Система автоматического переключения передач самоходной машины Советский патент 1990 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1565733A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам автоматического управления ступенчатой трансмиссией самоходной машины.

Цель изобретения - повышение надежности работы системы автоматического переключения передач и упрощение конструкции.

На фиг. 1 показана электрическая схема системы автоматического переключения передач самоходной машины, на фиг о 2 - диаграмма, показывающая срабатывание peTie блока формирования сигналов на переключение.

Система автоматического переключения передач самоходной машины содержит блок формирования сигналов на переключение, исполнительное устройство переключения передач, сигнализатор включения крайних передач диапазона и электрическое реле времени. Блок 1 формирования сигналов на переключение (фиг. 1) включает в себя электрический мост 2, в одно из плеч которого включен переменный резистор 3, подвижный контакт которого системой k тяг и рычагов связан с рейкой 5 топливного насоса и всережимным регулятором 6 двигателя, а корпус резистора 3 выполнен подвижным и связан системой рычагов 7 с приводом 8 управления акселератором. К мосту 2 также подключены усилитель 9 напряжения, логический элемент ИЛИ, выполненный, например, в виде диодов 10 и 11 прямой и обратной проводимости, взаимодействующий с реле 12 и 13. Электрический мост 2 имеет подстроеч- ный резистор 14, позволяющий осуществ лять перенастройку моста в процессе эксплуатации системы на самоходной машине. Реле 12 и 13 установлены в цепи управления электрогидравлическими клапанами 15 и 16 соответственно.

5

0

0

5

0

5

0

5

Устройство переключения передач состоит из электрогидравлических клапанов 15 и 16, исполнительных гидроцилиндров 17, 18 и преобразовательного механихма 19, связанного с валом распределителя, управляющего фрикционными муфтами коробки передач.Электрогидравлические клапаны 15 и 16 сообщают рабочие полости исполнительных гидроцилиндров 17 и 18 г напорными линиями 20 и 21 либо со сливами 22 и 23.

Сигнализатор 2k включения крайних передач диапазона содержит кулачок 25. кинематически жестко связанный с валом преобразовательного механизма 19 и взаимодействующий с толкателями 26 и 27. Последние связаны с Нормально замкнутыми контактами, установленными в цепи управления реле 12 и 13. Толкатели 26 и 27 подпружинены пружинами 28 и 29. Сигнальные лампочки 30 и 31 имеющие отдельные цепи, управляемые толкателями 26 и 27. при замыкании цепей управления сигнализируют-о включении крайних передач диапазона.

Электрическое реле времени пред- назначено для исключения формирования ложных сигналов на переключение во время переходных процессов, вызванных автоматическим переключением передачи, и содержит реле 32 с нормально замкнутыми контактами, транзистор 33 конденсатор подстроечный резистор 35. Цепь управления электрическим реле времени замыкается контактами 36 и 37 при срабатывании любого из гидроцилиндров 17 и 18.

Система работает следующим образом.

Если загрузка двигателя близка к оптимальной, на которую настроен электрический мост 2, то рассогласование последнего отсутствует фиг.2

участок диаграммы, расположенный в зоне между иЈр и , где U и U tp - соответственно пороги срабатывания реле низших 13 и высших 12 передач) . При этом сигналы на переключение блоком 1 не формируются.

При уменьшении нагрузки на двигатель рейка 5 перемещается вправо (всто рону уменьшения подачи топлива), при этом подвижный контакт переменного резистора 3, связанный системой Ц тяг с рейкой, смещается, нарушая равновесие моста 2. Это приводит к появлению в цепи электрического тока определенного направления. Электрический сигнал, снимаемый с моста, поступает на усилитель 9 и далее проходит через один из двух диодов 10 через нормально замкнутый контакт сигнализатора 2 включения крайних передач диапазона на реле 12, установленное в цепи управления электрогидравлическим клапаном 15.

При определенном значении напряжения (ис„) реле 12 срабатывает, и включается электрогидравлический клапан 15, который соединяет рабочую полость гидроцилиндра 17 с напорной линией 20. Поршень гидроцилиндра 17, перемещаясь, воздействует на преобразовательный механизм 19, в результате чего происходит переключение на высшую передачу. В момент включения передачи шток гидроцилиндра 17 замыкает контакт 36 в цепи электрического реле времени. Напряжение подается к конденсатору 3 и на базу транзистора 33, который открывается. В результате этого срабатывает реле 32, которое размыкает цепь блока формирования сигналов на переключение. Реле 12 обесточивается, размыкая контакт в цепи электромагнита электрогидравлического клапана 15, последний соединяет рабочую полость гидроцилиндра 17 со сливом 22. Гидроцилиндр опорожняется, размыкая при этом контакт Зб цепи электрического реле времени. Однако транзистор 33 еще определенное время открыт и, следовательно, включено реле 32 из-за наличия напряжения на конденсаторе 3, который разряжается через под- строечный резистор 35. Последним устанавливается время, в течение которого реле 32 находится во включенном состоянии после размыкания контактов 36 либо 37. В это же время в системе

0

5

Q 5

происходят переходные процессы, вызванные автоматическим переключением передач, а поскольку цепь блока формирования сигналов на переключение разомкнута, необоснованного переключения передачи не происходит.

После переключения на высшую передачу нагрузка на двигатель увеличивается, рейка 5 перемещается влево (в сторону увеличения подачи топлива) , в зону оптимальной нагрузки двигателя, возвращая подвижный контакт переменного резистора 3 обратно за порог переключения на высшую передачу (фиг. 2, зона включенной передачи, ограниченная значениями и иЈр).

Когда напряжение на конденсаторе 3 (фиг. 1) уменьшится до его величины при закрытии транзистора 33. последний закрывается, а реле 32 выключается, замыкая цепь блока формирования сигналов на переключение. Система готова к отработке нового сигнала на переключение.

Аналогично работает система при переключении на низшую передачу.

При увеличении нагрузки на двигатель 5, перемещаясь влево, смещает подвижный контакт переменного резистора 3 в противоположную сторону, нарушая равновесие моста 2. Появившийся в цепи электрический сигнал противоположного направления поступает на второй из двух диодов 11 и далее на реле 13. Последнее срабатывает и включает электрогидравлический клапан 16, который соединяет рабочую полость гидрбцилиндра 18 с напорной линией 21, в результате чего гидроцилиндр 18 посредством преобразовательного механизма 19 включает низшую передачу. Далее процесс функционирования системы аналогичен описанному.

При включении крайней передачи диапазона, например высшей, кулачок 25, жестко связанный с валом механизма 19 поворачиваясь, воздействует на толкатель 26, который размыкает контакт на участке цепи между диодом 10 и реле 12 и замыкает цепь сигналь- .ной лампочки 30. Последняя включается и сигнализирует о включенной крайней передаче диапазона. Если даже и возникнут соответствующие до- рожные условия на переключение более высшей передачи, тем не менее сигнал

0

5

0

5

0

на переключение высшей передачи блоком 1 формироваться не будет. В этом случае водитель включает следующий диапазон, а в нем низшую передачу (которая является высшей по отношени к крайней передаче предыдущего диапазона). В этом случае кулачок, поворачиваясь в обратную сторону, освобождает толкатель 26, который под действием пружины 28 размыкает цепь CHI- нальной лампочки 30 и замыкает участок цепи между диодом 10 и реле 12. В случае включения крайней передачи диапазона дорожные условия изменяются таким образом, что возникает необходимость в переключении на обратную передачу данного диапазона, система осуществляет автоматическое переключение передачи, а сигнализатор включения крайних передач диапазона замыкает необходимые для работы блока формирования сигналов на переключение участка цепи. Аналогично работает сигнализатор 24 при включе- нии крайней низшей передачи диапазона .

Использование предлагаемого устройства на самоходной машине, оснащенной дизельным двигателем, позволит увеличить быстродействие системы автоматического переключения пере

дач, а также повысить надежность ее работы путем упрощения конструкции.

Формула изобретения

1. Система автоматического переключения передач самоходной машины, содержащая блок формирования сигналов на переключение, исполнительное устройство переключения передач,состоящее изэлектрогидравлических клапанов гидравлически связанных с исполнительными гидроцилиндрами переключения пере0

5

5

0

дач, и исполнительно-преобразовательного механизма,сигнализатор включения крайних передач диапазона,электрическое реле времени,рычаги,связанные с всережимным регулятором двигателя, рейкой топливного насоса HI педалью акселератора, отличающая- с я тем, что, с целью повышения надежности работы системы автоматического переключения передач и упрощения конструкции, блок формирования сигналов на переключение передач содержит электрический мост, в одно из плеч которого встроен переменный резистор, подвижный контакт которого связан с рычагами рейки топливного насоса и всережимного регулятора двигателя, при этом корпус переменного резистора выполнен подвижным и кинематически связан с рычагом педали акселератора, усилитель, логический элемент ИЛИ и два реле, электрически связанные с другим плечом электрического моста, причем упомянутые реле установлены в цепях управления электрогидравлическими клапанами.

2.Система по п. отличающая с я тем, что в цепь управления электрическим реле времени установлены транзистор и подключенные параллельно между собой конденсатор и подстроечный резистор, причем один общий контакт конденсатора и под- строечного резистора связан с входом

5 базы транзистора, а другой их общий контакт связан с входом реле.

3.Система по п. отличающаяся тем, что сигнализатор включения крайних передач диапазона выполнен с возможностью взаимодействия посредством кулачка с нормально замкнутыми контактами, установленными в цепи управления реле блока формирования сигналов на переключение.

0

0

5

Низшая передача. SS

vV4 Ч VN

И

ср

f f r ff frrr Sf

//, Вмешал у/ у, передаю //

Похожие патенты SU1565733A1

название год авторы номер документа
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Евгений Владимирович
SU1602772A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ 1991
  • Тарасик В.П.
  • Рынкевич С.А.
RU2010734C1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Евгений Владимирович
SU1682218A1
Устройство автоматического переключения передач 1981
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Галюжин Сергей Данилович
SU1088960A1
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства 1977
  • Севернев Михаил Максимович
  • Нагорский Игорь Станиславович
  • Чабан Владимир Федотович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Солонский Александр Степанович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU791561A1
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ 1967
SU202741A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1990
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Крутолевич Сергей Константинович
  • Халько Николай Иванович
  • Андрияненко Юрий Анатольевич
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Антипенко Григорий Леонидович
SU1763257A2
Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач 1988
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1696328A1
Устройство для автоматического управления фрикционами ступенчатой трансмиссии транспортного средства 1984
  • Галюжин Сергей Данилович
  • Тарасик Владимир Петрович
SU1371932A1
Устройство для переключения передач транспортного средства 1985
  • Геращенко Василий Васильевич
  • Вовк Александр Викторович
  • Вовк Виктор Васильевич
SU1289707A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 565 733 A1

Реферат патента 1990 года Система автоматического переключения передач самоходной машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам автоматического управления ступенчатой трансмиссией транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности работы системы автоматического переключения передач и упрощение конструкции. Для этого в системе автоматического переключения передач самоходной машины, содержащей блок 1 формирования сигналов на переключение, исполнительное устройство переключения передач, сигнализатор 24 включения крайних передач диапазона, электрическое реле времени, блок 1 формирования сигналов на переключение выполнен в виде электрического моста, в одно плечо которого встроен переменный резистор 3, подвижный контакт которого кинематически связан с рейкой 5 топливного насоса и всережимным регулятором 6 двигателя, корпус резистора выполнен подвижным и кинематически связан с приводом 8 управления акселератором, а в другое плечо включены усилитель и логический элемент ИЛИ. При движении самоходной машины при изменении нагрузки на двигатель рейка 5, перемещаясь, смещает подвижный контакт переменного резистора 3, и нарушается равновесие моста. Электрический сигнал через логический элемент ИЛИ поступает на одно из реле 12 или 13, которое включает соответствующий электрогидроклапан. Последний соединяет полость соответствующего гидроцилиндра переключения передач с напорной линией, и происходит переключение на следующую передачу. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 565 733 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1565733A1

Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства 1977
  • Севернев Михаил Максимович
  • Нагорский Игорь Станиславович
  • Чабан Владимир Федотович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Солонский Александр Степанович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
SU791561A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 565 733 A1

Авторы

Рынкевич Сергей Анатольевич

Даты

1990-05-23Публикация

1988-05-23Подача