С&
м
Изобретение относится к области технических средств обучения и преимущественно может быть использовано I высших и средних специальных учебных заведениях в качестве лаборатор- Иой установки для программированного Изучения логики работы систем передари информации с обратными связями и: контроля полученных при этом зна
ПИЙ.
Целью изобретения является повышение точности тренажера с обеспечением достоверности обучения.
На чертеже изображена структурная схема тренажера.
Схема содержит блок 1 формирования сообщений, блок 2 имитации реальных процессов, блок 3 Предъявления учебной информации, блок 4 контроля достоверности передаваемой информации, блок 5 имитации реальных процессов, дешифратор 6, счетчик 7, дешифратор 8,, блок 9 ввода ответных действий оператора, элемент И 10, переключа- 11 режимов работы, счетчик 12, брок 13 индикации, пульт 14 оператора, состоящий из-блоков 1 и 9, блок 1|3 состоит из индикатора 15 результата, индикатора 16 состояния каналов, индикатора 17 оценки, индикатора 18 числа ошибок и индикатора 19 неисправности, пульт 14 оператора, состоящий из блоков 1 и 9, блок 20 ключей, состоящий из первого 21, второго 22, третьего 23, четвертого 24 ключей, триггер 25 и блок 26 элементов ИЛИ в составе первого 27, второго 28, третьего 29, четвертого 30 и пятого 31 элементов ИЛИ.
В предлагаемом тренажере счетчик 7, представляющий собой стандартный шаговый искатель, управляемый пода- электрических импульсов на его управляющий вход, имеет по сравнению с прототипом удвоенное число фиксированных положений и шесть плат по количеству выходов (вместо двух). Поло- фиксированных положений опреде- ляёт своими контактами вид ошибок в каналах системы w соответствует положениям, принимаемым счетчиком 7 в прототипе, а вторая половина поло- зрений своими контактами обеспечивает вЬщачу на тренажер тестовых сигналов в виде уровней напряжения, которые соответствуют сигналам, выдаваемым на блоки тренажера при выдаче задания оператору и его ответных действиях.
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Рабочие и контрольные положения счетчика 7 перемещаются таким образом, что вслед за некоторым контрольным положением идет соответствующее ему рабочее положение.
В свою очередь, увеличение количества плат в счетчике 7 - с двух до шести - обеспечило возможность подачи в контрольных его положениях тестовых сигналов по четырем дополнительным выходам для имитации правильных действий оператора с помощью органов управления на блоках 2, 5, 9 (3 выхода) и правильных сигналов управления дешифратором 8 (четвертый выход). В прототипе первый 2 и второй 5 блоки имитации реальных процессов, а также блок 9 ввода ответных действий оператора содержали кнопки, управляя которыми оператор замыкал цепи, которые соответствовали выданному ему заданию об ошибках в каналах системы или его решению о результатах работы системы. Б предлагаемом тренажере действия операторов имитируются путем подачи на элементы ИЛИ 30, 29, 27, а следовательно, и на входы дешифратора 6, элемента 10 и элемента 31 сигналов, соответствующих правильным действиям оператора с контактов четвертой, пятой и шестой плат счетчика 7. В свою очередь, с третьей платы счетчика 7 в триггер 25, а следовательно, и на дешифратор 8 подаются сигналы, имитирующие сигналы первой платы счетчики 7. За счет указанного обеспечивается контроль работоспособности тренажера непосредственно перед отработкой всех конкретных заданий в объеме, соответствующем этим заданиям.
Ключ 21 обеспечивает размыкание цепи сигнала Несовпадение с выхода элемента 31 на переключатель 11 в режиме Экзаменатор при контроле работоспособности тренажера с целью остановки тренажера и замыкания цепи сигнала Несовпадение при отработке задания в этом режиме.
Ключи 22, 23 обеспечивают размыкание цепей правления индикаторами 15, 16 при контроле работоспособности тренажера и замыкание этих цепей при отработке задания.
Ключ 24 обеспечивает замыкание цепи сигнала Несовпадение при контроле работоспособности тренажера на ин5156
дикатор 19 с целью индикации неработоспособного состояния тренажера.
Одно из положений триггера 25 соответствует контролю работоспособности, а второе положение - вьздаче и от работке задания. Элементы ИЛИ 27-30 обеспечивают подключение в режиме контроля работоспособности к контроР
лируемым элементам тренажера имитиру
ющих сигналов со счетчика 7, а в состояниях Репетитор и Экзаменатор - к тем же элементам тренажера через них подводятся рабочие сигналы. Элемент ИЛИ 31 формирует сигнал Несов- падения в случае неработоспособности контролируемых элементов тренажера и неправильных результатов обучения. Элемент 10 обеспечивает выдачу сигнала Совпадение в случае работоспо- собности тренажера и в случае правильности обучения.
Тренажер функционирует следующим образом.
После его включения и установки переключателя 11 в положение Репетитор счетчик 7 устанавливается в исходное положение, которое соответствует контролю работоспособности тренажера в объеме, соответствующем пер- вому заданию. При этом триггер 25 устанавливается в исходное состояние, при котором на его нулевом выходе появляется уровень напряжения, замыкающий цепь, проходящую через ключ 24, и в силу отсутствия напряжения на единичном выходе триггера 25 - размыкание цепей, идущих через первый ключи 21 - 23. В исходном состоянии счетчика 7 замыкаются его контакты, которые обеспечивают выдачу с третьего выхода (третьей платы) счетчика 7 тестовых сигналов через элемент 28 на вход дешифратора 8, который соот-
ветствует первому заданию, с четвер
того выхода (четвертой платы) счетчика 7 через элемент 27 на блок 9 сигналов, имитирующих правильное решение оператора, которое должно быть введено им при выполнении первого задания, и с шестого и пятого выходов счетчика 7 (шестой и пятой плат) соответственно через элементы 30 и 29 блока 2 и на вход блока 5 сигналов, которые
имитируют правильные действия оператора при выполнении задания в части установки характера ошибок, действующих в прямом и обратном каналах связи. Контрольное задание с третьего
5
10
., 20
25 зд35
45
п
55
776
выхода счетчика 7 через элемент 28 контролирует работоспособность дешифратора 8, на выходе которого появляется сигнал, подаваемый на вход элемента 10, если дешифратор 8 работоспособен, и на выходе которого сигнал будет отсутствовать, если дешифратор 8 неработоспособен. Аналогично в соответствии с тестовыми сигналами, поданными на блоки 2 и 5 имитации реальных процессов, сигналы на их выходе, а также связанных с ними блоков 1, 3, 4, а также дешифратора 6 приведут к формированию на выходе последнего сигнала, который подается на вход элемента 10. Сигнал на этом входе будет отсутствовать, если окажется неработоспособным один из указанных блоков, контролируемых подачей с шестого и пятого выходов счетчика 7 тестовых сигналов. В свою очередь, в соответствии с тестовым сигналом с выхода счетчика 7 на вход блока 13 в случае работоспособности блока 9 на его выходе появится сигнал, который будет подан на третий вход элемента 10. Этот сигнал будет отсутствовать, если блок 9 окажется неработоспособным.
В случае неработоспособности одного из блоков тренажера на одном или нескольких входах элемента 10 и элемента 31 сигналы будут отсутствовать, что приведет к появлению на входе элемента 31 сигнала Несовпадение. Так как ключи 22, 23 разомкнуты, то индикатор 15 будет выключен. В силу замкнутого состояния ключа 24 сигнал Несовпадение приведет в действие индикатор 19, а в силу разомкнутого состояния ключа 21 этот сигнал не поступит на переключатель 11 и далее - на счетчик 7 и триггер 25. Тем самым будет прекращена дальнейшая работа тренажера.
В случае работоспособности тренажера va всех входах элемента 10 будут присутствовать сигналы, которые приведут к выдаче на его выход сигнала совпадения. Так как ключ 23 разом--- кнут, то это не приведет к срабатыванию индикатора 15. Сигнал совпадения с выхода элемента 10 будет подан на переключатель 11 и, пройдя через него, установит счетчик 7 в следующее положение, соответствующее первому заданию, а триггер 25 - в другое устойчивое состояние, при котором ключи
21 - 23 будут замкнуты, а ключ 24 будет разомкнут. При этом задание обучаемому в виде индикации типа ошибок в различных каналах системы отображается на индикаторе 16, а сигналы, соответствующие этим ошибкам, подаются на дешифратор 8, который выдает сигнал на вход элемента 10. В соответствии с заданием обучаемый устанавливает предлагаемый им результат работы каналов с помощью органов управления на блоках 2 и 5 и вводит свой ответ о предполагаемом результате функционирования всей системы с помощью кнопок блока 9, которые через элемент 27 подключают напряжение на вход элемента 10. Положение органов управления блоков 2 и 5 анализируется с помощью дешифратора 6, который, в свою очередь, в зависимости от положения органов управления выдает сигнал на своей выходной шине, поступающий на вход элемента 10. При совпадении сигналов на шинах входа элемента 10 вырабатывается сигнал совпа- дения, который подается на вход блока 13 для включения табло Результат правильный - выполняйте следующее зашие, а через переключатель 11 - на управляющий вход счетчика 7, который устанавливается в положение, обеспечивающее контроль работоспособности тренажера в объеме, соответствующем второму заданию, а также устанавливает триггер 25 в исходное положение, которому соответствует закрытое положение ключей 21-23 и открытое Положение - ключа 24.
В случае несовпадения сигналов на соответствующих входах элемента ИЛИ 31, что соответствует допущенной обучаемым ошибке либо в действиях, либо в ответе, эта схема вырабатывает сигнал, который поступает на блок 13, где зажигается табло Ошибка, повторите задание, и на вход ключа 21, который в режиме выполнения задания закрыт, что исключает возможность установки счетчика 7 в новое положение и.изменения состояния триггера 25. По выполнению всех заданий обучаемый устанавливает режим . Экзаменатор . В этом случае счетчик 7 и триггер 25 устанавливаются в исходное состояние, соответствующее контролю работоспособности тренажера при выполнении первого задания и элементы тренажера взаимодействуют так же, как и при
5
0
5
0
5
0
5
0
5
проведении контроля работоспособности в режиме Репетитор. При отработке обучаемым заданий до появления сигналов несовпадения на выходе элемента 31 порядок функционирования тренажера в режиме Экзаменатор тот же, что и в режиме Репетитор. Далее тренажер работает следующим образом.
Сигнал несовпадения с выхода элемента 31 поступает через открытый ключ 21 на переключатель 11 и с него - на счетчик 7 для установки его в очередное контрольное положение, «а триггер 25 для установки его в исходное положение и на счетчик 12. В ходе проверки знаний обучаемого число ошибок подсчитывается и индицируется блоком 13. По мере накопления ошибок снижается оценка, индицируемая в блоке 13.
За счет контроля работоспособности тренажера перед выдачей очередного задания в объеме, соответствующем этому заданию, и за счет останова тренажера в случае отрицательного результата контроля с запретом выполнения дальнейших заданий обеспечивается исключение ситуаций, когда L вследствие неработоспособности тренажера оператор обучается ошибочным ситуациям в логике работы системы передачи информации с обратной связью.
Формула изобретения
Тренажер оператора систем передачи информации, содержащий первый блок имитации реальных процессов, вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, а первый выход - с первым входом блока предъявления учебной информации, один выход которого подключен к первому входу второго блока имитации реальных процессов, а другой выход и второй вход - соответвтвенно к входу и одному выходу блока контроля достоверности пере даваемой информации, другой выход которого соединен с вторым входом второго блока имитации реальных процессов, третий вход которого подключен к второму выходу пульта оператора, первый и второй дешифраторы, выходы которых соединены с соответствующими входами элемента И, выход которого подключен к одному входу переключателя режимов работы, первый и второй выходы которого соединены с
входами соответственно первого и второго счетчиков, первый выход первого счетчика и первый и второй выходы второго счетчика подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока индикации, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены блок элементов ИЛИ, блок ключей и триггер, вход которого соединен с первым выходом переключателя режимов работы, а единичный и нулевой выходы - соответственно с первым и вторым управляющими входами блока ключей, первый информационный вход которого подключен к выходу элемента И, второй информационный вход - к первому выходу блока элементов ИЛИ, первый, второй и третий выходы - к четвертому, пятому и шестому входам
блока индикации соответственно, а четвертый выход - к другому входу переключателя режимов работы, первый и второй входы блока элементов ИЛИ соединены с выходами первого и второго дешифраторов соответственно, третий и четвертый входы - с выходами соответственно первого и второго блоков имитации реальных процессов, входы - с пятого по десятый - с третьим выходом пульта оператора и с вторым, третьим, четвертым, пятым и шестым выходами первого счетчика соответственно, а выходы - с второго по пятый - блока элементов ИЛИ подключены соответственно к первому и второму входам первого дешифратора, входу второго дешифратора и третьему входу
элемента И.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью | 1982 |
|
SU1068972A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU997061A1 |
Тренажер оператора кислородного конвертера | 1983 |
|
SU1088055A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний | 1981 |
|
SU968839A1 |
Тренажер оператора мартеновскойпЕчи | 1979 |
|
SU796903A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМИТАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НА ЭКРАНЕ ИНДИКАТОРА | 1987 |
|
SU1841027A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Устройство для определения взаимосвязанной реакции группы лиц | 1977 |
|
SU743013A1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ КОРАБЕЛЬНЫХ ПАССИВНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СИСТЕМ | 1989 |
|
SU1841104A1 |
Тренажер раиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1169005A1 |
Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано в высших и средних учебных специальных заведениях в качестве лабораторной установки. Цель изобретения - повышение точности тренажера с обеспечением достоверности обучения и контроля знаний за счет его самоконтроля непосредственно перед выдачей обучаемому очередного знания. В режиме самоконтроля имитируются правильные действия оператора и в случае положительного результата оператору предъявляется очередное задание. В противном случае индицируется неисправность и обучение преращается. Цель изобретения достигается введением в тренажер триггера 25, блока 20 ключей и блока 26 элементов ИЛИ, обеспечивающих самоконтроль оператора при тренировке. 1 ил.
Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью | 1982 |
|
SU1068972A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1990-05-15—Публикация
1988-08-01—Подача