Устройство для обучения и контроля знаний Советский патент 1982 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU968839A1

Изобретение относится к техническим средствам обучения и преимущественно может быть использовано в высших и средних специальных учебных, заведениях в качестве лабЬраторной установки, обеспечивающей изучение принципов формирования, обнаруживав ющих и исправлянмцих способностей корректирующих кодров, а также контроля полученных при этом знаний.

Известно устройство, содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок управления, блок предъявления учебной информации, блоки ввода учебной информации, блоки памяти, шифраторы, дешифраторы С13.

Однако это устройство имеет ограниченные дидактические возможности.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок формирования сообщения, блок формирования закона кодирования, передающий регистр, кодер, индикатор передаваемого сообщения,, имитатор помех, приемный регистр, индикатор принятого сообщения, декодер, индикатор сигналов обнаружения и исправления, индикатор декодированного сообщения, блок управления.

с пежющью известного устройства Обучение принципам построения и корректируювшм возможностям кодов осуществляется путем демонстрации процессов кодирования и декодирования сообщений. По результатам изучения обучаемые подготавливают отчет, в который заносят наблюдаемые ими процессы, и сдают зачет преподавате10лю С 2.

Однако в связи с отсутствием текущего контроля за действиями обучаемлх и их низкой активностью, обусловленной характером известного хст15 ройства, эффективность обучения оказывается низкой. Главной причиной этого является недостаточная интенсификация процесса обучения с помощью известного устройства.

20

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет интенсификации процесса обучения, обеспечивающей

25 высокую его эффективность.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, шифратор, передающий

30 :регистр, имитатор помех, приемный

регистр, деимфратор и блок предъявления учебной информации, а также блок управления, выход которого соединен с вторыми входами шифратора, передающего и приемного регистров, имитатора помех и дешифратора, введаны датчик сяиибок, коммутатор, последовательно соединенные первый блок элементов И и первый блок ключей и , последовательно включенные второй блок элементов И и второй блок ключёй выход которого соединен с вторым входом блока предъявления учебной информации, а второй вход.второго блока ключей - с вторым выходом дешифратора , подключенныг- к первому входу второго блока элементов И, второй вход которого соединен с вторьш выходом блока ввода ответов, а второй выход с первым входом коммутатора, первый выход которого через счетчик ошибок подключен к третьему входу блока предъявления учебной информации, четвертый вход которого соединен с вторым входом комглутатора, второй вход коммутатора подключен к второму выходу первого бЛока элементов И, первый . вход которого соединен с третьим выходом блока ввода ответов, а второй вход - с вторым выходом передающего регистра, подключенным к второму входу первого блока ключей, выход которого подключен к пятому входу блока предъявления учебной информации .

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.

Устройство для обучения и контроля знаний обучаемого содержит узел

Iформирования сообщений, узел 2 формирования закона кодирования, передающий регистр 3, шифратор 4, индикатор 5 передаваемого сообщения, имитатор б помех, приемный регистр 7, индикатор 8 принятого сообщения, дешифратор 9, индикатор 10 сигналов обнаружения и подавления, индикатор

IIдекодированного сообщения, блок

12 управления, первый блок 13 элементов И, узел 14 набора решений, первый блок 15 ключей, второй блок 16 ключей, второй блок 17 элементов И, узел 18 набора решений, коммутатор 19 (режимов работы), узел 20 выдачи заданий, счетчик 21 ошибок, узлы 1, 2, 14 и 18 объединены в блок 22 ввода ответов индикатора 5, 8, 10, 11 и узел 20 объединены в блок 23 предъявления учебной информации.

Предлагаемое устройство функционирует следуетцим образом.

После включения устройства обучаемый с помощью коммутатора устанавливает режим Репититор. В этом режиме узел 20 выдает отобргокение задания, подлежащего исполнению, в виде безизбыточного сообщения, которое

должно быть передано информации, определяющей закон, функционирования шифратора 4. В соответствии с заданием обучаемый набирает сообщение и закон функционирования соответственно на шифраторе 4 и узле 2. По сигналам блока 12 эта информация вводится в шифратор 4, который формирует корректирующий код дпя заданного сообщения в соответствии с заданным законом формирования кода. Сформированный код выдается на передающий регистр 3. Обучаемый рассчитывает сообщение, которое должно быть сформировано шифратором 4, и выводит его с помощью узла 14. Схема контроля регистра 3 анализирует сообщения, сформированные шифратором 4 и спрогнозированные обучаемым, а также разрешает, подавая сигнал на блок 15, индикацию сообщения, записанного в передающем регистре 3, на индикаторе 5. Последнее обеспечивает возможность контроля обучаемым Правильности сделанного им прогнозаЕсли оба сообщения не совпадают, то схема контроля блока 13 выдает ошибки на коммутатор19. Этот сигнал в режиме Репититор подается на узел 20, который выдает обучаемому задание,предлагающее обучаемому .ввести в установку новое сообщение и новый закон функционирования шифратора 4. Выдача аналогичных заданий будет продолжаться до тех пор, пока сообщения в передающем регистре 3 и узле 14 не совпадут. В этом случае схема контроля блока 13 выдаст сигнал совпадения, который, про дя через коммутатор 19, поступит в узел 20. По поступлении сигнала совпадения узел 20 выдаст задание на передачу сообщения и введение в него с помощью имитатора. 6.

По сигналам блока 12 сообщение из передающего регистра 3, через имитатор б, в котором в передаваемое сообщение будут введены ошибки, поступит в приемный регистр 7 и отобразит, ся на индикаторе 8. На узел 18 обучаемый устанавливает спрогнози.рованные им сигналы обнаружения и исправления, которые должны появляться в процессе декодирования сообщения. После этого сообщения из приемного регистра 7 переводится в дешифратор 9, где осуществляется его декодирование. Результаты декодирования индицируются на индикатор 11. Схема контроля блока 17 пропускает появляющиеся в ходе функционирования дешифратора 9 сигнальз обнаружения и исправления для отображения на индикаторе 10 и сравнивает эти сигналы с набранными обучаемым спрогнозироваными сигналами обнаружения и исправления на узле 1В. в случае несовпадения сигнала ошибки подаются со

схемы контроля блока 17 через ком,мутатор 19 на узел20. Этот блок вы.дает обучаемому задание, обеспечивающее ему повторение ранее выполненных операций с целью уяснения обучаемым принципов декодирования сообщений . Так будет продолжаться до тех пор, пока схема контроля блока 17 не выдаст сигнала совпадения. Этот сигнал, поступив в узел 20, обеспечит выдачу обучаемому задания на переход в режим Экзаменатор. В этом режиме предлагаемое устройство работает в основном аналогично тому, как оно работало в режиме Репититор. Однако сигналы ошибок и совпадений, поступающие из схем контроля блоков 13 и 17 в коммутатор 19, обеспечивают независимо от характера сигнала, последовательную выдачу заданий, а сигналы ошибок поступают в счетчик 21, где их число подсчитывается и по результатам счета определяется изценка, которая индицируетсяТ; В слуа чае неудовлетворительной оценки сигна л ср счетчика 21 ошибок поступае на узел 20, который выдает обм аемому задание на установку режима Репититор . При положительном результате контроля знаний обучаемого обучение заканчивается.

Предлагаемое устройство обеспечивает контроль истинности знаний обучаемого в соответствии с результатом контроля либо разрешает ему дальнейшую работу, либо заставляет обучаемого повторять ранее выполненные операции до получения положительного исхода. Положительный исход может наступить только тогда, когда обучаемый ясно представляет себе принципы кодирования и декодирования корректирующих кодов. Повторение действий обучаемого и полный контроль его знаний стимулирует активность обучаемог и способствует интенсификации процесса обучения по сравнению с известным устройством. Известное устройство реешизовало лишь демонстрационные .функции и не обеспечивало должной активности обучаемых.

Формула изобретения

Устройство для обучения и контроля знаний, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, шифратор, передаюощй регистр, имитатор помех, приемный регистр, деишфратор и блок предъявления учебной информации, а также блок управления, выход которого соединен с вторыми

o входами шифратора, передающего и приемного регистров, имитатора помех и дешифратора, отличающеес я тем, что, с целью расшт-грения дидактических возможностей устройства,

5 в него введены счетчик ошибок, коммутатор, последовательно соединенные первый блок элементов И и первый блок ключей и последовательно включенные второй блок элементов И и второй блок ключей, выход которого соединен с

0 вторым входом блока предъявления учебной информации, а второй вход второго блока ключей - с вторым выходом дешифратора, подключенным к первому входу второго блока элементов

5 И, второй вход которого соединен с вторым выходом блока ввода ответом, а второй выход - с первым входом коммутатора, первый выход которого через счетчик ошибок подключен к

0 третьему входу блока предъявления учебной информации, четвертый вход которого соединен с вторым входом коммутатора, второй вход коммутатора подключен к второму выходу перво5го блока элементов И, первый вход которого соединен с.третьим-выходом , блока ввода ответов, а второй вход с вторым выходом передающего регистра, подключенныгл к второму входу

0 -первого блока ключей, выход которого подключен к пятому входу блока предъявления учебной информации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

5 № 287425, кл. G 09 В 7/00, 1970.

2.Казаринов Ю. М. и др. Радиотехнические .системы передачи данных. Л., ЛЭТИ, 1978, с. 45-47 (прототип);

Похожие патенты SU968839A1

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1980
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Новиков Владимир Андреевич
  • Федотов Николай Дмитриевич
SU875434A1
Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью 1982
  • Романов Леонид Михайлович
SU1068972A1
Тренажер радиотелеграфистов 1989
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1601622A1
Устройство для обучения 1983
  • Бабий Владимир Иванович
SU1273974A1
Обучающее устройство 1983
  • Жакевич Владимир Дмитриевич
SU1176363A1
Устройство для обучения операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1737488A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Обучающе-контролирующее устройство 1985
  • Курсай Виктор Николаевич
SU1367029A1
Тренажер радиотелеграфиста 1986
  • Малеваный Валентин Иванович
  • Кащеев Виктор Павлович
  • Енькин Вячеслав Константинович
  • Шмагин Сергей Александрович
SU1336087A1
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов 1980
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Заложных Виталий Федорович
  • Рыжков Виктор Иванович
SU936014A1

Иллюстрации к изобретению SU 968 839 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для обучения и контроля знаний

Формула изобретения SU 968 839 A1

SU 968 839 A1

Авторы

Романов Леонид Михайлович

Даты

1982-10-23Публикация

1981-03-13Подача