Изобретение относится к транспорту, а именно к противоугонным устройствам для транспортных средств, и может быть использовано для тревожной сигнализации об угоне автомобиля.
Цель изобретения - повышение надежности.
На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство содержит первый генератор 1 импульсов, выходом подключенный к распределителю 2 импульсов с узлом начальной установки, реализованным на конденсаторе 3 и резисторе 4. Выходы распределителя 2 подключены к входам первой кодовой матрицы 5, выходы которой через элемент ИЛИ 6 подключены к передатчику сигналов. Выход старшего разряда распределителя 2 через первый инвертор 8 подключен к управляющему входу первого генератора 1 импульсов. Выход приемника 9 сигналов подключен к информационному входу сдвигающего регистра 10 и входу второго инвертора 11, выход которого через первый элемент 12 задержки подключен к одному из входов первого RS-триггера 13. Выход триггера 13 подключен к управляющему входу второго генератора 14 импульсов и первому входу первого элемента И- НЕ 15, второй вход которого подключен к узлу начальной установки, реализованному на резисторе 16 и конденсаторе 17, а выход - к обнуляющему входу регистра 10, Счетный вход регистра 10 подключен к выходу генератора 14, а выходы -через вторую кодовую матрицу 18 и непосредственно к входам второго элемента И-НЕ 19, выход которого подключен к одним из входов второго 20 и третьего 21 RS-триггеров. Прямой и инверсный выходы триггера 21 подключены к входам формирователя 22 тревожного сигнала. Выход старшего разряда регистра 10 подключен к входу третьего инвертора 23, к одному из входов третьего элемента И-НЕ 24 и через второй элемент 25 задержки - к другому входу триггера 20, прямой выход которого подключен к другому входу элемента И-НЕ 24. Выход элемента И-НЕ 24 через режимные резисторы 26-28 связан соответственно с другим входом триггера 21, выключателем 29 устройства и источником питания триггера 21. Выход инвертора 23 подключен к другому входу триггера 13. К входам формирователя 22 подключены датчики 30 и 31 защиты частей транспортного средства, а выходы формирователя 22 связаны с блоком сигнализации и системой зажигания транспортного средства (не показаны). В цепь питания приемной части устройства включен конденсатор 32. На схеме также показано подключение источников 33-35 питания.
Кодовые матрицы 5 и 18 представляют собой запаянные в определенном порядке в печатную плату перемычки, при этом в них могут использоваться и логические элементы (например, инверторы как в матрице 18).
Устройство работает следующим образом.
Формирователь 22 осуществляет контроль за угоном и в случае попытки угона выдает на выходы устройства сигналы включения сирены и выключения зажигания. Хозяин автомобиля, выходя из него, открывает дверь, при этом срабатывает датчик 30. Однако при первом размыкании датчика 30 сирена не включается, а формирователь 22 лишь подготавливается к второму размыканию датчика 30, которое вызывается угонщиком, По второму размыканию датчика 30 (в том случае, если его делает угонщик, а не хозяин, предварительно отключающий сигнализацию) формирователь 22 включает сирену.
После выхода из автомобиля хозяин включает охранную сигнализацию, нажимая выключатель 29. При этом триггер 21 устанавливается через резистор 27 в состр-
яние с уровнем единицы на прямом выходе. Триггер 21 и резистор 28 всегда запитаныот источника 34 питания, входящего в состав формирователя 22, что позволяет с помощью триггера 21 включать питание логических элементов приемной части устройства. Высоким уровнем с прямого выхода триггера 21 осуществляется включение источника 33 питания, входящего в состав
0 формирователя 22, что вызывает установку регистра 10 в начальное положение через элемент И-НЕ 15. После нажатия выключателя 29 водитель закрывает дверь, замыкая датчик 30, и оставляет автомобиль в режиме
5 охраны. В случае попытки угона срабатывают датчики 30 и 31 и включают с помощью формирователя 22 сигнализацию. Элементы и блоки приемной части устройства находятся внутри автомобиля. Элементы и блоки
0 передающей части устройства находятся вне автомобиля и выполнены конструктивно, например, в виде брелка на ключах автомобиля,
Для того, чтобы снять транспортное
5 средство с охраны, перед открыванием двери (размыкание датчика 30) водитель включает передатчик 7, при этом напряжением источника 35 запитываются элементы передающей части устройства. При подаче пита0 ния источника 35 происходит установка положительным импульсов распределителя 2 в исходное состояние, при котором на выходе первого разряда установлен высокий уровень, а на всех остальных выходах
5 низкий уровень. Конденсатор 3 и резистор 4 формируют кратковременный положительный импульс на установочном входе распределителя 2. После окончания установочного импульса импульсами с генератора
0 1 производится сдвиг единицы с выхода первого разряда поочередно по всем выходам распределителя 2. При этом на выходе элемента ИЛИ 6 формируется двоичный код (число разрядов равно числу выходов рас5 пределителя 2), причем первый его разряд равен 1 и используется для синхронизации, а остальные разряды содержат двоичный номер данного автомобиля. При последовательном сдвиге единицы по выходам рас0 пределителя 2 происходит опрос кодовой матрицы 5, код которой установлен заранее. Кодовая матрица 18 также настроена на этот же код. Распределитель 2 опрашивает кодовую матрицу 5 однократно, после чего
5 высоким уровнем с выхода старшего разряда через инвертор 8 блокируется работа генератора 1 до следующего включения передатчика 7.
В результате опроса распределителем 2 матрицы 5 на выходе элемента ИЛИ 6 формируется последовательный двоичный код, который излучается передатчиком 7, находящимся в руках водителя.
Этот код принимается через стекло автомобиля приемником 9, установленным внутри автомобиля, и выдается на вход сдвигового регистра 10 и на вход триггера 13. Первый положительный импульс является синхронизирующим и предназначен для запуска в работу элементов приемной части устройства, отключающих сигнализацию. Передним отрицательным фронтом первого импульса с выхода инвертора 11 триггер 13 устанавливается в состояние с единицей на прямом выходе и разрешает работу генератора 14. Элемент 12 задержки задерживает начало работы генератора 14 на некоторое время с целью, чтобы импульсы генератора
14попадали внутрь кодовых импульсов, поступающих на информационный вход регистра 10, и запись кодовой информации происходила без искажения. Генератор 14 формирует синхроимпульсы, по которым принимаемый код (включая и первый импульс синхронизации) записывается в регистр 10. Для приема кода, первый разряд которого является синхронизирующим, а другие (например, шесть) информационными, необходимо иметь в регистре 10 пять выходов, соединенных с кодовой матрицей 18, и два выхода управления. После семи импульсов генератора 14 на выходе предпоследнего разряда регистра 10 оказывается записан импульс синхронизации, поступивший с приемника 9 первым в виде высокого уровня, а на выходах других разрядов установлен двоичный код данного транспортного средства.
В момент появления высокого уровня на выходе предпоследнего разряда регистра 10 срабатывает элемент И-НЕ 19 и низким уровнем со своего выхода переводит триггер 21 в нулевое состояние на прямом выходе, в результате чего формирователь 22 закрыт и не формирует сигнал на включение сирены.
После появления сигнала логической единицы на выходе последнего разряда регистра 10 триггер 13 через инвертор 23 устанавливается в нулевое состояние на прямом выходе, что приводит к установке в начальное положение через элемент И-НЕ
15регистра 10.
В результате питание формирователя 22 выключено, автомобиль снят с охраны, автосторож готов к повторению цикла работы, хозяин может сесть в автомобиль, открыв дверь, при этом сигнализация не срабатывает.
Элементы 20, 24, 25 и 26 обеспечивают защиту устройства от срабатывания от сигнала угонщика в том случае, если он будет задавать на вход приемника 9 в режиме
охраны сплошной перебор двоичных кодов, или если эти коды будут формироваться случайно. Эти случаи характерны тем, что за кодом, указанным угонщиком, будет обязательно следовать код, не совпадающий с уста0 новленным, что используется для защиты. Даже если первый код угадан угонщиком, то на выходе элемента И-НЕ 19 формируется отрицательный импульс, который сбрасывает триггер 20 в состояние с логическим нулем
5 на прямом выходе. Вследствие этого сигнал логической единицы с выхода последнего разряда регистра 10 не пройдет через элемент И-НЕ 24 и не включит триггер 21 в единичное состояние на прямом выходе, т.е.
0 сигнализация не сработает, как и при задании правильного кода. После сброса триггера 31 через инвертор 23 и последующего сброса в О регистра 10 через элемент 15 производится через элемент 25 задержки
5 сброс триггера 20 в единичное состояние на прямом выходе. Время задержки элемента 25 выбирается незначительно больше времени сброса регистра 10 через инвертор 23, триггер 13, элемент И-НЕ 15 в О.
0Таким образом, как водитель, так и угонщик, угадавший при переборе код, отключают сигнализацию. Однако угонщик не знает, что он угадал код, и продолжает перебор. На время продолжения перебора питание на
5 устройстве удерживается с помощью разряда конденсатора 32 большой емкости, включенного на выходе источника 33, достаточно большое время (0,5-2 с) из-за малого тока разряда, обусловленного малым потребле0 нием применяемой элементной базы. При приходе за угаданным кодом следующего - неустановленного отрицательный импульс на выходе элемента И-НЕ 19 не формируется и триггер 20 находится в единичном со5 стоянии на прямом выходе. Поэтому при поступлении логической единицы с выхода последнего разряда регистра 10 элемент 24 формирует на выходе логический нуль и включает с помощью триггера 21 ранее вы0 ключенное питание в формирователе 22, ставя автомобиль на охрану.
Величина времени удержания устройства в запитанном состоянии с помощью конденсатора 32 должна быть меньше, чем
5 время, за которое водитель автомобиля после отключения охраны откроет дверь автомобиля (1-5 с). Работа устройства при защите от перебора и случайных кодов построена так, что любой код, принятый приемником 9 и не совпадающий с заданным
кодовой матрицы 18 (помеха), вызывает появление логического нуля на выходе элемента И-НЕ 24 и подтверждение включения питания формирователя 22 триггером 21, что повышает достоверность контроля за угоном, включая режим охраны.
Формула изобретения
Противоугонное устройство для транспортного средства, содержащее первый генератор импульсов, выходом подключенный к распределителю импульсов с узлом начальной установки, выходы которого подключены к входам первой кодовой матрицы, выходами связанная с передатчиком сигналов, приемник сигналов, выходом связанный с второй кодовой матрицей, формирователь тревожного сигнала, входы которого подключены к датчикам защиты частей транспортного средства, а выходы связаны соответственно с блоками сигнализации и зажигания транспортного средства, и выключатель устройства, отличающее- с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено вторым генератором импульсов, сдвигающим регистром с узлом начальной установки, двумя элементами задержки, элементом ИЛИ, тремя элементами И-НЕ, тремя RS-триггерами и тремя инверторами, вход первого из которых подключен к выходу старшего разряда распределителя импульсов, другие выходы которого через первую кодовую матрицу и непосредственно подключены к входам элемента ИЛИ, выход которого подключен к входу передатчика сигналов, а выход - к управляющему входу первого генератора импульсов, вход второго инвертора объединен с информационным входом сдвигающего регистра и подключен к выходу приемника сигналов, а выход - через первый элемент задержки к одному из входов первого RS-триггера, выход которого подключен к управляющему
входу второго генератора импульсов и первому входу первого элемента И-НЕ, второй вход которого подключен к узлу начальной установки, а выход - к обнуляющему входу сдвигающего регистра, счетный вход которого подключен к выходу второго генератора импульсов, выходы - через вторую кодовую матрицу и непосредственно подключены к входам второго элемента И-НЕ, выход которого подключен к одним из
входов второго и третьего RS-триггеров, прямой и инверсный выходы которого подключены к входам формирователя тревожного сигнала, при этом выход старшего разряда сдвигающего регистра подключен к
входу третьего инвертора, к одному из входов третьего элемента И-НЕ и через второй элемент задержки к другому входу второго RS-триггера, прямой выход которого подключен к другому входу третьего элемента
И-НЕ, выход которого через режимные резисторы связан с другим входом третьего RS-триггера, выключателем устройства и источником питания третьего RS-триггера, причем выход третьего инвертора подключен к другому входу первого RS-триггера.
433 32 I i I-HM J-L--L-, 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2043225C1 |
СПОСОБ РАДИОСИГНАЛИЗАЦИИ И ОБНАРУЖЕНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2099791C1 |
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА | 1995 |
|
RU2093387C1 |
Противоугонное устройство для транспортного средства | 1987 |
|
SU1569266A1 |
Устройство для сигнализации | 1988 |
|
SU1578726A1 |
СПОСОБ РАДИОПОИСКА И ПЕРЕХВАТА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2004 |
|
RU2253578C1 |
ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА | 1995 |
|
RU2086437C1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2006394C1 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2163871C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА С ТОКОПРОВОДЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ | 1991 |
|
RU2025337C1 |
Изобретение относится к транспорту, а именно к противоугонным устройствам для транспортных средств, и может быть использовано для тревожной сигнализации об угоне автомобиля. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит два генератора импульсов, распределитель импульсов, две кодовые матрицы, настроенные на определенный код, три RS-триггера, три инвертора, сдвиговый регистр, три элемента И-НЕ, два элемента задержки, а также передатчик и приемник. Устройство позволяет отключать сигнализацию без доступа внутрь транспортного средства. Передатчик устройства, который может быть расположен в брелке для ключей автомобиля, передает с помощью излучателя, работающего в инфракрасном участке спектра, код транспортного средства на приемник. Принятый код анализируется с помощью кодовой матрицы, и при совпадении кодов отключается формирователь тревожного сигнала, который связан с блоком сигнализации и системой зажигания транспортного средства. Устройство обеспечивает возможность отключения сигнализации водителем, находящимся вне автомобиля, что исключает возможность проникновения угонщика внутрь автомобиля и отключения им сигнализации после вскрытия двери, что повышает надежность устройства. Кроме того, обеспечивается защита устройства от помех в виде случайных двоичных кодов или двоичных кодов сплошного перебора, что повышает достоверность контроля за угоном, 1 ил. w Ј
Патент США № 4110738, кл | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1991-03-07—Публикация
1989-03-07—Подача