Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным резьбовым соединениям, эксплуатирующимся при температурах, отличных от монтажном.,
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей соединения.
На фиг.1 изображено резьбовое соединение, продольный разрез; на фиг. 2- термокомпенсирующий элемент; на фиг.З - соединение в условиях высоко температурной среды; на фиг.4 - то же, в условиях низкотемпературной среды; на фиг.5 - резьбовое соединение с вариантом исполнения термо- компенсирующего элемента; на фиг.6 - то же, в условиях высокотемпературной среды; на фиг.7 - то же, в условиях низкотемпературной среды.
Резьбовое соединение (фиг.1) содержит болт 1, установленный в соосных отверстиях соединяемых деталей 2 и 3, навинченную на нем гайку 4 и термо- компенсирующий элемент 5, выполненный из термобиметалического материала и установленный между гайкой 4 и соединяемой деталью 2.
Термокомпенсирующий элемент 5 со стороны соединяемой детали 2 выполнен с кольцевой опорной поверхностью 6, внутренний диаметр которой больше диаметра опорной поверхности гайки, а наружный диаметр соответствует габариту термокомпенсирующего элемента 5.
На фиг.2 изображен вариант исполнения термокомпенсирующего элемента 5, выполненного со стороны гайки 4, с кольцевой опорной поверхностью 7,
СП
ел
СП
сл
СП
внутренний диаметр которой равен диаметру отверстия в термокомпенсирую- щем элементе, а наружный диаметр меньше внутреннего диаметра кольце- вой опорной поверхности 6.
Сборку соединения осуществляют в следующем порядке. Через совмещенные отверстия деталей 2 и 3 вводят болт 1, на который затем надевают термокомпенсирующий элемент 5, после чего гайкой 4, навинчиваемой на болт 1, создают необходимое усилие затяжки.
При изменении температуры соедине ния (например, ее повышении) (фиг.З) происходит увеличение как длины резьбового стержня болта 1, так и толщин деталей 2 и 3.Происходит прогиб тер- мокомпенсирующего элемента 5, при этом величина прогиба равна разности температурных изменений длины болта 1 на длине, равной толщине деталей 2 и 3, и самих соединяемых деталей 2 и 3. Тем самым обеспечивается посто- янное усилие затяжки соединения.
Возможен вариант исполнения резьбового соединения, когда кольцевая г опорная поверхность 6 выполнена со стороны гайки 4, а поверхность 7 со стороны соединяемой детали 2 (фиг.5). При изменении температуры соединения (например, ее повышении) (фиг.6) прогиб термокомпенсирующего элемента 5 происходят в противоположную сторо- ну, и усилие затяжки также сохраняется.
5 0 5
0
5
Предлагаемое соединение деталей позволяет обеспечить надежность затяжки при высоких и низких темпера-1 турах, а также в условиях, когда коэффициент линейного расширения болта больше или меньше коэффициента линейного расширения соединяемых деталей.
Формула изобретения
1.Резьбовое соединение, содержащее болт, установленный в соосных отверстиях соединяемых деталей, навинченную на нем гайку и термокомпенсирующий элемент, выполненный из термобиметаллического материала и установленный между гайкой и соединяемой деталью, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей соединения, термокомпенсирующий элемент со стороны соединяемой детали выполнен
с кольцевой опорной поверхностью, внутренний диаметр которой больше диаметра опорной поверхности гайки, а наружный диаметр соответствует габариту термокомпенсирующепо элемента.
2.Соединение по п.1, о-т л и - чающееся тем, что термокомпенсирующий элемент со стороны гайки выполнен с кольцевой опорной поверхностью, внутренний диаметр которой равен диаметру отверстия в термоком- пенсирующем элементе, а наружный диаметр меньше внутр енннего диаметра кольцевой опорной поверхности, выполненной со стороны соединяемой детали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Разъемное соединение | 1986 |
|
SU1323773A1 |
Соединение деталей | 1986 |
|
SU1413310A1 |
Разъемное соединение | 1991 |
|
SU1809189A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗЬБОВОГО СТЕРЖНЯ | 1991 |
|
RU2008534C1 |
СПОСОБ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И УЗЕЛ БОЛТОВОГО СОЕДИНЕНИЯ | 2013 |
|
RU2540757C2 |
Разъемное соединение деталей | 1983 |
|
SU1224475A1 |
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ | 2014 |
|
RU2561895C1 |
Резьбовое соединение | 1982 |
|
SU1101603A1 |
СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ | 1993 |
|
RU2079736C1 |
Резьбовое соединение | 1989 |
|
SU1723377A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным резьбовым соединениям, эксплуатирующимся при температурах, отличных от монтажной. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей соединения. Резьбовое соединение содержит болт, установленный в отверстиях соединяемых деталей. На болте имеются гайка и термокомпенсирующий элемент, установленный между гайкой и соединяемой деталью. Термокомпенсирующий элемент выполнен с кольцевыми опорными поверхностями меньшего и большего диаметров. Большая кольцевая опорная поверхность выполнена со стороны соединяемой детали, а меньшая - со стороны гайки. Такое решение позволяет поддерживать постоянное усилие затяжки при высоких и низких температурах, а также в условиях, когда коэффициент линейного расширения болта больше или меньше коэффициента линейного расширения соединяемых деталей. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
цшг.1
X
.SSV-SS S
rf TJ rJЈfFfi$i (- ш Si fiftf r fflgr/b
5Фиг.г
Фиг. 5
%
Фиг. 6
Фиг. 7
Разъемное соединение | 1986 |
|
SU1323773A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-04-07—Публикация
1987-12-28—Подача