Червячный редуктор Советский патент 1990 года по МПК F16H1/16 

Описание патента на изобретение SU1597474A1

Фиг.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции червячных редукторов.

Цель изобретения - упрощение сборки при сохранении заданной точности.

На фиг.1 изображен червячный редуктор, фронтальная проекция в разрезе с вы- рывом на колесе и условным изображением резьбы на валу; на фиг,2 - разрез А-А на фиг,1; на фиг,3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - вариант фиксации колеса гайкой.

Червячный редуктор содержит скрепленные между собой корпус 1 и крышку 2, в расточках которого на подшипниках 3 установлен вал 4, соединенный резьбой с колесом 5. Подшипники 3 поджаты установленными в расточках корпуса 1 крышками 6 и 7. Регулировка осевого зазора в подшипниках 3 осуществляется набором прокладок 8. Колесо 5 на.ходится в зацеплении с червяком 9, а регулировка положения колес а 5 в осевом направлении относительно червяка 9 осуществляется за счет резьбы одного направления, например левой, нарезанной на обеих деталях. Кроме, этого, на валу 4 выполнен участок с резьбой противоположного направления - правой.

Для фиксации колеса 5 от проворота на валу в отрегулированном положении в его ступице выполнены четыре сквозных резьбовых отверстия, в каждом из которых последовательно размещены устройства для фиксации колеса, включающие соответственно сухарь Юс правой резьбой, плоскую пружину 11 с цилиндрическими роликами 12 и винт 13. Резьбовое отверстие в ступице заканчивается прямоугольным пазом, а сухарь 10 размещен в нем в направлении вдоль оси вала 4 с зазором, величина которого больше половины шага резьбы сухаря 10.

Сборка и подготовка редуктора к работе производится следующим образом.

Через окно, закрываемое крышкой 2, в корпус 1 опускают колесо 5, а через расточку вставляют вал 4 и ввинчивают его по левой резьбе в колесо 5. Затем на вал 4 и одновременно в расточки корпуса 1 устанавливают подшипники 3. Также в расточки устанавливают глухую и сквозную крышки 6 и 7, после чего набором прокладок 8 регулируют осевой зазор в подшипниках 3. Далее регулируют положение колеса 5 следующим образом. Затормаживают вал 4 и, вращая червяк 9 в обе стороны, определяют перемещение колеса 5 на валу 4 из крайнего левого в крайнее правое положение. (В крайнем положении зубья колеса упираются в червяк и перемещение прекращается) Точное положение колеса 5 определяется

возвратом его из крайнего положения на расстояние, равное половине перемещения. В этом положении средняя плоскость колеса 5 совпадает с осью червяка 9, и колесо 5 фиксируют на валу 4. Для этого в верх- нее резьбовое отверстие на ступице через окно корпуса опускают сухарь 10, который своей резьбой входит в зацепление с правой резьбой вала 4, чему способствует зазор

0 между сухарем 10 и стенкой паза ступицы. Затем опускают пружину 11 и зажимают ее винтом 13. Ролики 12, контактируя с конической поверхностью сухаря 10 и стенкой паза, выбирают зазоры и препятствуют

5 смещению сухаря 10 вдоль оси колеса 5 и вдоль оси отверстия в ступице. Сжатая пружина 11, кроме поджатия сухаря 10, выполняет функцию стопорения винта 13 от самоотвинчивания. Затем растормаживают

0 вал 4 и. вращая червяк 9, поворачивают ко- лесо 5 и через окно в корпусе аналогично зажимают остальные винты 13.

Так как колесо-5 зацепляется с левой резьбой вала 4, а сухари 10 - с правой, то

5 при передаче крутящего момента в работающем редукторе они стремятся перемещаться в противоположные стороны вдоль оси колеса 5. Но, поскольку сухари 10 колеса 5 зафиксированы в ступице (лишены воз0 можности перемещения) 6, то и колесо 5 оказывается зафиксированным на валу 4.

Центрирование колеса 5 на валу 4 в радиальном направлении может осуществляться по точной резьбе или введением

5 дополнительного цилиндрического пояска. В этом случае класс точности резьбы грубее.

Участки с резьбой на валу 4 могут быть не обязательно, разнонаправленными, до0 статочно чтобы они имели различный угол подьема витков. Также не обязательно нарезание резьбы по резьбе. Возможно последовательное расположение на валу двух участков с различной резьбой. С одним уча5 стком зацепляется резьба колеса 5, а с другим сухаря 10.

Взамен нескольких сухарей можно применить одну гайку 14,навинченную на вал с осевым зазором относительно колеса

50 (фиг.4), а фиксацию гайки с колесом осуществить с помощью нескольких болтов 15, завинченных в резьбовые отверстия, которые расположены на торцовой поверхности колеса, обращенной к гайке, другие болты

55 16 упираются в эту поверхность. Осевой зазор позволяет повернуть гайку до совмещения болта с ближайшим резьбовым отверстием на колесе, после чего болтами 15м 16 гайкам колесо ф иксируют друг относительно друга.

Для фиксации колеса на валу возможно расстопорение и дополнительная регулировка резьбового соединения в процессе эксплуатации, Если в этом нет необходимости (сборка один раз на весь срок службы), то возможно предварительное заполнение резьбы смазкой с затвердителем или подача в резьбовое соединение через выполненное в валу осевое и радиальное отверстия затвердевающего материала, например, клея после завершения регулировки.

Формула изобретения 1. Червячный редуктор, содержащий корпус с расточками, установленный в них вал, на посадочной поверхности которого

0

5

размещено червячное колесо, и взаимодействующий с ним червяк, отличающий- с я тем, что, с целью упрощения сборки при сохранении заданной точности, на посадочной поверхности вала выполнены два участка с разнонаправленной резьбой, на внутренней поверхности колеса выполнена резьба, предназначенная для взаимодействия с одним из этих участков, а редуктор снабжен установленным на другом резьбовом участке устройством для фиксации колеса от проворота на валу.

2. Редуктор по п,1,отличающийся тем, что устройство для фиксации выполнено в виде гайки, установленной с зазором относительно торца колеса.

Похожие патенты SU1597474A1

название год авторы номер документа
Станок для холодного накатывания зубчатых профилей 1988
  • Фомичев Леонид Филиппович
  • Гороховский Александр Михайлович
  • Фингер Михаил Львович
SU1780910A1
Устройство для поворота и фиксации бабки изделия 1982
  • Баранов Станислав Егорович
  • Петрик Борис Филатович
  • Зубко Валентин Николаевич
SU1047669A1
Редуктор 1988
  • Букчин Зиновий Георгиевич
  • Лидерман Юрий Львович
SU1551895A1
Опорный узел прокатного валка 1979
  • Шеногин Владимир Петрович
  • Мериин Иегуда Моисеевич
  • Кугушин Александр Андреевич
  • Сапожников Анатолий Яковлевич
  • Коломников Георгий Фролович
  • Попов Юрий Алексеевич
  • Казырский Олег Лаврентьевич
  • Лаптев Леонид Павлович
  • Храбров Анатолий Васильевич
  • Лаврентьев Александр Львович
SU820944A1
Прокатная клеть 1988
  • Гайдабура Виталий Васильевич
  • Баричко Борис Владимирович
  • Шеркунов Виктор Георгиевич
  • Панов Виктор Васильевич
  • Токарь Виктор Степанович
  • Гросман Александр Бенционович
  • Толстых Владимир Павлович
  • Кярнер Хейно Петрович
  • Лейзеров Ефим Лейзерович
SU1554999A1
Червячный редуктор 1989
  • Писарев Сергей Сергеевич
  • Шапиров Владимир Абдуллович
  • Несмиян Василий Романович
SU1709145A1
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВЕНТИЛЯТОР АППАРАТА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 2000
  • Билявский А.А.
  • Берестов В.А.
  • Лифанов В.А.
  • Осетров А.П.
RU2183290C2
МОТОРЕДУКТОР 2005
  • Оберле Ханс-Юрген
  • Шмидт Вилли
  • Линиг Андреас
RU2387553C2
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД 2018
  • Федосовский Михаил Евгеньевич
  • Дунаев Вадим Игоревич
  • Пустозеров Роман Владимирович
  • Анспук Дмитрий Адамович
RU2672150C1
ГИДРОДОМКРАТ С ФУНКЦИЕЙ ВИНТОВОЙ ОПОРЫ 2014
  • Усенко Евгений Сергеевич
  • Филинков Юрий Матвеевич
  • Щукин Юрий Викторович
RU2562677C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 597 474 A1

Реферат патента 1990 года Червячный редуктор

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - упрощение сборки при сохранении заданной точности. Указанная цель достигается за счет того, что колесо 5 зафиксировано на валу 4 при помощи резьбы и устройства для фиксации колеса от проворота на валу, например гайки 14, установленной на другом участке резьбы вала 4. Корпус 1 редуктора при этом выполнен с расточками под подшипники вала 4. Сборка редуктора происходит в следующей последовательности. Колесо 5 устанавливается в корпус 1 через окно, закрываемое крышкой 2, а вал 4 вставляется в корпус 1 через расточки корпуса 1 под подшипники и навинчивается на резьбу колеса 5, а затем стопорится гайкой 14. Благодаря резьбовому соединению колеса 5 с валом 4 колесо можно зафиксировать на любом участке вала, что обеспечивает требуемую точность при сборке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 597 474 A1

агл

J 7

фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1597474A1

Левитан Ю.В
и др, Червячные редукторы
Справочник
- Л.: Машиностроение, 1985, с
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. 1921
  • Левенц М.А.
SU89A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1

SU 1 597 474 A1

Авторы

Писарев Сергей Сергеевич

Лидерман Юрий Львович

Эпштейн Иосиф Миронович

Шапиров Владимир Абдуллович

Несмиян Василий Романович

Даты

1990-10-07Публикация

1987-11-23Подача