« « -ft 10 5 т S
05
О
сл
о ел
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин.
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей волновой коробки скоростей за счет увеличения диапазона передаточных отношений.
Н а чертеже изображена волновая коробка скоростей, продольный разрез.
Волновая коробка скоростей содержит корпус 1, быстроходный 2 и тихоходный 3 валы, гибкое колесо 4 с зубчатыми венцами 5-7, один 5 из которых - наружный, и жесткие колеса 8-10, одно 8 из которых установлено в корпусе 1 и охватывает гибкое колесо 4 в месте взаимодействия последнего с генератором 11 волн, установленным на быстроходном валу 2. Зувчатые венцы 6 и 7 гибкого колеса 4 - внутренние и взаимодействуйт с жесткими колесами 9 и 10, размеш.енными внутри гибкого колеса 4 и имеющими разное число зубьев. Коробка скоростей снабжена щлицевой втулкой 12, установленной с возможностью осевого перемещения по тихоходному валу 3 вдоль шпонки 13 для поочередного сцепления своими шлицевыми венцами 14 со шлицами 15 жесткого колеса 9, шлицами 16 жесткого колеса 10 и шлицами 17, нарезанными на фланце гибкого колеса 4. Шлицевая втулка 12 передвигается в осевом направлении с помощью рычага 18 и фиксируется в каждом из рабочих положений шариковым фиксатором 19.
Волновая коробка скоростей работает следующим образом.
В процессе работы генератор 11 волн, получая вращение от быстроходного вала 2, перемещает волны деформирования по гибкому колесу 4, последовательно вводя его в зацепление по больщой оси с жестким колесом 8, а по малой оси - с жесткими колесами 9 и 10. В результате гибкое колесо 4 получает медленное вращение в противоположном по отношению к генератору 11 волн, направлении, а жест0
0
кие колеса 9 и 10 вращаются в том же направлении, что и гибкое колесо 4, опережая его, с разными скоростями.
Поочередное сцепление шлицевой втулки 12 со шлицами 15-17 звеньев волновой коробки скоростей позволяет получить три различные скорости тихоходного вала 3 при постоянной скорости быстроходного вала 2. Несцепленные звенья коробки скоростей свободно вращаются относительно тихоходного вала 3 и корпуса 1. При этом, если угловые скорости жестких колес 9 и 10 соизмеримы между собой, то угловые скорости жестких колес 9 и 10 с одной стороны и гибкого колеса 4 с другой различаются значительно (примерно в два раза).
Благодаря наличию на гибком колесе наружного и внутренних зубчатых венцов, которые взаимодействуют с соответствующими жесткими колесами, волновая коробка скоростей имеет увеличенный диапазон передаточных отнощений, что расширяет ее кинематические возможности.
Формула изобретения
Волновая коробка скоростей, содержащая корпус, тихоходный и быстроходный валы, установленный на последнем генератор волн, гибкое колесо с зубчатыми венцами, один из которых - наружный, и жесткие колеса, одно из которых установлено в корпусе и им охвачено гибкое колесо в месте его взаимодействия с генератором волн, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет увеличения диапазона передаточных отношений, другие зубчатые венцы - внутренние, другие жесткие колеса размещены внутри гибкого колеса, а коробка скоростей снабжена шлицевой втулкой, установленной на тихоходном валу с возможностью осевого перемешения для поочередного соединения последнего с гибким колесом и расположенными внутри него жесткими колесами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Волновая передача | 1978 |
|
SU787754A1 |
Сдвоенная волновая зубчатая передача | 1988 |
|
SU1587269A1 |
Волновая зубчатая передача | 1987 |
|
SU1477961A1 |
ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1997 |
|
RU2117198C1 |
МНОГОПОТОЧНАЯ БЕСПОДШИПНИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2812085C1 |
Волновая передача | 1978 |
|
SU842306A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ВОЛНОВЫМ ВНЕШНИМ ЗУБЧАТЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ С УПРАВЛЕНИЕМ ОТ ГИДРОПРИВОДА | 2004 |
|
RU2271283C1 |
ПЕРЕДАЧА С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ | 2008 |
|
RU2362072C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1989 |
|
SU1776580A1 |
ВОЛНОВАЯ ДВУХСТОРОННЯЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2022 |
|
RU2792308C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин. Целью изобретения является расширение кинематических возможностей волновой коробки скоростей за счет увеличения диапазона передаточных отношений. Указанная цель достигается тем, что генератор 11 волн, получая вращение от быстроходного вала 2, перемещает волны деформирования по гибкому колесу, последовательно вводя его в зацепление по большой оси с жестким колесом 8, а по малой оси - с жесткими колесами 9 и 10. В результате гибкое колесо 4 получает медленное вращение в направлении, противоположном направлению вращения генератора 11 волн, а жесткие колеса 9 и 10 вращаются в том же направлении, что и гибкое колесо 4. Поочередное сцепление шлицевой втулки 12 с шлицевыми венцами 15-17 звеньев коробки скоростей позволяет получить три различные скорости тихоходного вала 3 при постоянной скорости быстроходного вала 2. 1 ил.
МНОГОСКОРОСТНОЙ РЕДУКТОР | 0 |
|
SU315838A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-11-07—Публикация
1988-06-23—Подача