Фиг.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкции червячных редукторов.
Цель изобретения - упрощение сборки при сохранении заданной точности.
На фиг.1 изображен червячный редуктор, фронтальная проекция в разрезе с вы- рывом на колесе и условным изображением резьбы на валу; на фиг,2 - разрез А-А на фиг,1; на фиг,3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - вариант фиксации колеса гайкой.
Червячный редуктор содержит скрепленные между собой корпус 1 и крышку 2, в расточках которого на подшипниках 3 установлен вал 4, соединенный резьбой с колесом 5. Подшипники 3 поджаты установленными в расточках корпуса 1 крышками 6 и 7. Регулировка осевого зазора в подшипниках 3 осуществляется набором прокладок 8. Колесо 5 на.ходится в зацеплении с червяком 9, а регулировка положения колес а 5 в осевом направлении относительно червяка 9 осуществляется за счет резьбы одного направления, например левой, нарезанной на обеих деталях. Кроме, этого, на валу 4 выполнен участок с резьбой противоположного направления - правой.
Для фиксации колеса 5 от проворота на валу в отрегулированном положении в его ступице выполнены четыре сквозных резьбовых отверстия, в каждом из которых последовательно размещены устройства для фиксации колеса, включающие соответственно сухарь Юс правой резьбой, плоскую пружину 11 с цилиндрическими роликами 12 и винт 13. Резьбовое отверстие в ступице заканчивается прямоугольным пазом, а сухарь 10 размещен в нем в направлении вдоль оси вала 4 с зазором, величина которого больше половины шага резьбы сухаря 10.
Сборка и подготовка редуктора к работе производится следующим образом.
Через окно, закрываемое крышкой 2, в корпус 1 опускают колесо 5, а через расточку вставляют вал 4 и ввинчивают его по левой резьбе в колесо 5. Затем на вал 4 и одновременно в расточки корпуса 1 устанавливают подшипники 3. Также в расточки устанавливают глухую и сквозную крышки 6 и 7, после чего набором прокладок 8 регулируют осевой зазор в подшипниках 3. Далее регулируют положение колеса 5 следующим образом. Затормаживают вал 4 и, вращая червяк 9 в обе стороны, определяют перемещение колеса 5 на валу 4 из крайнего левого в крайнее правое положение. (В крайнем положении зубья колеса упираются в червяк и перемещение прекращается) Точное положение колеса 5 определяется
возвратом его из крайнего положения на расстояние, равное половине перемещения. В этом положении средняя плоскость колеса 5 совпадает с осью червяка 9, и колесо 5 фиксируют на валу 4. Для этого в верх- нее резьбовое отверстие на ступице через окно корпуса опускают сухарь 10, который своей резьбой входит в зацепление с правой резьбой вала 4, чему способствует зазор
0 между сухарем 10 и стенкой паза ступицы. Затем опускают пружину 11 и зажимают ее винтом 13. Ролики 12, контактируя с конической поверхностью сухаря 10 и стенкой паза, выбирают зазоры и препятствуют
5 смещению сухаря 10 вдоль оси колеса 5 и вдоль оси отверстия в ступице. Сжатая пружина 11, кроме поджатия сухаря 10, выполняет функцию стопорения винта 13 от самоотвинчивания. Затем растормаживают
0 вал 4 и. вращая червяк 9, поворачивают ко- лесо 5 и через окно в корпусе аналогично зажимают остальные винты 13.
Так как колесо-5 зацепляется с левой резьбой вала 4, а сухари 10 - с правой, то
5 при передаче крутящего момента в работающем редукторе они стремятся перемещаться в противоположные стороны вдоль оси колеса 5. Но, поскольку сухари 10 колеса 5 зафиксированы в ступице (лишены воз0 можности перемещения) 6, то и колесо 5 оказывается зафиксированным на валу 4.
Центрирование колеса 5 на валу 4 в радиальном направлении может осуществляться по точной резьбе или введением
5 дополнительного цилиндрического пояска. В этом случае класс точности резьбы грубее.
Участки с резьбой на валу 4 могут быть не обязательно, разнонаправленными, до0 статочно чтобы они имели различный угол подьема витков. Также не обязательно нарезание резьбы по резьбе. Возможно последовательное расположение на валу двух участков с различной резьбой. С одним уча5 стком зацепляется резьба колеса 5, а с другим сухаря 10.
Взамен нескольких сухарей можно применить одну гайку 14,навинченную на вал с осевым зазором относительно колеса
50 (фиг.4), а фиксацию гайки с колесом осуществить с помощью нескольких болтов 15, завинченных в резьбовые отверстия, которые расположены на торцовой поверхности колеса, обращенной к гайке, другие болты
55 16 упираются в эту поверхность. Осевой зазор позволяет повернуть гайку до совмещения болта с ближайшим резьбовым отверстием на колесе, после чего болтами 15м 16 гайкам колесо ф иксируют друг относительно друга.
Для фиксации колеса на валу возможно расстопорение и дополнительная регулировка резьбового соединения в процессе эксплуатации, Если в этом нет необходимости (сборка один раз на весь срок службы), то возможно предварительное заполнение резьбы смазкой с затвердителем или подача в резьбовое соединение через выполненное в валу осевое и радиальное отверстия затвердевающего материала, например, клея после завершения регулировки.
Формула изобретения 1. Червячный редуктор, содержащий корпус с расточками, установленный в них вал, на посадочной поверхности которого
0
5
размещено червячное колесо, и взаимодействующий с ним червяк, отличающий- с я тем, что, с целью упрощения сборки при сохранении заданной точности, на посадочной поверхности вала выполнены два участка с разнонаправленной резьбой, на внутренней поверхности колеса выполнена резьба, предназначенная для взаимодействия с одним из этих участков, а редуктор снабжен установленным на другом резьбовом участке устройством для фиксации колеса от проворота на валу.
2. Редуктор по п,1,отличающийся тем, что устройство для фиксации выполнено в виде гайки, установленной с зазором относительно торца колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Станок для холодного накатывания зубчатых профилей | 1988 |
|
SU1780910A1 |
Устройство для поворота и фиксации бабки изделия | 1982 |
|
SU1047669A1 |
Редуктор | 1988 |
|
SU1551895A1 |
Опорный узел прокатного валка | 1979 |
|
SU820944A1 |
Прокатная клеть | 1988 |
|
SU1554999A1 |
Червячный редуктор | 1989 |
|
SU1709145A1 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВЕНТИЛЯТОР АППАРАТА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2183290C2 |
МОТОРЕДУКТОР | 2005 |
|
RU2387553C2 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД | 2018 |
|
RU2672150C1 |
ГИДРОДОМКРАТ С ФУНКЦИЕЙ ВИНТОВОЙ ОПОРЫ | 2014 |
|
RU2562677C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - упрощение сборки при сохранении заданной точности. Указанная цель достигается за счет того, что колесо 5 зафиксировано на валу 4 при помощи резьбы и устройства для фиксации колеса от проворота на валу, например гайки 14, установленной на другом участке резьбы вала 4. Корпус 1 редуктора при этом выполнен с расточками под подшипники вала 4. Сборка редуктора происходит в следующей последовательности. Колесо 5 устанавливается в корпус 1 через окно, закрываемое крышкой 2, а вал 4 вставляется в корпус 1 через расточки корпуса 1 под подшипники и навинчивается на резьбу колеса 5, а затем стопорится гайкой 14. Благодаря резьбовому соединению колеса 5 с валом 4 колесо можно зафиксировать на любом участке вала, что обеспечивает требуемую точность при сборке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
агл
J 7
фиг.З
Левитан Ю.В | |||
и др, Червячные редукторы | |||
Справочник | |||
- Л.: Машиностроение, 1985, с | |||
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. | 1921 |
|
SU89A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1990-10-07—Публикация
1987-11-23—Подача