I
Изобретение относится к машиностроению, а именно к технической диагностике зубчатых передач, и может быть использовано при испытании устройств, содержащих зубчатые передачи со средним и крупным модулем.
Известен способ диагностики зубчатых передач, заключающийся в том, что нагружают крутящим моментом диагностируемую передачу до и после испытаний, измеряют один из параметров передачи и по нему судят о состоянии передачи 1.
Недостаток известного способа заключается в том, что он не позволяет с требуемой точностью определять дефекты сопряжения зубьев, так как угол закрутки вала, являющийся кoнтpoлиpyeIvым параметром передачи, зависит не только от износа рабочих Поверхностей зубьев диагностируемой передачи, но и от состояния посадочных злементов, деформаций валов и самих зубьев,
Цель изобретения - повыиение точности определения дефектов сопряжения зубьев.
Указанная цэль достигается тем, что устанавливают на торце зуба -одного гз колес диагностируемой передачи
бесконтактный индуктивный преобразователь и прикрепляют к торцу зуба сопрягаемого колеса, выполненный из ферромагнитного материала дополнительный зуб, имитирующий профиль зуба сопрягаемого колеса до начала испытаний, а о состоянии передачи судят по зазору между индуктивным преобразователем и дополнительным
О зубом.
На фиг. 1 изображено устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.
На торцах зубьев зубчатого колеса 1 закреплен с помощью кронштейнов 2
5 из немагнитного металла, по крайней мере, один бесконтактный индуктивный преобразователь 3, На торце зуба, v. сопрягаемого с колесом 1 колеса 4, установлен дополнительный зуб 5 из
0 ферромагнитного материала, имитирующий профиль зуба сопрягаемого колеса 4 до начала испытаний, и образующий базовую поверхность, которая может быть образована и неконтактирующей
5 поверхностью самих зубьев зубчатого колеса 4, если зубчатое колесо 4 изготовлено большей ширины, чем колесо 1, в этом случае базовые поверхности зубьев должны отделяться
0
от рабочих поверхностей проточкой 6 для устранения влияния базовых поверхностей на работоспособность передачи. Индуктивные, преобразователи 3 связаны через токосъемник 7 и усилитель 8 с регистрирукипим прибором 9.
Перед началом испытаний измеряют зазор 5, между бесконтактными индукTHBHfcjM преобразова1Т елем 3 и базовой поверхностью колеса 4.
В процессе испытания зубчатой передачи вследствие износа рабочих поверхностей зубьев диагностируемых колес 1 и 4 происходит соответствующее уменьшение зазора 5. Изменение величины зазора S регистрируется прибором 9, Приращения зазора определяют величину износа рабочих поверхностей зубьев зубчатой передачи. Устанавливая индуктивные преобразователи 3 на разных высотах зуба колеса 1, можно измерить распределение износа по высоте зубьев зубчатой
передачи.
Предлагаемый способ позволяет также измерить изменение толщины масляного слоя в зоне контакта в зависимости от вида смазки, сравнивая величины зазоров. при различных смаэцах в тех же условиях испытаний.
При установке индуктивных преобразов-ателей 3 на обоих торцах зубьев зубчатого колеса 1 по разности показаний индуктивных датчиков можно определить величину перекоса зубьев § зубчатой передачи.
При диагностировании передач по предложенному способу обеспечивается дифференцированное измерение и определение дефектов сопряжения зубьев зубчатых передач со средним и крупньм модулем в эксплуатационных усло5 ВИЯХ без разборки передач, и тем самым повышение точности определения дефектов сопряжения зубьев.
Формула изобретения
Способ диагностики зубчатых передач, заключающийся в том, что нагружают крутяи(им моментом диагностируемую передачу до и после испытаний, измеряют один из параметров передачи и по нему судят о состоянии передачи отличающийся тем, что, с целью повышения трчности определе/ ния дефектов сопряжения зубьев, устанавливают на торце зуба одного из колес диагностируемой передачи бесконтактный индуктивный преобразователь и прикрепляют к торцу зуба сопрягаемого колеса выполненный из ферромагнитного материала дополнительный зуб, имитирующий профиль зуба сопрягаемого колеса до начала испытаний, а о состоянии передачи судят по зазору между индуктивным.
0 преобразователем и дополнительным зубом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР
5 609073, кл. G 01 М 13/02, 1976
(прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения износа зубьев зубчатых передач | 1989 |
|
SU1620880A1 |
Устройство для диагностики колес зубчатой передачи | 1990 |
|
SU1772652A1 |
Устройство для диагностики зубчатой передачи | 1988 |
|
SU1516828A2 |
Устройство для диагностики колес зубчатой передачи | 1986 |
|
SU1375964A1 |
Способ исследования деформативности элементов зубчатых колес | 1987 |
|
SU1446447A1 |
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРЕДАЧ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2002 |
|
RU2224232C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ | 2007 |
|
RU2337340C1 |
Устройство для диагностики состоянияРАбОчЕй пОВЕРХНОСТи зубьЕВ зубчАТыХКОлЕС | 1979 |
|
SU796642A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ЗУБЬЕВ ШЕСТЕРЁН ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ | 2016 |
|
RU2631493C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ МАШИН - МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ ФАЗОХРОНОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ | 2013 |
|
RU2561236C2 |
Авторы
Даты
1981-02-15—Публикация
1979-03-11—Подача