Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых передач.
Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности определения износа при реверсе.
На чертеже изображена конструктивная схема устройства.
Устройство содержит сопряженные зубчатые колеса 1 и 2. На торце одного из них, например колеса 1, установлен с возможностью поворота вокруг оси этого колеса, зубчатый диск 3, подпружиненный в окружном направлении относительно этого колеса 1 пружиной 4. На торце колеса 1 закреплен бесконтактный индуктивный преобразователь (датчик) 5, взаимодействующий с базовыми поверхностями 6 и 7 сквозного паза 8, выполненного в диске 3.
Зубья 9 диска 3 выполнены в торцовом сечении большего размера, чем зубья 10 колеса 1. Причем размер зубьев 9 диска 3 выбирается с учетом номинального размера зубьев 10 колеса 1 на любом текущем их
диаметре и величины бокового зазора в зацеплении сопряженных колес 1 и 2 диагностируемой передачи по условию отсутствия заедания
5д ()-Tjn,
где 5д и Б - торцовый размер зубьев соответственно зубчатого диска и колеса на одном и том же диаметре;
jn боковой зазор в зацеплении диагностируемых зубчатых колес;
TJR - допуск на боковой зазор.
Пружина 4 может быть выполнена из пружинной проволоки, например, круглого сечения, закреплена одним общим концом на ступице колеса 1, другим - на зубчатом диске 3 и помещена в радиальное отверстие большего диаметра, чем на концах закрепления. Это обеспечивает возможность ее деформирования в процессе работы устройства.
Усилие подпружинивания диска 3 относительно колеса 1 должно быть меньше передаваемого колесами 1 и 2 окружного усилия. Это вызвано необходимостью исключить износ боковых поверхностей зубьев
Ё
Оч N0 О 00 00
9 диска 3, выполняющего функцию следящего элемента в общей (с преобразователем 5) диагностической системе (не показана).
Сопряжение диска 3 со ступицей колеса 1 можно выполнить по скользящей посадке или на телах качения с учетом возможности его многократного использования для диагностики и других однотипных зубчатых колес.
Устройство работает следующим образом.
Измерительная система (не показана) с включенным в нее бесконтактным индуктивным преобразователем 5, обмотки при- емкой и компенсационной катушек которого соединены по дифференциальной схеме, балансируется на нуль.
Диагностируемые зубчатые колеса 1 и 2, а вместе с ними и зубчатый диск 3 вводятся в зацепление и нагружается передаваемым крутящим моментом. В результате зубчатый диск 3 смещается от своего первоначального положения, так как размер его зубьев 9 в поперечном сечении несколько больше по- перечного сечения размера зубьев 10 колеса 1. Под действием пружины 4 диск 3 находится в плотном зацеплении с сопряженным колесом 2 диагностируемой передачи.
Угловое смещение диска 3 вызывает уменьшение одного из измеряемых преобразователем 5 зазора 5i на величину смещения и увеличение зазора да на ту же величину. В результате в измерительной си-
стеме возникает разбаланс, величина которого фиксируется регистрирующим прибором (не показан).
При эксплуатации зубья колес 1 и 2 на участках силового их взаимодействия изнашиваются. В то же время в зоне контакта с диском 3 зубья колеса 2 остаются практически неповрежденными. Следовательно, износ вызывает дополнительное угловое смещение диска 3 от первоначального положения, Изменение измеряемых зазоров 5i и дг фиксируется регистрирующим прибором, по показаниям которого судят о состоянии, работоспособности и остаточном ресурсе диагностируемой передачи.
При реверсировании движения передачи принцип работы устройства сохраняется, однако уменьшаться будет уже зазор 5г, а увеличиваться - зазор д.
Формула изобретения
Устройство для определения износа зубьев зубчатых передач, содержащее сопряженные зубчатые колеса, установленный на торце одного из колес с возможностью поворота вокруг оси и подрессоренный в окружном направлении относительно колеса зубчатый диск и датчик его перемещений, отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет определения износа при реверсе, толщина зубьев зубчатого диска выполнена большего размера, чем зубья колеса, на торце которого установлен диск.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ исследования деформативности элементов зубчатых колес | 1987 |
|
SU1446447A1 |
Устройство для диагностики зубчатой передачи | 1988 |
|
SU1516828A2 |
Устройство для диагностики колес зубчатой передачи | 1990 |
|
SU1772652A1 |
Устройство для диагностики колес зубчатой передачи | 1986 |
|
SU1375964A1 |
Способ диагностики зубчатыхпЕРЕдАч | 1979 |
|
SU805097A1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU765577A1 |
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2701306C1 |
Упругое зубчатое колесо | 1987 |
|
SU1456672A1 |
Зубчатое колесо для виброакустических испытаний | 1988 |
|
SU1550349A1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1132091A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения возможности контролировать реверсивные передачи. Устанавливают на торце колеса преобразователь с приемной и компенсирующей катушками и дифференцировано измеряют зазоры между последними, толщина зуба дискового колеса выполнена большей, чем у колеса, на торце которого закреплено дно. 1 ил.
8
Авторское свидетельство СССР Мг 1048910 | |||
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-01-15—Публикация
1989-02-17—Подача