Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов транспортных средств, станков, сельскохозяйственных и тому подобных машин и механизмов.
Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем увеличения ди- апазона регулирования передаточного отношения.
На фиг.1 представлена клиноременная передача, общий вид; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.З - клиноременная передача в процессе регулирования, общий вид; на фиг.4 - шкив клиноременной передачи, нагретый до критической температуры; на фиг.5 - узел I на фиг.З; на фиг.6 - клиноременная передача с фрикционными нагревательными элементами, общий вид.
Клиноременная передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на них пары ведущих 3 и ведомых 4 шкивов, охваченных клиновыми ремнями 5. Ведущий шкив 3 состоит из двух дисков 6 и 7 подпружиненных один к другому посредством пружин 8 и установленных на шлицах ведущего вала 1. Пружины 8 фиксируются на валу стопорными кольцами 9. Ведомый шкив 4 состоит из двух дисков 10 и 11, жестко закрепленных на ступице 12, размещенной на шлицах ведомого вала 2. Ступицы 12 зафиксированы от смещения посредством стопорных колец 13 и распорных колец 14. Клиноременнэя передача имеет также механизм регулирования. Диски 6,7 и 10,11 выполнены коническими из материала с обратным эффектом памяти (например, никелида титана). Исходная форма дисков показана на фиг.4. Затем в закрытом объеме детали в течение часа отжигают с поддержанием этой формы при 500°С. После завер- шения отжига детали охлаждают до температуры ниже 40°С и при этой температуре их подвергают пластической деформации (например, холодной штамповке) для придания формы (фиг.1), т.е. в ненагретом состоянии диски 6 и 7 имеют плоскую форму на периферии и коническую при переходе к ступице, а диски 10 и 11 - на периферии коническую и в центральной части плоскую. Если диски полностью нагреть выше критической температуры, то они принимают исходную коническую форму. Механизм регулирования выполнен в виде нагревательного элемента 15 для взаимодействия с дисками шкивов 3 и 4, установленного с возможностью смещения в радиальном направлении относительно шкивов. Нагревательный элемент может быть выполнен в виде сопла 16, которое представляет собой отверстие на конце трубки 17, прикрепленной к поперечной трубке 18, установленной на стержнях 19 в направляющих 10. Концы трубок 17 расположены между дисками 6,7 и 10,11, а сопла 16 выполнены с обоих сто- рои трубок 17, направлены на поверхность дисков и служат для подачи на них газа с температурой не ниже критической.
Нагревательный элемент может быть выполнен в виде фрикционных колодок 21, прижатых к внутренним поверхностям дисков 6,7 и 10,11 с помощью упругих стержней 22, закрепленных на поперечной планке 23, размещенной на стержнях 19.
Клиноременная передача работает следующим образом.
В исходном положении клиновой ремень 5 охватывает шив 3 по наименьшему, а шкив 4 - по наибольшему диаметру. Вращение от ведущего вала 1 передается посредством клинового ремня 5 ведомому валу 2 при наибольшем передаточном отношении, частота вращения последнего наименьшая. При подаче через трубки 17 и 18 и сопла 16 горячею газа на боковые поверхности дисков 6,7 и 10,11, вследствие их вращения нагревается кольцевая поверхность с шириной, соответствующей диаметру струи газа. Когда температура нагреваемых участков становится равной критической или превышает ее. они принимают коническую форму, а на ненагретых частях дисков 6,7 и 10, 11 их поверхность плоская. Перемещая стержни 19 в направляющих 20 в ту или другую сторону можно синхронно изменять диаметр расположения нагреваемых соплами 16 кольцевыхуча- стков дисков, тем самым перемещая ремень 5 на больший или меньший диаметр. Натяжение ремня 5 и его смещение в первоначальный момент с минимального диаметра ведущего шкива 3 осуществляется посредством пружины 8.
При использовании в качестве нагревательных элементов фрикционных колодок 21 передача работать аналогично. В этом случае тепло, необходимое для нагрева материала дисков до критической температуры, выделяется за счет трения фрикционных колодок 21 о поверхности дисков 6,7 и 10,11.
Формула изобретения
1. Клиноременная передача, содержащая ведущий и ведомый валы, установленную на них по крайней мере одну пару охваченных клиновым ремнем шкивов, каждый из которых выполнен в виде пары дисков, и механизм регулирования передаточного отношения, отличающаяся тем, что. с целью расширения кинематических возможностей путем увеличения диапазона регулирования передаточного отношения, по
крайней мере один из дисков по крайней мере одного из шкивов выполнен из материала с обратимым эффектом памяти, а механизм регулирования - в виде нагревательного элемента, установленного с возможностью смещения в радиальном направлении относительно последнего для взаимодействия с ним.
2.Передача по п. 1,отличающаяся тем, что нагревательный элемент выполнен в виде сопла для подачи газа с температурой, равной или выше критической.
3.Передача по п. 1,отличающаяся тем. что нагревательный элемент выполнен в виде фрикционной колодки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2013 |
|
RU2547948C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2186271C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕНАЛАЖИВАЕМЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 2011 |
|
RU2489622C1 |
Привод кругловязальной машины | 1979 |
|
SU821575A1 |
МЕХАНИЗМ БЕССТУПЕНЧАТОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ | 1991 |
|
RU2012833C1 |
Устройство для регулирования натяжения рулонного материала | 1989 |
|
SU1620411A1 |
Клиноременная передача | 1991 |
|
SU1832170A1 |
Трансмиссия для автомобиля | 1979 |
|
SU1088655A3 |
Клиноременный вариатор | 1989 |
|
SU1739143A1 |
Шкив клиноременного вариатора | 1989 |
|
SU1763773A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов различных машин и механизмов Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем увели чения диапазона регулирования передаточного отношение При вращении шкивов нагревательные элементы обеспечивают нагрев кольцевых участков дисков 6,7 и 10.11 до температуры не ниже критической, в результате чего кольцевые участки приобретают коническую форму, что обусловлено свойством обратимого эффекта памяти которым обладает ма рриал шкивов При смещении narpeeaTent пых элементов в радиальном направлении происходит перемещение конических кольцевых участков и расположенного на них ремня 5, что приводит к изменению передаточного отношения. 2 з п ф-лы, 6 ил LO С О СО со ю О СП Фиг
Вид А
Фиг. 2
ю
Фиг. 3
ФигЛ
Я
фиг. В
Редактор Н.Бобковэ
Фиг. 6
Составитель В.Карасев
Техред М.МоргенталКорректор М.Самборская
Кожевников С.Н., Есипенко Я.И., Раскин Я М Механизмы - М. | |||
Машиностроение, 1978 с 351-353, рис 5.54 Есипенко Я.и | |||
механические вариаторы скорости | |||
- Киев: Гос.изд-во техн | |||
Судно | 1925 |
|
SU1961A1 |
Аппарат для испытания прессованных хлебопекарных дрожжей | 1921 |
|
SU117A1 |
Авторы
Даты
1991-03-07—Публикация
1988-10-17—Подача