Изобретение относится к транспорту, Б частности, к устройствам автоматического управления механизмами переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережим ными регуляторами.
Цель изобретения - повьшение надежности работы путем исключения воз можности одновременного переключения передач.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство для переключения передач транспортного средства содержит электромагнитные клапаны с катуш ками 1 и 2 механизма 3 переключения передач. Катушки 1 и 2 электромагнит -нык клапанов через релейные усилите ;пи 4 и 5 подключены к выходам соответствующих сумматоров 6 и 7, кото- рые выполнены в виде потенциометров и снабжены ЕС-фильтрами и диодами на своих входах. Индукционные датчики 8 и 9 положения рейки топливного насоса двигателя, питающиеся от источников 10 и 11 переменного тока, выполнены в виде мультивибраторов, на выходе которых включены эмиттер- ные повторители. Датчики 12 и 13 частоты вращения двигателя через диф ференцирующие цепи 14 и 15 подключены к входам соответственно сумматоров 6 и 7, причем один из них - к суммирующему входу, а другой - к вычитающему. Дифференцирующие цепи вьтолнены в виде последовательно соединенных конденсатора и резистора а датчики частоты вращения - в виде замыкающих контактов и резисторов, включенных в последовательную цепь с источником питания. Релейный усилитель 4 канала включения высших передач собран на полупроводниковых триодах 16 - 18. Релейный усилитель 5 канала включения низших передач собран на полупроводниковых триодах 19-21. Коллектор полупроводникового триода 18 релейного усилителя 4 кана ла включения высших передач соединен посредством резистора 22 с базой полупроводникового триода 20 релейного усилителя 5 канала включения низших передач. Коллектор полупроводникового триода 21 релейного усилителя 5 канала включения низишх передач соединен посредством резистора 23 с ба
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
ЗОЙ полупроводникового триода 17 релейного усилителя 4 канала включения высиих передач.
Устройство работает следующим образом.
Работа двигателя в любой момент времени однозначно определяется дву- г-ш параметрами - загрузкой и частотой вращения вала двигателя. Загрузка двигателя со всережимным регулятором определяется положением рейки топливного насоса. В сумматоре 6, установленном в канале включения высших передач, сигналы преобразователей частоты вращения вала двигателя и положения рейки топливного насоса складываются, а в сумматоре 7 канала включения высших передач - вычитаются. Сигналы управления, сформированные сумматорами 6 и 7, поступают на входы релейных усилителей 4 и 5 соответственно. При оптимальной загрузке двигателя выходные сигнгшы сумматоров 6 и 7 меньше порогов срабатывания релейных полупроводниковых усилителей 4 и 5 соответственно, поэтому полупроводнико- вые триоды 16. и 19 открыты, а триоды 17 и 18, 20 и 21 закрыты.
Предположим, что нагрузка стала уменьшаться. Частота вращения вала двигателя при этом увеличивается, а рейка топливного насоса перемещается всережимным регулятором в сторону уменьшения подачи топлива. Входные сигналы сумматора 6 канала управления включением высших передач увеличиваются. Сумматор 6 постоянно формирует сигнал управления. При достижении выходным сигналом сумматора 6 порога срабатывания релейного усилителя 4, полупроводниковый триод 16 закрывается, а полупроводниковые триоды 17 и 18 открываются. Срабатывает электромагнит е катушкой 1 канала включения высших передач. На коллекторе полупроводникового триода 18 появляется положительный сигнал, который подается посредством резистора 22 в цепь базы полупроводникового триода 20. Последний закрывается и при любой величине сигнала управления на выходе сумматора 7 электромагнит, с катушкой 2 канала включения низших передач не может сработать до тех пор, пока электромагнит с катушкой 1 находится во включенном состоянии.
При увеличении нагрузки двигателя сигнал управления, сформированный на выходе сумматора 7, достигает порога срабатывания релейного усилителя 5. Полупроводниковый триод 19 закрывается, а полупроводниковые триоды 20 и 21 открываются. Срабатывает электромагнит с катушкой 2 канала -включения низших передач, включается, низшая передача. На коллекторе полупроводникового триода 21 появляется положительный сигнал, который подается посредством резистора 23 в цепь базы полупроводникового триода 17. Последний закрывается и при любой величине сигнала управления на выходе сумматора 6 электромагнит с катушкой 1 канала.включения высших передач не может сработать до тех пор, пока электромагнит с катушкой 2 находится во включенном состоянии.
Формула изобрет.ения
:; Устройство для переключения передач транспортного средства, содержащее два датчика положения рейки топливного насоса, два датчика частоты вращения вала двигателя, два сум- матора подключенные через соответственно первый и второй усилители к исполнительным блокам, причем первый датчик частоты вращения подключен через дифференцирующую цепь к суммирующему входу первого сумматора, первый датСоставитель А. 6 арьжов Редактор И. Касарда Техред В.Кадар
Ко Под
7855/16 Тираж,620
ВНИИПИ Государственного/ комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
.Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
чик положения рейки топливного насоса подключен к другому сумнирующе- му входу первого сумматора, второй
датчик частоты вращения подключен
через другую дифференцирующую цепь к вычитающему входу второго сумматора, а второй датчик положения рейки топливного насоса подключен к суммирующему входу второго сумматоpa, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы путем исключения возможности одновременного переключения передач, каждый усилитель включает в себя
три транзистора и четьфе резистора, причем база первого транзистора подключена к выходу сумматора, через первый резистор к первому выводу исполнительного блока, через второй
резистор к другому вьшоду первого
исполнительного блока, коллектор первого транзистора подключен через третий резистор к первому вьгооду первого исполнительного блока, эмиттер первого транзистора соединен с эмиттером третьего транзистора, коллектор второго транзистора соединен с коллектором первого транзистора, эмиттер второго транзистора соединен
с базой третьего транзистора, коллектор третьего транзистор подключен к второму выводу первого исполнительного блока, а база второго транзистора подключена к второму выводу второго исполнительного блока через четвертый резистор.
Корректор А. Обручар Подписное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1291457A1 |
Устройство для переключения передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1544603A1 |
Устройство для переключения передач транспортного средства | 1979 |
|
SU1020269A1 |
Система автоматического переключения передач самоходной машины | 1988 |
|
SU1565733A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2053400C1 |
Устройство для переключения передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1544602A1 |
Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины | 1970 |
|
SU563311A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1992 |
|
RU2006386C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Стенд для испытания электронных систем управления гидромеханической передачей | 1987 |
|
SU1506185A1 |
Изобретение относится к устройствам автоматического управления механизмами переключения передач транспортного средства, преимущественно автомобилей и тракторов, на которых установлены дизельные двигатели со всережимными регуляторами. Целью изобретения является повышение надежности работы путем исключения возможности одновременного переключения передач. Коллектор третьего полупроводникового триода 18 релейного усилителя 4 канала включения высших передач соединен посредством резистора 22 с базой второго полупроводникового триода 20 релейного усилителя канала включения низших передач, а коллектор третьего полупроводникового триода 21 релейного усилителя 5 канала включения низших передач соединен посредством резистора 23 с базой второго полупроводникового триода 17 релейного усилителя канала включения высших передач. Устройство обеспечивает высокую надежность работы из-за исключения одновременного срабатывания обеих электромагнитных клапанов механизма переключения передач. .1 ил. С € к 00 со Nj
Устройство для переключения передач транспортного средства | 1979 |
|
SU1020269A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-02-15—Публикация
1985-02-27—Подача