Устройство для контроля знаний обучаемого Советский патент 1990 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU1569864A1

1

(21) 4462589/24-24 2) 20.07.88 +6) 07.06.90. Бкш. К 21 7 2) И.Д.Финошкин, В.К.Пудовкин, О.А.Корчик и А.В.Борисович

3) 681.3.071(088.8) ) Авторское свидетельство СССР 1282187, кл. G 09 В 7/02, 1985.

4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО

(57) Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и контроля качества знаний и может быть использовано на занятиях с программированным контролем, Цель изобретения - повышение точности устройства за счет выделения обучаемому дополнительной возможности ответа на вопросы за отведенное контрольное время. Для достижения цели в устройство, содержащее блок ввода ответов, блок кодирования, регистратор, два счетчика, два дешифратора, блок индикации, дпа блока элементов И, блок задания времени, два генератора импульсов, формирователь импульсов, ограничитель амплитуды, компаратор, коммутатор, введений второй компаратор, элемент И, два мультиплексора, формирователь кодов, два сумматора, блок сравнения, ключ, два регистра, третий счетчик, два блока элементов И и элемент ИЛИ. 1 ил.

с в

Похожие патенты SU1569864A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО 1991
  • Грибков В.А.
  • Никитин А.А.
  • Сторублевцев В.В.
  • Алексеенко Г.А.
RU2037206C1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU1524082A1
Устройство для контроля знаний обучаемого 1983
  • Пудовкин Виктор Константинович
SU1119058A1
"Устройство для обучения и контроля знаний учащихся "Квант" 1989
  • Пудовкин Виктор Константинович
  • Ежов Виктор Семенович
  • Финошкин Иван Дмитриевич
SU1633441A2
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Булавенко Валерий Ульянович
SU1176362A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Кунцевич Марина Всеволодовна
  • Косяк Николай Сергеевич
  • Мироненко Василий Афанасьевич
  • Чибисов Эдгар Георгиевич
SU1012317A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Обучающее устройство 1990
  • Грибков Владимир Александрович
  • Калмыков Евгений Викторович
  • Никитин Александр Адольфович
  • Смирнов Дмитрий Сергеевич
SU1737484A1
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1986
  • Рожков Станислав Михайлович
  • Иваницкий Владимир Михайлович
  • Ферчук Евгений Ефремович
SU1381576A1
Обучающее устройство 1980
  • Александров Владимир Константинович
  • Зубко Виктор Иванович
  • Игнатьев Александр Николаевич
SU963062A2

Иллюстрации к изобретению SU 1 569 864 A1

Реферат патента 1990 года Устройство для контроля знаний обучаемого

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и контроля качества усвоения знаний и может быть использовано на занятиях с программированным контролем. Цель изобретения - повышение точности устройства за счет выделения обучаемому дополнительной возможности ответа на вопросы за отведенное контрольное время. Для достижения цели в устройство, содержащее блок ввода ответов, блок кодирования, регистратор, два счетчика, два дешифратора, блок индикации, два блока элементов И, блок задания времени, два генератора импульсов, формирователь импульсов, ограничитель амплитуды, компаратор, коммутатор, введены второй коммутатор, элемент И, два мультиплексора, формирователь кодов, мультиплексора, два сумматора, блок сравнения, ключ, два регистра, третий счетчик, два блока элементов И и элемент ИЛИ. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 569 864 A1

Изобретение предназначено для кон- роля знаний обучаемого, относится

е ниччсю.м средствам программиро- ,нкого обучения.

Ц+пъ изобретения - повышение точности устройства.

На чертеже изображена блок-схема устройства.

Устройство для контроля знаний случаемого содержит блок 1 ввода , блок 2 кодирования, регистратор 3 ответов, счетчик 4, дешифратор 5, блок 6 индикации, дешифратор 7, блок 8 элементов И, блок 9 задания времени, генератор 10 импульсов, сумматор 11, генератор 12 импульсов, блок 13 элементов И, формирователь 14 импульсов,счетчик 15, ограничитель 16 амплитуды, компара-

тор 17, коммутатор 18, вход 19 запуска устройства, вход 20 повторения ответов, блок 21 сравнения, ключ 22, регистр 23, счетчик 24, блок 25 зле- ментов И, элемент ИЛИ 26, блок 27 элементов И,коммутатор 28, элемент И 29, мультиплексор 30, формирователь 31 кодов, второй мультиплексор 32, сумматор 33 и регистр 34.

Устройство для контроля знаний работает следующим образом.

Блок 1 осуществляет выработку сигнала ответа при вводе каждого этапа задачи (вопроса). Сигнал ответа через блок 2, дешифратор 7 поступает в регистратор 3, который содержит ргистраторы правильных и неправильных ответов. Дешифратор 7 по сигналу запуска счетчика 15 выдает на ресл

о со

00

б

Ј

гистр 23 эталонное время на решение следующего этапа задачи (вопроса). При запуске время в регистр 23 заносится преподавателем. Счетчик 4 считает импульсы, характеризующие вес каждого этапа с учетом времени, затраченным обучаемым на его решение. Блок 6 индикации высвечивает время,

регистрируемое счетчиком 15, и номераJQ дивидуально-типологическим свойствам

30

неправильно решенных этапов (вопросов) , определяемых в регистраторе 3. Счетчик 24 регистрирует число правильных ответов. Если все ответы правильные, то блок вырабатывает сигнал, 15 поступающий через блок 25 и элемент ИЛИ 26 на блок 27, разрешающий выдачу количества импульсов со счетчика 4 в дешифратор 5. Если ответ выполнен правильно, то с регистраторов 20 правильных ответов подается сигнал на вход счетчика 24, запуск которого в начале занятия осуществляется преподавателем, и на один вход блока 13, другой вход которого соединен 25 с выходом генератора 10. Еще один вход блока 13 соединен с выходом генератора 12, длительность импульсов которого через блок 8 элементов И задается кодом с выхода сумматора 11. Режим работы сумматора 11 определяется сравнением эталонного времени, поступающего на один его вход с выхода блока 9 через мультиплексор 30, и реального времени, затрачиваемого обучаемым на решение (ответ) этапа задачи (вопроса), которое поступает на его другой вход с выхода счетчика 15. В момент ввода ответа сигнал с блока 1 разрешает прохождение кода с выхода сумматора 11 через блок 8 элементов И в генератор 12. В момент окончания сигнала, поступающего с выхода генератора 12 на вход блока 13, формирователем 14 вырабатываются сигналы обнуления и запуска счетчика 15 на решение следующего этапа задачи (вопроса), а также записи информации с дешифратора 7 в регистр 23. Запуск счетчика 15 в начале занятия осуществляется преподавателем. Кроме того, разность времени с выхода сумматора 11 через мультиплексор 32 поступает на сумматор 33, где складывается с текущим значением регистра 34 (первоначальное его значение в момент запуска равно нулю), после чего результат записывается в регистр 34. Таким образом,

35

40

45

50

55

нервной системы. Один из сигналов поступает на вход компаратора 17 и сравнивается с линейно изменяющимся напряжением, поступающим на другой его вход с блока 9. В момент совпаде- .ния этих двух напряжений компаратор 17 вырабатывает два сигнала, сдвинутые во времени: сигнал запрета работы реле времени, который прерывает формирование эталонного времени в блоке 9, разрешающий сигнал выдает эталонное скорректированное время в сумматор 11. Коммутатор 18 осуществляет подключение сигналов формирующей части блока 9 задания времени к входам ограничителя 16 и компаратора 17, формирующая часть блока 9 вырабатывает линейно изменяющееся напряжение, соответствующее эталонному времени, и постоянное напряжение, определяющее максимальный его уровень .

Если ответ сделан неправильно, то устройство работает аналогично, за исключением того, что в регистраторе 3 вырабатывается сигнал Неверно, который подается на индикацию неверного ответа в блок 6, в результате чего по инверсному входу блока 25 блокируется прохождение импульсов счета на счетчик 4 и не происходит вычитание в счетчике 24.

В конце контроля знаний обучаемый после нажатия кнопки Повтор получает информацию о количестве неправильно решенных этапов (вопросов). Если время контроля не кончилось, т.е. имеется положительное резервное время в регистре 34, то обучаемый имеет возможность повторить ответы на высвечиваемые в блоке 6 номера неправильно решенных этапов (вопросов) .

Пусть в результате выполнения кон- .трольного задания обучаемый не получил сразу оценку и осталось резервное время. Обучаемый нажимает кнопку Повтор. В результате этого в блоке 6 высвечивается номер неправильно репроисходит накопление резервного времени (в случае просрочного времени для каких-либо этапов это время может быть не резервное,а отри- цательное).

Ограничитель 16 вырабатывает сигналы постоянного уровня, соответствующие группированию обучаемых по ин0

5 5

5

0

5

0

5

нервной системы. Один из сигналов поступает на вход компаратора 17 и сравнивается с линейно изменяющимся напряжением, поступающим на другой его вход с блока 9. В момент совпаде- .ния этих двух напряжений компаратор 17 вырабатывает два сигнала, сдвинутые во времени: сигнал запрета работы реле времени, который прерывает формирование эталонного времени в блоке 9, разрешающий сигнал выдает эталонное скорректированное время в сумматор 11. Коммутатор 18 осуществляет подключение сигналов формирующей части блока 9 задания времени к входам ограничителя 16 и компаратора 17, формирующая часть блока 9 вырабатывает линейно изменяющееся напряжение, соответствующее эталонному времени, и постоянное напряжение, определяющее максимальный его уровень .

Если ответ сделан неправильно, то устройство работает аналогично, за исключением того, что в регистраторе 3 вырабатывается сигнал Неверно, который подается на индикацию неверного ответа в блок 6, в результате чего по инверсному входу блока 25 блокируется прохождение импульсов счета на счетчик 4 и не происходит вычитание в счетчике 24.

В конце контроля знаний обучаемый после нажатия кнопки Повтор получает информацию о количестве неправильно решенных этапов (вопросов). Если время контроля не кончилось, т.е. имеется положительное резервное время в регистре 34, то обучаемый имеет возможность повторить ответы на высвечиваемые в блоке 6 номера неправильно решенных этапов (вопросов) .

Пусть в результате выполнения кон- .трольного задания обучаемый не получил сразу оценку и осталось резервное время. Обучаемый нажимает кнопку Повтор. В результате этого в блоке 6 высвечивается номер неправильно решинного этапа (вопроса), изменяется частота генератора 10 (в сторону понижения оценки)разрешается прохождение сигнала с коммутатора 28 через элемент И 29 на мультиплексор 30, разрешается прохождение сигнала с блока сравнения 21 через ключ 22 на блок ввода 1 и элемент ИЛИ 26. Мультиплексором 32 коммутируется цепь с формирователя 31 кодов на сумматор 33, формирователем 14 вырабатываются сигналы обнуления и запуска счетчика 15 на решение заданного вопроса. Если резервное время в регистре 34 большего эталонного времени блока 9, то мультиплексор 30 коммутирует цепь с блока 9 на блок 11. Если резервное время в регистре 34 меньше эталонного времени блока 9, то сигнал с компаратора 28 поступает на мультиплексор 30, который коммутирует выход регистра 34 на вход сумматора 11. Таким образом, осуществляется выбор меньшего из кодов времени, хранящихся в регистре 34 и блоке 9. Текущее время со счетчика 15 постоянно сравнивается в блоке 21 сравнения с резервным временем регистра 34 и при превышении его вырабатывается сигнал запрета ввода ответа и сигнал, поступающий на блок 27 через элемент ИЛИ 26, разрешающий выдачу количества импульсов со счетчика 4 на дешифратор 5 с последующим высвечиванием оценки в блоке 6, полученной в первой попытке. Если текущее время со счетчика 15 времени меньше резервного регистра 34, обучаемый имеет возможность повторно ответить на неправильно решенный этап (вопрос) в предыдущей попытке.

При ответах работа устройства аналогична описанному, но при этом время ответа обучаемого со счетчика 15 через формирователь 31 дополнительного кода и второй мультиплексор 32 поступает на сумматор 33, где складывается в дополнительном коде со значением резервного времени. Таким образом, происходит уменьшение резервного времени на величину времени ответа обучаемого.

Аналогичным образом устройство работает и при нескольких неправильных этапах, но при условии, что есть резервное контрольное время. Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемого, содержащее блок ввода от10

15

20

25

569864

ветов, выход которого соединен с входом первого блока элементов и,а выходы группы соединены с входами блока кодирования, выходы первой группы которого соединены с информационными входами ограничителя амплитуды, а выходы второй группы соединены с входами первого дешифратора, выходы которого подключены к управляющим входам первого генератора импульсов и входам регистратора ответов, выходы группы которого соединены с входами группы второго блока элементов И, первый вход которого соединен с выходом первого генератора импульсов, второй вход соединен с первым выходом второго генератора импульсов, а выход соединен со счетным входом первого счетчика, второй счетчик, вход которого подключен к выходу формирователя импульсов, а выходы Соединены с информационными входами группы блока индикации, первый управляющий вход которого подключен к выходу второго дешифратора, выходы ограничителя амплитуды подключены к информационным входам компаратора, выход которого подключен к первому информационному входу блока задания вре- . мени, первый выход которого соединен с входом первого коммутатора, выход которого соединен с управляющими входами ограничителя амплитуды и компаратора, второй выход второго генера- 35 тора импульсов соединен с входом формирователя импульсов, отличающее ся тем, что, с целью повышения точности устройства, в не- . го введены третий счетчик, вход которого соединен с первым выходом регистратора ответов, а выходы соединены с входами группы третьего блока элементов И, вход которого соединен с вторым управляющим входом блока индикации и вторым выходом регистратора ответов, а выход соединен с первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с управляющим входом блока ввода ответов и выходом ключа, а выход соединен с входом четвертого блока элементов И,-входы i группы которого соединены с выходами первого счетчика, а выходы подключены к входам второго дешифратора, пер- 55 вый регистр, информационные входы которого соединены с выходами первого дешифратора, управляющий вход подключен к выходу формирования импульсов, а выходы соединены с инфор30

40

45

50

мационными входами группы блока задания времени, второй выход которого соединен с информационными входам второго коммутатора и первого мультиплексора, управляющие входы которых соединены с выходами второго регистра, входами первой группы блока сравнения и входами первой группы певого сумматора, выходы которого под- ключены клинформационным входам второго регистра, а входы второй группы соединены с выходами второго мультиплексора, информационные входы которого соединены с выходами формиро- вателя кодов, информационные входы эторого соединены с входами второй

группы блока сравнения, выходами второго счетчика и входами первой группы второго сумматора, входы второй группы ко-торого соединены с выходами первого мультиплексора, вход выбора режима которого соединен с выходом элемента И, вход которого соединен с выходом второго коммутатора, выходы второго сумматора соединены с управляющими входами второго мультиплексора, выходы второго сумматора соединены с входами группы первого блока элементов И, выходы которого соединены с управляющими входами второго генератора импульсов.

SU 1 569 864 A1

Авторы

Финошкин Иван Дмитриевич

Пудовкин Виктор Константинович

Корчик Сергей Аркадьевич

Борисович Андрей Валентинович

Даты

1990-06-07Публикация

1988-07-20Подача