Способ ускоренных испытаний резинового демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1990 года по МПК G01M19/00 

Описание патента на изобретение SU1561010A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проведении ускоренных испытаний резиновых демпферов крутильных колебаний коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения - повышение точности и сокращение продолжительности испытаний.

На фиг.1 показана схема испытательного стенда для реализации способа} на фиг.2 - резиновый демпфер с внешним расположением маховика, разрезj на фиг.З - то же с боковым располо- жением маховика; на фиг.4 - графики амплитудно-частотных характеристик крутильной системы коленчатого вала двигателя СМД-31 без демпфера (кривая А)9 с демпфером (кривая Б) и торсионного вала испытательного стенда (кривая В).

Испытательный стенд состоит из станины 1, на которую устанавливается вибратор 2 крутильных колебаний, возбуждающий крутильные колебания в тор сионном валу 3. Электродвигатель 4 приводит в движение вибратор 2, смазка которого осуществляется системой 5 смазки. Через торсиограф 6, токосъемник 7 и блок 8 приборов осуществляется запись крутильных колебаний демпфера 9, состоящего (фиг.2,3) из маховика 10, соединенного слоем рези- пы 11 с корпусом 12, который устанавливается на коленчатый вал (не показан) о

Способ осуществляется следующим образом.

Экспериментально определяют предельный угол -закрутки маховика К ма™ .совику 10 прикладывают персмешшй ста тическпй крутящий момент до разрушения резинового споя Этот угол опре- пеляюг и аналитически - по уравнению 1,н in rqei тфера, фиг. 2):

WB| . ty - k

Ря(а ;-1) А (5)

У

k- (л)рц с частота гармоники k-ro порядка, равная при резонансе одной из частот собственных колебаний системы коленчатого вала,- а - относительная амплиЧ

туда колебаний маховика (берется из формы колебаний); А « - действительная амплитуда угловых колебаний массы коленчатого вала, к которой присоединен демпфер. Работу сил сопротивления или расваемую в резиновом слое энергию период, равный полному ресурсу гателя, определяют как

Похожие патенты SU1561010A1

название год авторы номер документа
Способ ускоренных испытаний жидкостного демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Гоц Александр Николаевич
  • Дрозденко Владимир Федорович
  • Красулин Александр Николаевич
  • Антонов Николай Стефанович
  • Меньшенин Геннадий Григорьевич
SU1364946A1
Способ ускоренных испытаний поршня двигателя внутреннего сгорания на термоциклическую долговечность 1988
  • Гоц Александр Николаевич
  • Папонов Сергей Витальевич
SU1575076A1
Демпфер крутильных колебаний 1990
  • Гоц Александр Николаевич
  • Красулин Александр Николаевич
  • Калашников Анатолий Александрович
SU1762041A1
Демпфер крутильных колебаний 1990
  • Гоц Александр Николаевич
  • Красулин Александр Николаевич
  • Пичугин Виктор Борисович
SU1749578A1
Демпфер крутильных колебаний 1990
  • Гоц Александр Николаевич
  • Красулин Александр Николаевич
  • Токарев Вячеслав Иванович
SU1749577A1
Способ испытания на долговечность шатуна 1988
  • Гоц Александр Николаевич
  • Некрасов Сергей Иванович
SU1523944A1
Способ определения жесткостных и демпфирующих характеристик демпферов с резиновым слоем 1980
  • Гоц Александр Николаевич
  • Красулин Александр Николаевич
SU1004687A1
Гаситель крутильных колебаний 2022
  • Чирков Александр Петрович
RU2793989C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИЛИКОНОВОГО ДЕМПФЕРА 2005
  • Розенблюм Михаил Яковлевич
  • Фомин Николай Николаевич
RU2287797C1
Способ испытания коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Гоц Александр Николаевич
  • Красулин Александр Николаевич
  • Таранта Владимир Алексеевич
SU1437711A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 561 010 A1

Реферат патента 1990 года Способ ускоренных испытаний резинового демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания

Способ ускоренных испытаний резинового демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания позволяет повысить достоверность информации о вероятностной оценке долговечности демпфера и сократить сроки испытания. Способ заключается в том, что демпфер устанавливают на испытательный стенд и сообщают ему колебания в заданном частотном диапазоне при заданном числе циклов динамического нагружения. Перед установкой демпфера определяют предельный угол закрутки, а также относительное рассеяние энергии в резиновом слое при различных углах закрутки. После установки демпфера на стенде определяют амплитуду крутильных колебаний демпфера, аналитически или экспериментально определяют энергию, рассеиваемую в резиновом слое за один цикл и за период, равный полному ресурсу двигателя. Число циклов динамического нагружения до разрушения демпфера устанавливают как отношение величины энергии, рассеиваемой в резиновом слое за период, равный полному ресурсу двигателя, к величине рассеиваемой энергии за цикл динамического нагружения. Амплитуду крутильных колебаний демпфера поддерживают во время испытания постоянной, равной допустимому углу закрутки. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 561 010 A1

., - 1bsdrl-Јl Ч Р2G-rl

(1)

чли но уравнению (для демпфера, фиг.3)

Л т

-SL -L G-r, :

(2)

п - предельное касательное наПР

пряжение, при котором происходит разрушение резинового слоя;

Г1 и

га - наружный и внутренний радиусы резинового слоя; G - модуль сдвига резины 1 - толщина резинового слоя, Затем определяют предельный угол закрутки из условия, что

V ISP

п

(3)

где vpq предельный угол закрутки,; - 2,0 - запас прочности. Относительное рассеяние энергии в резиновом слое определяют по выражению

V 2d,(4)

где d - логарифмический декремент затухания,

а рассеивание энергии за один цикл колебаний в резиновом демпфере - по уравнению

25

Wp -Ј 1Г.о;с; (a -nV V,

3600

m .2 - 2

-Т. 7200- 1 g.fe, ()

30

(6)

5

д

5

0

5

оо

где f с-, )Я собственная частота

колебаний -,

Т - время работы двигателя на данной частоте. Время работы двигателя на ресурс

in

Тр Т ..

При допустимом угле закрутки ц за один цикл колебаний на установке в резиновом демпфере рассеивается согласно (Ь) энергиям

«цГ2УЧЈсвЦг1)4-А (7)

4-Продолжительность динамического нагружения в часах на испытательном стенде определяют как отношение величины энергии, рессеиваемой в резиновом слое за период, равный полному ресурсу двигателя, к величине энергии за цикл динамического нагружения, т.е.

WP

Т

с« 3600-f w

,(а -П А

.JHfirn

%ЈсэЦ -1)2-А9

2

i

Поддерживая амплитуду колебаний Два массы торсионного вала, к которой

i -Л .,

присоединен демпфер, в заданных пределах постоянной, равной допустимому углу закрутки (4) в течение времени ТИС1Т, обеспечивает рассеяние в резиновом слое за этот период такого количества энергии, которую .он рассеивает за весь ресурс двигателя.

Пример. Резиновый демпфер двигателя СМД-31.

Методом расчета было определено, что демпфер с маховиком имеют момент инерции ,097 кгм , а частоту собственных колебаний (по одноузловой форме) Гц. При торсиографиро- вании коленчатого вала на работающем двигателе СМД-31 без демпфера найдено, что амплитуда угловых колебаний массы коленчатого вала, где установлен демпфер, при оборотах коленчатого вала равна Ц 19,123х 10 рад, причем резонирующая гармоника ,5 (фиг.4, кривая 1). После установки демпфера при оборотах коленчатого вала мин-1 резонирующая гармоника ,5 (фиг„4, кривая Б) .

На рабочих числах оборотов от 1650 до 1800 мин т амплитуда крутильных колебаний меняется незначительно и при n 1750MHH- равна ,273 -10 3 рад. Экспериментальными исследованиями найдено, что при этом угле поворота относительное рассеяние энергии у 0,505. При установке демпфера на испытательную машину и нагружении маховика статическим крутящим моментом установлено, что при t l/ 9,123 рад происходит разрушение резинового слоя. При записи свободных колебаний маховика демпфера найдено,

)2 -10

-3

5 -10

л

что при амплитудах равных if 2,3-10°, 3,5-Ю 3, 4,5 -Ю-3. 5, и 6,2-10 , соответствующих энергии рассеивания, 0,495} 0,505; 0,541; 0,576,- 0,596; 0,601 и 0,621. Полагая, что в диапазоне рабочих чисел оборотов ц 2,273 -10 3 рад, а

Способ ускоренных испытаний резинового демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутрен- ьего сгорания, заключающийся в том, что устанавливают демпфер на испытательный стенд, создают ему колебания в заданном частотном диапазоне при заданном числе циклов динамического нагружения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и сокращения продолжительности испытаний, определяют допустимый угол закрутки, относительное рассеивание энергии в резиновом слое при различных углах закрутки и энергию, рассеиваемую в резиновом слое за один цикл нагружения и за период, равный полно му ресурсу двигателя, а число циклов динамического нагружения демпфера после его установки на стенд определяют как отношение энергии, рессеива емой в резиновом слое, за период, ра ный полному ресурсу двигателя, к энер гии, рассеиваемой за цикл динамического нагружения, причем амплитуду крутильных колебаний демпфера поддер

,505, формула (6) значительно уп- 55 живают постоянной, равной допустиморощается и может быть записана в виде

му углу закрутки.

)

Wp 7200- (ГЧр.)г- А.

По форме колебаний ,73. Если двигатель СМД-31 устанавливается на трактор с ресурсом 8000 м.ч., то за полньй ресурс в резиновом слое рассе- иваетсЬ энергия ,3 Ч О3 КДж.

При установке на торсионный вал испытательного стенда Гц и согласно уравнению (4) / 6,082

хЮ э рад.

г

частотой -г

п

При испытании

1800 мин- , A з/ рад, , а а ,62.

В одном резиновом слое за цикл рассеивается энергиии ,025 Дж.

Продолжительность испытаний опре- деляют по формуле (8), Тнсп 1260ч. В течений 1260 ч необходимо поддерживать амплитуду А аэ Уъ 6,0 рад в заданных пределах (на испытательном стенде нагрузка может меняться в пределах i 5%).

30

35

45

50

40

Формула изобретения

Способ ускоренных испытаний резинового демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутрен- ьего сгорания, заключающийся в том, что устанавливают демпфер на испытательный стенд, создают ему колебания в заданном частотном диапазоне при заданном числе циклов динамического нагружения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и сокращения продолжительности испытаний, определяют допустимый угол закрутки, относительное рассеивание энергии в резиновом слое при различных углах закрутки и энергию, рассе иваемую в резиновом слое за один цикл нагружения и за период, равный полному ресурсу двигателя, а число циклов динамического нагружения демпфера после его установки на стенд определяют как отношение энергии, рессеива- емой в резиновом слое, за период, равный полному ресурсу двигателя, к энергии, рассеиваемой за цикл динамического нагружения, причем амплитуду крутильных колебаний демпфера поддер55 живают постоянной, равной допустимому углу закрутки.

//

12

т

Фиг, 2

12

12 11

W

/

Фаг.З

0 /500 /550 1600 1650 Ш 1750 I860 №50 1900 /950 2009 ,

л,лю

ФигЛ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1561010A1

Способ ускоренных испытаний жидкостного демпфера крутильных колебаний коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Гоц Александр Николаевич
  • Дрозденко Владимир Федорович
  • Красулин Александр Николаевич
  • Антонов Николай Стефанович
  • Меньшенин Геннадий Григорьевич
SU1364946A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 561 010 A1

Авторы

Гоц Александр Николаевич

Красулин Александр Николаевич

Даты

1990-04-30Публикация

1987-10-19Подача