Изобретение относится к способам анализа смазочных масел и может быть использовано при определении качества работающего в машинах и механизмах смазочного масла с целью установки срока его смены.
Цель изобретения - повышение достоверности оценки качества смазочного масла.
На фиг.1 приведена структурная схема для осуществления способа опоеде- ления качества смазочного масла; на фиг.2 - емкостный датчик, общий вид, разрез; на фиг.З - 5 - градуировоч- ные кривые.
Структурная схема состоит из нагревательного элемента 1, емкостного датчика 2, подключенного к измерительному прибору 3, дифференцирующего устройства 4, предназначенного для выявления момента максимума (тангенса угла диэлектрических потерь)
tgcf и сигнализирующего устройства 5, подающего сигнал о наступлении этого момента. Контроль температуры масла осуществляют после емкостного датчика 2 термоизмерительным устройством 6.
Емкостный датчик представляет собой плоскую измерительную ячейку с тарельчатыми электродами 7 и 8 площадью 2 , выполненными из кор- розионностойкой стали, например нержавеющей стали марки 12Х18Н9Т, и имеющими возможность подключения к измерительному прибору. Зазор 9 между электродами равен 0,001 м. Электроды 7 и 8 жестко крепятся з герметичном корпусе 10, выполненном из органического стекла и имеющим отверстия 11 для подвода и 12 для отвода работающего анализируемого масла.
Способ реализуется следующим образом.
ел
О) 05
to
315
Часть потока работающего масла пропускают через нагревательный элемент 1. Нагреваясь масло направляется в емкостной датчик 2, где на масло накладывается высокочастотное электрическое поле, вызывающее возникновение диэлектрических потерь, текущее значение которых регистрируется измерительным прибором 3. Нагрев масла осуществляется до тех пор, пока температура и вязкость масла не достигнут величин, при которых выполняются условия максимума tg f . В момент достижения максимума tg f срабатывает дифференцирующее устройство 4, включает сигнализирующее устройство 5, и подающее сигнал для регистрации температуры, соответствующей максимальному значению tg с помощью термоиз- мерительного устройства 6. По величине этой температуры, с помощью граду- ировочной кривой, представленной на фиг.4 .определяют вязкость анализируемого масла, а по величине tgcTwo(KC с помощью градуировочной кривой, представленной на фиг.5, определяют его кислотное число.
Пример 1. Для определения качества смазочного масла по указанному способу используют турбинное масло марки Тп-46 системы смазки судового турбонагревателя. Устройство (фиг.1) подключено вначале к трубопроводу цистерны запаса свежего масла, которое при начальной температуре
о
35 С имеет принимаемые за эталонные показатели качества: динамическую вязкость, равную 0,9 П и кислотное число, равное 0,3 мг/г КОН. Измерение динамической вязкости проводят согласно ГОСТу 33-82, а кислотного числа согласно ГОСТу 11362-76. По градуировочной кривой (фиг.З) по отношению абсолютной температуры к динамической вязкости масла, равному 69СС/П, определяют частоту измерения, которая должна быть не ниже критической частоты дисперсии для начальной температуры и вязкости масла. Критическая частота дисперсии равна 26 МГц, частоту измерения определяют в 40МГця Устанавливают на измерительном приборе частоту измерения 30 МГц, после чего нагревательным элементом осуществляют постепенный нагрев проходящего через емкостной датчик эталонного масла до появления максимума tg 61 . Температура масла на данной частоте иэ
0
5
Q 5
0
35
40
45
50
мерения, соответствующая максимальному значению tg равна 37,3°С, а величина равна 1,1 10 -г. По градуировочной кривой, изображенной на фиг.4, определяют вязкость эталонного масла при 37,3°С. Она равна 0,78 П.
Затем устройство (фиг.1) подключают к трубопроводу циркуляционной системы смазки судового газотурбонагнетателя и определяют показатели качества масла. Начальная температура исследуемого масла 35°С. Нагревательный элемент осуществляет нагрев исследуемого масла, проходящего через емкостной датчик до момента появления максимума. Температура масла на данной частоте измерения соответствует максимальному значению tg 39° С, а величина tg M01KC равна 2,51 10 . По градуировочной кривой, изображенной на фиг.4, определяют вязкость исследуемого масла при 39 С. Она равна 0,842 П или на 8% выше значения вязкости эталонного масла. По градуировочной кривой, представленной на фиг.З, пользуясь полученным значением , равным 2,51 - определяют кислотное число исследуемого масла. Оно равно 0,685 мг/г КОН.
Результаты испытаний приведены в табл. 1 .
Предлагаемый способ по точности не уступает известному, однако превосходит его по скорости проведения анализа.
Приме р 2. В качестве объекта испытаний используют пробы турбинных масел марки Тп-46, взятые из циркуляционной системы смазки судовых газотурбонагнетателей.
При испытаниях используют следующие измерительные приборы: дифференциальный цифровой вольтметр В2-34, измеритель добротности марки ВМ-560, термометр ТЛ-2, хромелькапелевая термопара типа ТХК, емкостная измерительная ячейка (датчик) с межэлектродным зазором в 1,0 мм.
Испытания по определению кислотного числа известным способом проводят в емкостной измерительной ячейке на частоте измерений переменного электрического поля 30 МГц и при температуре анализируемого масла . Значение величины tg J регистрируют прибором ВМ-560, подключенным к ячейке.
Результаты испытаний предлагаемого и известного (прототипа) в сравнении с лабораторными анализами масел по методике ГОСТ 11362-76, принятыми в качестве эталонных, приведены в табл.2.
Формула изобретения
Способ определения качества смазочного масла путем измерения тангенса
угла диэлектрических потерь, по которому судят о кислотном числе масла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности определения, масло нагревают до получения максимального значения тангенса угла диэлектрических потерь.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА ЖИДКИХ ФАСОВАННЫХ ПРОДУКТОВ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2696810C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ САХАРОСОДЕРЖАЩЕГО ПРОДУКТА | 1991 |
|
RU2017149C1 |
Устройство контроля состава многокомпонентных растворов | 1987 |
|
SU1497550A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ МАСЕЛ ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД | 1999 |
|
RU2156973C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ АНАЛИЗА СТАДИИ ПОЛИКОНДЕНСАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ АЛКИДНЫХ ЛАКОВ | 2019 |
|
RU2755379C2 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ОКИСЛЕНИЯ МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2361209C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И РЕСУРСА ИЗОЛЯЦИИ | 2008 |
|
RU2373546C2 |
Способ оценки состояния смазочного масла двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1663541A1 |
Способ определения толщины смазочного слоя между поверхностями трения | 1987 |
|
SU1564430A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И РЕСУРСА ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ | 1993 |
|
RU2044326C1 |
Изобретение относится к химмотологии, в частности к определения качества смазочного масла. Цель - повышение точности и достоверности определения. Определения ведут путем измерения тангенса угла диэлектрических потерь, по которому судят о кислотном числе масла. Масло нагревают до получения максимального значения тангенса угла диэлектрических потерь. Новый способ не уступает по точности известному, однако превосходит его по скорости проведения анализа. 5 ил. 2 табл.
Фиг. 1
Таблица 2
w
У////////////////; 1
ti«f ,ner Ж 10 r«
го
250WO350WO
Риг.З
73
У//////////////Л
Фиг. 2
0,3 Qit 05 Ц6 0,1 0,8 0,9 прхсн
Редактор С.Патрушева
Фиг. 5
Составитель Л.Иванова
Техред М.Дидык Корректор В.Кабаций
Эмс Ф | |||
Диэлектрические измерения, ГОСТ 11362-76 | |||
Масла | |||
Метод определения кислотного числа, М.: Химия, 1967, с.168. |
Авторы
Даты
1990-05-23—Публикация
1986-08-05—Подача