Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности, к электрическим машинам широкого применения. Задача, решаемая настоящим изобретением, - повышение эффективности охлаждения статора электрической машины.
Известны системы охлаждения электрических машин, в которых хладагент подводится к меди обмоток статоров и роторов. Эта система эффективна, но сложна в конструкционном отношении и может быть использована в самых крупных электрических машинах (А.И. Москвитин. Непосредственное охлаждение электрических машин. - М. Издательство АН СССР, 1962, с. 10-34).
Известна также конструкция асинхронного двигателя АО-82 (Проектирование электрических машин. Под ред. П.С. Сергеева - М.: Энергия, 1969, с. 182-184, рис. 9.9 и 9.9а). Эта конструкция принята за прототип.
Основные недостатки прототипа: тепло, выделяемое в обмотке статора, передается в сердечник статора, набранный из листовой стали, соединяясь с теплом, выделенным в сердечнике, а затем это суммарное тепло преодолевает еще 2 препятствия: стыковку сердечника с корпусом и тепловое сопротивление корпуса, прежде чем достигнуть хладагента (воздуха, обдувающего корпус).
Цель изобретения - повысить энергоэффективность охлаждения, упростить конструкцию, снизить массу и габариты, увеличить коэффициент полезного действия и повысить надежность электрической машины за счет изменения конструкции статора.
Указанная цель достигается тем, что, в отличие от прототипа, убираются 2 последних препятствия: стыковка сердечника с корпусом и корпус, а выступы сердечника образуют ребра, непосредственно соприкасающиеся с хладагентом.
На фиг.1 показан лист 1 электротехнической стали с пазами 2 для размещения обмотки и выступами 3.
На фиг.2 показан поперечный разрез сердечника 4 (условно заштрихован), на фиг.3 - его продольный разрез (по А-А фиг.2), на фиг.4 - вид Б фиг.3. Разрез В-В на фиг.3 соответствует виду фиг.2.
Сердечник состоит из листов 1, нажимных колец 5 и стяжных шпилек 6.
На фиг.5 показан лист 7 электротехнической стали с отверстиями 8 для стяжных шпилек 6 и прорезями 9, исключающими замыкание магнитного потока вокруг шпилек и тем самым препятствующими возникновению токов в стяжных шпильках. Аналогичные отверстия выполняются в нажимных кольцах. Это решение позволяет выполнить нажимные кольца по профилю листа 7 и тем самым максимально увеличить окна в сердечнике для прохождения охлаждающего воздуха в аксиальном направлении, а также уменьшить массу колец.
Аналогично с такими же отверстиями 8 и прорезями 9 могут быть выполнены листы 10 для стяжных шпилек 6 между выступов, как это показано на фиг.6.
Эта разновидность размещения шпилек в аксонометрических проекциях показана на фиг.7 (соответствует листу фиг.5) и фиг.7а (соответствует листу фиг.6). Стрелками на этих фигурах условно показано направление движения воздуха, охлаждающего сердечник.
На фигурах 1-7а представлен простейший вариант охлаждения статора. Он может быть эффективен для электрических машин, расположенных на движущихся изделиях: на вагонах метро, электричек, поездов, самолетах и других летательных аппаратах, на водных видах транспорта.
Возможно также увеличение эффективности охлаждения, например, за счет установки вентилятора обдува на валу электрической машины (как показано в прототипе - с.182, рис 9-9) либо отдельно стоящего вентилятора или компрессора.
На фиг.8 представлен вариант, когда на поверхность выступов 3 устанавливается цилиндр 11, образующий с выступами аксиальные каналы для хладагента. Этот цилиндр может быть алюминиевым, титановым, стальным или из других металлов и их сплавов, а также из композитных и других конструкционных материалов.
На фиг.9 представлена аксонометрическая проекция сердечника, а стрелками условно показано направление движения хладагента в аксиальных каналах.
На фиг.10 представлен вариант, когда вершины выступов 3 соединены между собой композитным материалом 12, например, бандажной лентой, углеродными или другими высокопрочными нитями. В этом случае возможна пропитка и запекание всего статора с обмоткой, сердечником, композитным бандажом изоляционным компаундом для создания легкой монолитной конструкции высокой прочности.
Такая конструкция со склеенными предварительно сердечником и нажимными кольцами из изоляционного материала, например, стеклотекстолита, может быть выполнена без стяжных шпилек.
Охлаждение осуществляется аналогично варианту по фиг.9.
На фиг.11 представлен вариант, когда лист статора выполнен с перемычками 13 между вершинами выступов, в которых размещены стяжные шпильки 6.
В этом случае ячеевидная конструкция сердечника приобретает высокую жесткость.
В настоящее время все большее распространение получают электрические машины обращенного исполнения - с внешним ротором по отношению к статору (например, патент RU 2458446 С1).
Для такого исполнения электрической машины на фиг.12, 13, 14 представлен сектор статорного листа 1, у которого пазы 2 для обмотки расположены снаружи статора, а выступы 3, обдуваемые хладагентом, - внутри.
Для повышения скорости обдува (и, следовательно, увеличения интенсивности охлаждения) может быть использован цилиндр 11, образующий с выступами 3 и листами 1 аксиальные каналы 14 (фиг.13), обдуваемые хладагентом с помощью вентилятора или компрессора.
Если полости каналов 14 будут герметизированы (например, компаундом, пропитывающим обмотку статора и сердечник), то по этим каналам может быть подана охлаждающая жидкость (вода, антифриз, масло), что резко повысит эффективность охлаждения статора и всей электрической машины.
Эта же система жидкостного охлаждения может быть использована и для необращенной электрической машины, описанной ранее (фиг.1-11).
На фиг.14 показан вариант с перемычками 13 между вершинами выступов 3 -аналогично фиг.11 для необращенной электрической машины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЬЦЕВОЙ ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1995 |
|
RU2088019C1 |
СТАТОР МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1992 |
|
RU2007815C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2018 |
|
RU2687560C1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1617537A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2706016C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2258293C1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора | 1974 |
|
SU562039A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2457599C2 |
Статор электрической машины | 1989 |
|
SU1746473A1 |
Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – повышение эффективности охлаждения статора электрической машины. Статор электрической машины включает сердечник из листовой электротехнической стали и пазы для размещения обмоток. Особенностью изобретения является наличие у листов электротехнической стали со стороны, противоположной пазам, выступов, непосредственно соприкасающихся с хладагентом. При этом вершины выступов соединены между собой бандажной лентой, нитями или другим композитным материалом. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.
1. Статор электрической машины, имеющий сердечник из листовой электротехнической стали и пазы для размещения обмоток, отличающийся тем, что листы стали со стороны, противоположной пазам, имеют выступы, непосредственно соприкасающиеся с хладагентом, причем вершины выступов соединены между собой бандажной лентой, нитями или другим композитным материалом.
2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что во впадинах между выступами размещены шпильки, стягивающие листы и образующие вместе с листами и нажимными кольцами сердечник.
3. Статор по п. 1, отличающийся тем, что стяжные шпильки размещены в выступах с отверстиями.
4. Статор по п. 1, отличающийся тем, что пазы для обмотки расположены внутри статора, а выступы, соприкасающиеся с хладагентом, - снаружи.
5. Статор по п. 1, отличающийся тем, что пазы для обмотки расположены снаружи статора, а выступы, соприкасающиеся с хладагентом, - внутри.
EP 3024121 A2, 25.05.2016 | |||
GB 453038 A, 03.09.1936 | |||
WO 2007002216 A1, 04.01.2007 | |||
US 2005067905 A1, 31.03.2005 | |||
US 2012262021 A1, 18.10.2012 | |||
Сердечник статора электрической машины | 1972 |
|
SU437176A1 |
Авторы
Даты
2024-08-06—Публикация
2023-09-06—Подача