив 8 против часовой стрел0 ки. При этом правая цепь 13 (фиг. I), исходя с обода правого шкива 8, движется назад под действием натяжения пружины 15 и вращает звездочку 14 по часовой стрелке.

При вращении звездочки 14 срабаты5 вает храповой механизм муфты свободного хода 16, а колесо веломобиля продолжает вращаться против часовой стрелки. Дойдя до заднего буфера 22 правый рычаг 4 прожимает его силой инерции и сиQ лами инерции правого шкива 8, правой цепи 2 и правых звездочек 3 и 6.

При этом кинетическая энергия правого рычага 4, правого шкива 8, правой цепи 2 и правых звездочек 3 и 6 переходит в потенциальную энергию сжатой пружины

5 25 буфера 22. Затем рычаг 4 и шкив 8 останавливаются и начинают двигаться вперед под действием пружины 25 буфера 22.

Нажатием на педаль 5 правого рычага 4 водитель повторяет полуцикл. При остановке правого рычага 4, шкива 8 и начале

0 движения правого рычага 4 вперед под действием пружины 25 потенциальная энергия, запасенная пружиной 25 буфера 22, переходит в кинетическую энергию рычага 4, шкива 8, цепи 2 и звездочек 3 и 6.

5 Применение аккумулирующих буферов 22 значительно повышает КПД привода.

Для увеличения скорости движения веломобиля (или соответственно уменьшения

величины крутящего момента на колесах веломобиля) водитель, придерживая ногами педали 5, отжимает фиксатор 9 одной рукой, а другой рукой за рукоятку 10 вращает левый шкив 8 (фиг. 1, 4 и 5) по часовой стрелке. В начальный момент вращения шкива 8 фиксатор 9 должен быть отпущен. Водитель вращает шкив 8 до тех пор, пока шток 12 под действием пружины 26 не входит в гнездо корпуса звездочки 6. При этом средний радиус шкива увеличивается. Скорость веломобиля возрастает. Для дальнейшего увеличения скорости веломобиля водитель, действуя в той же последовательности, переключает шкив на третью и четвертую передачи. Для преодоления крутых подъемов водитель переключает шкив на первую передачу.

Формула изобретения

1. Мускульный привод транспортного средства, содержащий двухступенчатую ускоряющую передачу, первая ступень которой включает в себя ведущую звездочку, жестко связанную с рычагами, и ведомую звездочку, охваченные цепью, а вторая ступень включает в себя цепь, уп

ругий элемент, звездочку ведущего колеса с отгонной муфтой, охваченной цепью, и ведущий элемент переменного радиуса, размещенный на оси ведомой звездочки первой ступени, отличающийся тем, что, с целью расширения тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне, педали установлены с возможностью качания между упругими демпферными элементами, ведущий элемент переменного радиуса выполнен в виде шкива переменного радиуса, на котором в точке минимального радиуса закреплен один конец цепи второй ступени, другой конец

которой через упругий элемент закреплен на раме транспортного средства, при этом шкив переменного радиуса установлен на оси ведомой звездочки первой ступени с возможностью относительного поворота и его фиксации.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что педали связаны между собой механизмом синхронизации, представляющим собой два блока, каждый из которых жестко соединен с ведущей звездочкой первой ступени,

5 а блоки связаны между ссбой посредством замкнутой гибкой тяги через четыре направляющих блока.

0

Похожие патенты SU1555176A1

название год авторы номер документа
ВЕЛОСИПЕД С ЭРГОНОМИЧНЫМИ ПОСАДКОЙ И ПЕДАЛИРОВАНИЕМ 2019
  • Баскачев Виктор Егорович
RU2724027C1
Веломобиль 1987
  • Леонов Николай Николаевич
  • Синицын Александр Николаевич
SU1512848A1
ВЕЛОМОБИЛЬ 1991
  • Киселев Михаил Петрович
  • Киселев Сергей Михайлович
  • Киселев Юрий Михайлович
RU2011595C1
ТАНДЕМ А.Г. ДВОРЯНИДОВА 2003
  • Дворянидов А.Г.
RU2247051C1
ПРИВОД ПЕДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2012
  • Колокольников Игорь Евгеньевич
RU2525185C2
ВЕЛОМОБИЛЬ 1991
  • Киселев Михаил Петрович
  • Киселев Сергей Михайлович
  • Киселев Юрий Михайлович
RU2011594C1
Транспортное средство 1986
  • Ткаченко Валентин Григорьевич
SU1425127A1
Веломобиль 1986
  • Чикин Герман Алексеевич
SU1399210A1
Мускульный привод транспортного средства 1989
  • Яшин Олег Александрович
SU1736824A2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2008
  • Парамонов Виктор Александрович
RU2392166C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 555 176 A1

Реферат патента 1990 года Мускульный привод транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами преимущественно для веломобилей. Цель изобретения - расширение тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне. Мускульный привод транспортного средства содержит возвратно-поступательно качающиеся рычаги 4 с педалями, муфту 16 свободного хода, цепь 13 со звездочкой ведущего колеса, механизм переключения передач, причем привод снабжен механизмом синхронизации, выполненным в виде двух блоков 17, каждый из которых жестко соединен с качающимся рычагом 4, ход которого ограничен аккумулирующими буферами, установленными на раме веломобиля и, каждый из которых состоит из корпуса, в котором установлен подпружиненный шток. При этом блоки связаны между собой посредством стального каната 18 с четырьмя направляющими блоками 19. Каждый качающийся рычаг 4 жестко соединен с ведущей звездочкой 3 цепной передачи 2, а ведомая звездочка 6 связана со шкивом 8 переменного радиуса с помощью механизма переключения передач, содержащего фиксатор 9, жестко соединенный со шкивом 8 переменного радиуса, причем шкив 8 переменного радиуса установлен на корпусе звездочки 6 с возможностью вращения. В корпусе звездочки 6 выполнены по окружности отверстия, в которые может поочередно входить шток фиксатора 9. На раме 1 веломобиля закреплены аккумулирующие буфера 22, каждый из которых состоит из корпуса, в котором установлен подпружиненный шток. 6 ил., 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения SU 1 555 176 A1

19 18 3

Р2 г,5Р,

Фиг.1

ТЯГ

Ъид А

26

«i

dJ«

/ 9

Фиг 5

12

5-5

11

Фиг.Ч 7

Г- Г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1555176A1

Привод велосипеда 1984
  • Варежкин Алексей Николаевич
SU1316904A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 555 176 A1

Авторы

Баскачев Виктор Егорович

Даты

1990-04-07Публикация

1987-08-04Подача